Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

В данной работе актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики; перспективы развития литературы для детей рассмотрены через изучение и анализ специальной литературы, критических статей литературоведов А. Ананичева, Е. Датновой, Л.Звонарёвой; результатов исследования Российской государственной детской библиотеки «Дети и периодика в начале XXI века»; аналитической статьи В. Чудиновой, предоставленной на выставке «ПРЕССА-2006» по итогам круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики
Кризис детской литературы в 80-е годы
Специфика современного детского чтения
Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя
4. Обращение детских поэтов к прозе
5. Низкий уровень качества современных книг и периодических изданий для детей
6. Коммерциализация книжного рынка
7. Проблема комплектования библиотек детской литературой
Глава 2. Перспективы развития детской литературы и периодики
Заключение
Литература.

Файлы: 1 файл

Leontyeva.docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

  Московский Педагогический Государственный Университет

 

 

 

 

Реферат на тему: «Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики»

 

 

 

 

                                   Выполнила: студентка заочного  отд,. группа 515,

                                                                                               Абдуллаева Г.Г.

                                                                         Проверила: Леонтьева  И.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

                                  Москва 2012г.

 

 

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики

    1. Кризис детской литературы в 80-е годы
    2. Специфика современного детского чтения
    3. Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя

4. Обращение детских поэтов  к прозе

5. Низкий уровень качества  современных книг и периодических  изданий для детей 

6. Коммерциализация книжного  рынка

7. Проблема комплектования  библиотек детской литературой

Глава 2. Перспективы развития детской литературы и периодики

Заключение

Литература.

 

Введение

 

Сегодня в России живет  около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности населения. В  какой-то мере они являются заложниками  проводимых социально-экономических  реформ и особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку  относятся к наиболее уязвимым в  социальном отношении слоям населения. 

В Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) говорится о праве  детей на культурное развитие, получение  образования и информации.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими  духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в  книжную вселенную происходит в  первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством  духовного развития личности.

Литература для детей  — явление сравнительно позднее  в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом. Известно, что явления более позднего порядка носят относительно зрелый характер, т. к. создаются в результате органического усвоения предшествующей традиции. В случае с детской литературой  все обстоит гораздо сложнее. Она долго и сложно отделялась от «большой» («общей») литературы, а  также от литературы учебной. Вызывал  и вызывает негативные оценки сам  факт обособления ее в некую самостоятельную  область, и, как следствие, до сих  пор имеют место дискуссии  в связи с проблемой так  называемой «специфики». Имеют место  разночтения даже в том, как ее называть: «детская литература» или  «литература для детей». Например, Полозова Т.Д., много лет плодотворно  занимающаяся проблемами детской литературы и детского чтения, разводит понятия «детская литература» и «литература для детей»: под «детской литературой» ею понимается собственно творчество детей, а под «литературой для детей» – все, что адресовано детям.[11, с.25]

За последние пятнадцать лет произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга  детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые»  Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам, «обэриуты»; предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских  писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем не бесспорные; уточняются некоторые аспекты истории  русской детской литературы XIX и XX вв.

Но, к сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует  внимание к ее проблемам, нет попыток  современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для  детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности. 

В данной работе актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики; перспективы  развития литературы для детей рассмотрены  через изучение и анализ специальной  литературы, критических статей литературоведов  А. Ананичева, Е. Датновой, Л.Звонарёвой; результатов исследования Российской государственной детской библиотеки «Дети и периодика в начале XXI века»; аналитической статьи В. Чудиновой, предоставленной на выставке «ПРЕССА-2006»  по итогам круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы».

 

 

 

 

 

Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики

 

Кризис детской  литературы  в 80-е годы

 

В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего дефицита, в том числе  – на детскую литературу (спрос  на нее в 80-е гг. удовлетворялся в  среднем на 30-35%). Это говорит о  процессе "социальной депривации" детей в 60-80-е годы при освоении ими литературной культуры. К периоду "застоя" (70-80-е гг.) в сфере  издания детской литературы накопилось множество проблем. Общей была тенденция  к снижению количества названий при  сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и относительном постоянстве  тиражей. Так, в середине 80-х годов  показатель разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в  ФРГ, в 6 раз ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в  Испании. В хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии и справочники, пособия  и руководства для досуговых  занятий. [12, с.46]

Отсутствие же научно-познавательной, справочной и энциклопедической  литературы чревато тем, что с  детства у ребенка не формируется  потребность в работе с книгой как одним из основных источников информации в различных областях знания. К перечню проблем можно  добавить недостаточное издание  лучшей современной детской иностранной  литературы, дефицит детской периодики  и др.

В восьмидесятые годы детская  литература пережила серьёзный кризис, последствия которого отразились и  на творчестве детских писателей  в  последующие годы.

Разбухшая от современных  «бродящих» условий жизни детская  литература неумолимо выталкивает  из себя тех, кто эту литературу создаёт. Галина Щербакова, чьи повести для  подростков и о подростках («Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др.) были популярны в восьмидесятые годы (по повести «Вам и не снилось…» даже был снят фильм с одноимённым названием), выходили стотысячным тиражом под эгидой издательства «Молодая гвардия», в девяностые годы и в начале двухтысячных переключилась на «взрослую» литературу. Её новые, иронико - саркастичные, далеко не детские произведения твёрдо встали на печатный конвейер издательства «Вагриус». [13, с.37]

Реже для детей стали  писать Татьяна Пономарёва, Борис  Минаев – автор книги для подростков «Детство Лёвы» с предисловием Льва Аннинского. Эмигрировали в Израиль  Дина Рубина и Анатолий Алексин, в  Германию – автор детских книг об искусстве Владимир Порудоминский, критик и переводчик Павел Френкель. Бывший детский поэт, писавший в  традициях обэриутов, Владимир Друк организовал в Нью-Йорке компьютерный журнал для взрослых. Сергей Георгиев издал недетскую книгу «Запахи  миндаля», Алан Милн – «Столик у  оркестра». Известный московский поэт Роман Сеф, ведущий семинар «Литература  для детей» у студентов Литературного  института им. А.М. Горького, тоже перешёл  на «взрослую» поэзию, имеется в  виду его книга «Турусы на колёсах». Детский писатель Игорь Цесарский  издаёт в Соединённых Штатах газеты «Континент США», «Обзор», «Русский акцент». Умерли критик Владимир Александров, писатели Юрий Коваль, Валентин Берестов, Сергей Иванов, поэт и переводчик Владимир Приходько. [13, с.45]

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика современного детского чтения

 

Специалистами Российской государственной  детской библиотеки в течение  ряда лет проводятся исследования детского чтения. Так, в исследовании «Дети  и периодика в начале XXI века»  анализировался широкий круг проблем, связанных с чтением детьми периодических  изданий. [15]

Приведем некоторые данные этого исследования.

Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп  детей, подростков, юношества, у которых  все более популярными становятся журналы. Однако при кажущемся разнообразии книжной и журнальной продукции, ориентированной на эту аудиторию, далеко не всё здесь благополучно.

У детей 9–10 лет популярны  «диснеевские» журналы и комиксы, причем более популярны они у  мальчиков, нежели у девочек, а также  различные журналы для детей. Девочки уже с 10–11 лет интересуются различными изданиями, ориентированными на женскую аудиторию. Причем уже  к седьмому классу у девочек в  три раза чаще, чем у мальчиков, в чтении присутствуют молодежные, женские, различные развлекательные  издания, тогда как у мальчиков  это, прежде всего, издания связанные  со спортом, автоделом, технические, познавательные и компьютерные журналы. Таким образом, чтение мальчиками журналов значительно  шире и разнообразнее, чем у девочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя

 

Данной проблеме посвящена  статья Е. Датновой «Возвращение на кухню». [4]  Генеральный директор издательства «Колобок и Два жирафа» Владимир Венкин на Втором Форуме молодых писателей  России, организованном Фондом социально-экономических  и интеллектуальных программ Сергея Филатова, на семинаре «Литература  для детей» заметил: «Раньше хорошие  писатели из регионов вынуждены были переезжать в Москву за карьерой. Теперь столь ярко выраженного центростремления нет, но региональным писателям ещё  сложнее, чем раньше». [13, с.64 ]

Проблема состоит в  том, что периферийному автору  сложно стать известным и знаменитым. В лучшем случае у него появится признание, но его книги не насытят  даже небольшую изголодавшуюся по хорошему чтению часть населения. К тому же в региональных издательствах книги  выходят малыми тиражами, которые  в принципе не могут охватить всю  Россию. Москва по-прежнему остаётся всероссийским  издательским центром.

 

Обращение детских  поэтов к прозе

Другая тенденция современной  детской литературы проявляется  в том, что детские поэты всё  чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Богородицкая переключились на прозаическое творчество. Возможно, дело здесь в  коммерческо-издательской стороне  дела. «В самом конце 90-х гг. наиболее прогрессивные издатели, наконец, обратили благосклонный взгляд на современных  детских поэтов – вышел долгожданный двухтомник Валентина Берестова, ставший  посмертным, опубликованы избранные  стихи Виктора Лунина, многочисленные книги Андрея Усачёва в издательстве «Самовар», переиздал детские стихи  Роман Сефа в журнале «Мурзилка», калининградское издательство «Янтарный  сказ» выпустило два сборника стихов московского поэта Льва Яковлева. Короткое время возглавляемое поэтом Львом Яковлевым московское издательство «Белый город» успело издать стихи ленинградца Олега Григорьева, москвичей Георгия Юдина, Валентина Берестова, Игоря Иртеньева», – отмечает Л.Звонарёва в статье «Почувствовать нерв времени».[8, с.10] Но если мэтров детской поэзии с трудом, но всё ж таки переиздают, то новичкам здесь просто не пробиться. Екатерина Матюшкина, молодая детская писательница из Санкт-Петербурга, одна из авторов популярной сегодня книги «Лапы вверх!» (Спб, «Азбука», 2004) (второй автор – Екатерина Оковитая) тоже начинала, как поэт. Но, получив отказ в издательствах, переключилась на детскую детективную прозу. Книгой с иллюстрациями, сделанными автором, заинтересовались в «Азбуке» и выпустили её тиражом семь тысяч экземпляров. А после коммерческого успеха предложили дополнительный тираж – показательный пример того, насколько стало материально выгоднее писать прозу. [13, с.72]

Ни для кого не секрет, что коммерческий успех книги  напрямую зависит от читательского  спроса. Тут же напрашивается вопрос: почему поэзия сегодня не в чести? Об этом сейчас задумываются не только авторы, пишущие для детей. Во многом здесь виновато время, слишком уж оно непоэтическим стало. А каково время, таковы и нравы. Или – наоборот. Если вспомнить слова Зинаиды  Гиппиус, написанные в дневнике ещё  в 1904 году, то становится понятно, что  человеческий, читательско-писательский, фактор имеет не меньшую значимость, чем временной. Они взаимосвязаны  и перетекают друг в друга. Зинаида  Гиппиус писала: «…современные стихотворные сборники и талантливых поэтов, и  бездарных поэтов, одинаково оказались  не нужны никому. Причина, следовательно, лежит не только в авторах, но и  в читателях. Причина – время, к которому принадлежат и те, и  другие, – все наши современники вообще…» [3, с.239]

 

 

 

 

Низкий уровень  качества современных книг и периодических  изданий для детей

 

В предисловии к литературному  альманаху «В комнате за сценой»  Александр Торопцев пишет такие  слова: «Для детей и о детях  писать хорошо гораздо сложнее, а  писать плохо грешно». [2, с.4]

Качество современной  детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет  желать лучшего. Неудивительно, что  современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет». В типографию и на книжные полки  пущено всё более или менее  приемлемое и давно известное  – от русских народных сказок и  сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм  до написанного в советское время.  В подобном возвращении к классике проявляется ещё одна проблема сегодняшней  детской литературы: проблема написания  современной детской книги, достойной  чтения ребёнком. Той, которую писать «гораздо сложнее» и не «грешно» (А. Торопцев). В переиздании классики, несомненно, много плюсов: к людям  нужно возвращать лучшие произведения прошлого, имена талантливых писателей, которые по тем или иным причинам были подзабыты, чьи произведения давно  или вообще не переиздавались –  этого требует литературный вкус современного читателя, более того – этого требует справедливость. Многие выросли на этой литературе, по стихотворениям Токмаковой, Барто, Благининой, Мориц, рассказам Драгунского  мы учились жить, думать, фантазировать.   И резервы для дальнейшего  переиздания классики ещё далеко не исчерпаны: есть, например, национальная литература СССР (Нодар Думбадзе, Фазиль Искандер, Анвер Бикчентаев, Нелли  Матханова и др.) и литература зарубежья (Баум, Диккенс, Льюис и  т.д.).

Однако многие тексты устарели фактологически: изменились названия городов, улиц, природа, техника, цены, изменилась сама идеология.  [13, с.75]

Информация о работе Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики