Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:20, реферат
Актуальное членение предложения — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:
исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;
новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;
элементы перехода.
Актуальное членение предложения
Актуальное членение предложения — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:
исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;
новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;
элементы перехода.
Например: «он (тема)
оказался (переход) прекрасным учителем
(рема)».
Актуальное членение
предложения исходит из выражения им конкретного
смысла в контексте данной ситуации —
в противоположность формальному членению
предложения на грамматические элементы.
Если тема предшествует
реме, порядок слов в предложении
называется объективным, в противном
случае - субъективным, например: «отец
(тема) идёт (рема)» - если ждут отца; «отец
(рема) идёт (тема)» - если услышали шаги.
Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами.
Это членение предложения по смыслу на две части, обозначающие предмет речи и то, что о нем говорится. В каждом высказывании устной и письменной речи отражено движение мысли от того, что уже известно, что названо говорящим или находится перед глазами собеседников, к тому, что еще не известно читателям или слушателям. Мысль говорящего отталкивается от известного и переходит к тому, что говорящий хочет об этом известном сказать. Путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления.
Такая структура мысли отражается в построении речи. В любом высказывании всегда говорится что-то о чем-то. Поэтому предложение в речи содержит две смысловые части: одна из них называет предмет речи, другая — обозначает его признаки, существенные для данного хода мысли. Вторая часть представляет собственно сообщение и потому является главной. Например, в предложении Все звери в зоопарке радостно встречают весну сообщение о предмете речи (все звери в зоопарке) содержится во второй его части: радостно встречают весну. В предложении Приходит весна в наши края поздно главная его часть, собственно сообщаемое — поздно. Если вы слышите пение и спрашиваете Кто это поет?, вам могут ответить: Поет соседский мальчик. Здесь сообщаемое — соседский мальчик. В устной речи известная часть сообщения обычно опускается. Ответная реплика может содержать только сообщаемое: соседский мальчик.
В науке о
языке образовалась традиция называть
эти две части терминами «
Сближают их
аналогичные смысловые
Но подлежащее и сказуемое кроме этих смысловых признаков обладают определенными формальными признаками: подлежащее — имя существительное или местоимение в именительном падеже (или инфинитив), а сказуемое — глагол в спрягаемой форме, прилагательное или существительное в именительном падеже. Сказуемое согласуется с подлежащим по грамматическим признакам (род, число, падеж). Именно наличием ряда формальных грамматических признаков и отличаются синтаксические подлежащее и сказуемое от психологических подлежащего и сказуемого, которые могут быть выражены любыми членами предложения и целыми группами слов, но могут и совпадать с синтаксическими подлежащим и сказуемым.
По мысли немецкого ученого Г. Пауля, грамматическая категория представляет собой «окаменение* психологической. Это значит, что психологическая, смысловая категория вырабатывает определенные знаки для своего выражения и эти знаки за ней закрепляются. Но в языке всегда возможна асимметрия между значением и его выражением, которая возникает в процессе языковой эволюции. Случай такой асимметрии — несовпадение психологических подлежащего и сказуемого с грамматическими. Если психологическим сказуемым становится не сказуемое, а другой член предложения, то оно отвечает и на другие вопросы: Когда? Где? Как? Кто? и т. д. Во втором примере психологическое сказуемое не совпадает с синтаксическим и отвечает на вопрос Когда? (поздно). В третьем примере психологическим сказуемым является синтаксическое подлежащее, и поэтому оно отвечает на вопрос Кто? (соседский мальчик). В зависимости от того, какой можно поставить к предложению вопрос, определяется главная его часть — психологическое сказуемое, которое на этот вопрос и отвечает.
Смысловая общность между психологическими и грамматическими подлежащим и сказуемым подтверждается тем, что психологическое подлежащее, выраженное не грамматическим подлежащим, а другими членами предложения, может быть преобразовано в именную конструкцию, которая предназначена для называния предмета речи. Стержневым, главным словом именной конструкции являются имя существительное, прилагательное или причастие в значении существительного, а также местоимения тот, то с придаточной частью. Второй пример может быть экспериментально перестроен следующим образом: Приход весны в наши края бывает поздний. Третий пример — Поющий (или: тот, кто поет) — соседский мальчик. Такое преобразование части предложения в именную конструкцию возможно потому, что эта часть по своей функции является наименованием: она называет предмет речи, каким-то образом уже определенный, известный из предшествующего контекста. Функция придаточного предложения при местоимении тот — повторить то, что уже известно, и сделать его исходным пунктом следующего сообщения.
Термины «психологическое подлежащее» и «психологическое сказуемое» долгое время оказывали давление на судьбу понятий, выраженных этими терминами. Ученые считали, что эти понятия относятся не к науке о языке, а к психологии или к логике.
В середине XX в. положение резко изменилось. Решающими оказались идеи чешского ученого В. Матезиуса. Сравнивая чешский и английский языки, В. Матезиус обнаружил, что они заметно различаются способами выражения предмета речи и того, что о нем говорится. В. Матезиус назвал членение предложения на эти две части актуальным членением, в отличие от грамматического членения по традиционным членам предложения. Это членение отражает актуальную позицию говорящего в данном конкретном случае по отношению к содержанию высказывания и по отношению к тем, кому это высказывание предназначено. Говорящий учитывает степень осведомленности читателя или слушателя и в зависимости от этого известную часть высказывания делает его исходным пунктом, основой, а в другой части сообщает то, что он хочет сказать о первой части. Главную часть высказывания Матезиус назвал его ядром. Основа и ядро присутствуют в любом высказывании на любом языке, но языки разного строя различаются способами выражения актуального членения.
По мысли В. Матезиуса, в каждом языке существует своеобразное отношение актуального членения предложения к его синтаксическому членению (по членам предложения), и это отношение является настолько важной характеристикой структуры каждого языка, что оно должно стать частью науки о языке и объектом самого пристального внимания ученых-лингвистов. Так и произошло. Во второй половине XX в. актуальное членение прочно вошло в лингвистику. Возрос интерес ученых к коммуникативной функции языка, т. е. к языку как средству общения. Усилилось внимание к условиям общения и к позиции его участников, к эффективным способам речевого общения в разнообразных его сферах, к правилам организации речи, устной и письменной. В этом направлении науки актуальное членение занимает важное место: оно отражает позицию говорящего по отношению к слушателю или читателю, реализуя путь от известного, определенного предмета речи к тем его признакам, которые в данном контексте для говорящего актуальны.
В современной лингвистике части актуального членения обозначаются терминами тема и рема (предикат).
Изучая структуру речи, ученые обнаружили, что актуальное членение также имеет свои способы выражения, только они отличаются от тех грамматических средств, при помощи которых связываются слова друг с другом в предложении. В русском языке такими способами служат порядок слов и интонация предложения. Эти способы образуют свою систему правил, которые носят более абстрактный, более сложный и в то же время менее жесткий характер, чем правила грамматические. Они предполагают комбинированное взаимодействие языковых средств. Эти правила не в одинаковой степении распространяются на все типы речи (см. Порядок слов в предложении) .
Актуальное членение служит одним из способов связи предложений в тексте. Существует несколько типов тематической прогрессии — так называют соотношение тем в соседних предложениях текста. При последовательном типе связи темой следующего предложения служит рема предыдущего: На месте каждого цветка оказалась завязь. Завязи быстро крупнели, набухали и вскоре стали вполне похожи на маленькие яблочки. При параллельной связи одна и та же тема повторяется в следующих друг за другом предложениях:
Музыка главенствовала. Она таилась за всесвободный ход ассоциаций. Отсюда более свободная последовательность тем. Тема предложения не предопределяется жестко предшествующим текстом, она может заключать в себе новое для читателя. В этом особенность лирического жанра. В отличие от строгой, логически последовательной речи, где обязателен переход от известного к неизвестному, эта двучастная структура мысли в лирике не всегда полностью раскрывается. Исходный пункт мысли не назы-
: вается, речь
выражает только новое.
Метки:Грамматика, Предложение, Текст
Похожие темы
Пунктуация
Предикативность и полупредикативность
Код и Текст
Аналогия в грамматике
Щерба Лев Владимирович