Значение деятельности психоневрологического института для становления профессионального социального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

На базе Психоневрологического института под руководством В.М.Бехтерева в начале XX века стала осуществляться подготовка специалистов общественного призрения в рамках интегрированного воспитательно-медицинского направления для приютов, богаделен, работных и смирительных домов и др. учреждений общественного призрения...

Файлы: 1 файл

доклад на четверг.docx

— 15.43 Кб (Скачать файл)

          РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Значение деятельности  психоневрологического института  для  становления профессионального  социального образования»

 

  Развитие социального образования- новая тема в отечественном историческом познавательном пространстве. Её появление продиктовано назревшей необходимостью всестороннего системного изучения социального образования в России, потребностью в определённом использовании исторического опыта при проведении современной модернизации социальных институтов. Несмотря на то, что отдельные конкретные вопросы становились предметом исторических, социологических, педагогических и философских исследований они, до настоящего времени, не получали своего должного отражения и не носили системного характера.

Современная социальная политика Российской Федерации  предусматривает создание комплексно-интегративной  системы социальной защиты населения; формирование необходимых условий  для обеспечения всеобщей доступности  и общественно-приемлемого качества базовых социальных благ; создание для трудоспособного населения  экономических условий, позволяющих  за счёт собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального  потребления; разработку и внедрение  технологий поддержки тех категорий  населения, которые испытывают сложности  не только социально-экономического, но и социокультурного характера; интенсификацию профилактических программ социального благосостояния всего населения, а не только программ социальной защиты людей, уже попавших в сложную жизненную ситуацию.

В этих условиях задачей социального образования  не может являться пассивное приспособление к имеющимся финансово- материальным ресурсам страны. Главным и перспективным  содержанием социального образования  следует сделать реализацию правильно  выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования  социальных, психологических, социологических, экономических, правовых и иных методов  поэтапного решения социально - образовательных  проблем, в том числе проблем, возникающих в ходе рыночных преобразований. При этом необходимо разделять два направления: защита от негативных последствий рыночных отношений (бедности, безработицы, одиночества и т.д.) социально-уязвимых слоев населения, которым не обойтись без социальной помощи государства, и совершенствование механизмов адаптации различных слоев населения к рыночным преобразованиям, социальной, психологической, экономической активизации людей, направленной на преодоление иждивенческих настроений по отношению к государству.

 
На базе Психоневрологического  института под руководством В.М.Бехтерева  в начале XX века стала осуществляться подготовка специалистов общественного  призрения в рамках интегрированного воспитательно-медицинского направления  для приютов, богаделен, работных и  смирительных домов и др. учреждений общественного призрения. Обучение в институте организовывалось на базе факультетов, кафедр, кружков, курсов и происходило в следующих  формах: систематическое чтение лекций, организация практических занятий, научных экспериментов, исследований, конференций, проведение опросов и  диспутов, зачётов и экзаменов, аттестационных работ.

В основу учебной программы Психоневрологического  института было положено освоение обучающимися интегрированных социально-воспитательных («Социология», «Педагогика», «Богословие») и медико-социальных («Психиатрия», «Невропатология», «Нервно-психическая  гигиена») дисциплин. Кроме того, в  учебном процессе проходили апробацию  новые учебные курсы и дисциплины («Общественное призрение», «Учение  о глухонемоте» и др.). Практические навыки обучающиеся усваивали в  созданных при вузах учебно-научно-практических комплексах (исследовательские лаборатории  и группы, учебно-вспомогательные  образовательные центры). Программы  обучения были рассчитаны на сроки  от 2 до 5 лет. Обучение велось высококвалифицированными педагогами (Н.Е.Введенский, В.М.Бехтерев, С.К.Гогель, В.А.Вагнер, Э.Л.Радлов, С.А.Венгеров и др.).

Раскрывая и обосновывая основные тенденции  профессиональной подготовки кадров для  системы общественного призрения  в России к началу XX вв., необходимо сказать, что в стране к концу 1917 г. сформировалась система подготовки специалистов в области общественного  призрения на базе различной ведомственной  принадлежности, а также курсов, школ, кружков и частных вузов. В стране активно шла дифференциация образовательной сети в соответствии с кадровыми потребностями отдельных  отраслей социального призрения. Например, на базе Психоневрологического института  впервые в России были разработаны  и реализованы специализированные программы по лечению и социальной реабилитации инвалидов, душевнобольных, алкоголиков. Продолжали свою деятельность различные учебные заведения, в том числе и высшие, готовившие специалистов по работе с детьми-сиротами, престарелыми и с др. типами призреваемых.

К началу XX в. произошло формирование и совершенствование  содержания, форм и методов высшего  профессионального образования  специалистов сферы социального  призрения, а также интеграция в  видах образовательной и научно-исследовательской  деятельности преподавателей и студентов  в области социальной работы. В  связи с накоплением большого объёма научно-эмпирического материала  произошло увеличение числа дисциплин, изучаемых слушателями в учреждениях, на которых шла подготовка социальных работников. Соответственно это нововведение повлекло за собой увеличение количества учебных часов и продолжительность  сроков обучения профессии. Подготовка высококвалифицированных работников общественного призрения с расширенными теоретическими и практическими  программами в конце исследуемого периода стала реализовываться, главным образом, на базе неправительственных  высших учебных заведений. Большой  вклад в дело развития и внедрения  в негосударственные высшие учебные  заведения инновационных форм и  методов образовательной и научно-исследовательской  деятельности в области общественного  призрения внесли следующие учёные-преподаватели: Н.Е.Введенский, А.В.Лазурский,

A.П.Нечаев, М.М.Ковалевский, Ю.Гамбаров, В.М.Бехтерев, С.К.Гогель,

B.А.Вагнер, Э.Л.Радлов, С.А.Венгеров, П.Ф.Лесгафти другие.

 
 

 

                                                                                                                   Выполнила:  Васильева Юля, СД-12


Информация о работе Значение деятельности психоневрологического института для становления профессионального социального образования