РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Значение деятельности
психоневрологического института
для становления профессионального
социального образования»
Развитие социального образования- новая
тема в отечественном историческом познавательном
пространстве. Её появление продиктовано
назревшей необходимостью всестороннего
системного изучения социального образования
в России, потребностью в определённом
использовании исторического опыта при
проведении современной модернизации
социальных институтов. Несмотря на то,
что отдельные конкретные вопросы становились
предметом исторических, социологических,
педагогических и философских исследований
они, до настоящего времени, не получали
своего должного отражения и не носили
системного характера.
Современная
социальная политика Российской Федерации
предусматривает создание комплексно-интегративной
системы социальной защиты населения;
формирование необходимых условий
для обеспечения всеобщей доступности
и общественно-приемлемого качества
базовых социальных благ; создание
для трудоспособного населения
экономических условий, позволяющих
за счёт собственных доходов обеспечить
более высокий уровень социального
потребления; разработку и внедрение
технологий поддержки тех категорий
населения, которые испытывают сложности
не только социально-экономического, но
и социокультурного характера; интенсификацию
профилактических программ социального
благосостояния всего населения, а не
только программ социальной защиты людей,
уже попавших в сложную жизненную ситуацию.
В этих
условиях задачей социального образования
не может являться пассивное приспособление
к имеющимся финансово- материальным
ресурсам страны. Главным и перспективным
содержанием социального образования
следует сделать реализацию правильно
выстроенной системы приоритетов,
механизмов эффективного использования
социальных, психологических, социологических,
экономических, правовых и иных методов
поэтапного решения социально - образовательных
проблем, в том числе проблем,
возникающих в ходе рыночных преобразований.
При этом необходимо разделять два направления:
защита от негативных последствий рыночных
отношений (бедности, безработицы, одиночества
и т.д.) социально-уязвимых слоев населения,
которым не обойтись без социальной помощи
государства, и совершенствование механизмов
адаптации различных слоев населения
к рыночным преобразованиям, социальной,
психологической, экономической активизации
людей, направленной на преодоление иждивенческих
настроений по отношению к государству.
На базе Психоневрологического
института под руководством В.М.Бехтерева
в начале XX века стала осуществляться
подготовка специалистов общественного
призрения в рамках интегрированного
воспитательно-медицинского направления
для приютов, богаделен, работных и
смирительных домов и др. учреждений
общественного призрения. Обучение
в институте организовывалось на
базе факультетов, кафедр, кружков, курсов
и происходило в следующих
формах: систематическое чтение лекций,
организация практических занятий,
научных экспериментов, исследований,
конференций, проведение опросов и
диспутов, зачётов и экзаменов, аттестационных
работ.
В основу
учебной программы Психоневрологического
института было положено освоение обучающимися
интегрированных социально-воспитательных
(«Социология», «Педагогика», «Богословие»)
и медико-социальных («Психиатрия»,
«Невропатология», «Нервно-психическая
гигиена») дисциплин. Кроме того, в
учебном процессе проходили апробацию
новые учебные курсы и дисциплины
(«Общественное призрение», «Учение
о глухонемоте» и др.). Практические
навыки обучающиеся усваивали в
созданных при вузах учебно-научно-практических
комплексах (исследовательские лаборатории
и группы, учебно-вспомогательные
образовательные центры). Программы
обучения были рассчитаны на сроки
от 2 до 5 лет. Обучение велось высококвалифицированными
педагогами (Н.Е.Введенский, В.М.Бехтерев,
С.К.Гогель, В.А.Вагнер, Э.Л.Радлов, С.А.Венгеров
и др.).
Раскрывая
и обосновывая основные тенденции
профессиональной подготовки кадров для
системы общественного призрения
в России к началу XX вв., необходимо
сказать, что в стране к концу
1917 г. сформировалась система подготовки
специалистов в области общественного
призрения на базе различной ведомственной
принадлежности, а также курсов,
школ, кружков и частных вузов.
В стране активно шла дифференциация
образовательной сети в соответствии
с кадровыми потребностями отдельных
отраслей социального призрения. Например,
на базе Психоневрологического института
впервые в России были разработаны
и реализованы специализированные
программы по лечению и социальной
реабилитации инвалидов, душевнобольных,
алкоголиков. Продолжали свою деятельность
различные учебные заведения, в том числе
и высшие, готовившие специалистов по
работе с детьми-сиротами, престарелыми
и с др. типами призреваемых.
К началу
XX в. произошло формирование и совершенствование
содержания, форм и методов высшего
профессионального образования
специалистов сферы социального
призрения, а также интеграция в
видах образовательной и научно-исследовательской
деятельности преподавателей и студентов
в области социальной работы. В
связи с накоплением большого
объёма научно-эмпирического материала
произошло увеличение числа дисциплин,
изучаемых слушателями в учреждениях,
на которых шла подготовка социальных
работников. Соответственно это нововведение
повлекло за собой увеличение количества
учебных часов и продолжительность
сроков обучения профессии. Подготовка
высококвалифицированных работников
общественного призрения с расширенными
теоретическими и практическими
программами в конце исследуемого
периода стала реализовываться,
главным образом, на базе неправительственных
высших учебных заведений. Большой
вклад в дело развития и внедрения
в негосударственные высшие учебные
заведения инновационных форм и
методов образовательной и научно-исследовательской
деятельности в области общественного
призрения внесли следующие учёные-преподаватели:
Н.Е.Введенский, А.В.Лазурский,
A.П.Нечаев,
М.М.Ковалевский, Ю.Гамбаров, В.М.Бехтерев,
С.К.Гогель,
B.А.Вагнер,
Э.Л.Радлов, С.А.Венгеров, П.Ф.Лесгафти другие.
Выполнила: Васильева Юля, СД-12