Александр Чёрный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:02, реферат

Описание работы

Родился 1 (13) октября 1880 в Одессе в семье провизора , агента торговой фирмы- семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета - «Черный». Отсюда и псевдоним.

Файлы: 1 файл

Александр Чёрный.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Александр Чёрный

(1880-1932)

 

 

 

Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы — Сам по себе, Мечтатель), русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов1.

 

Родился 1 (13) октября 1880 в Одессе в  семье провизора , агента торговой фирмы- семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета - «Черный». Отсюда и псевдоним.

 

Поступить в гимназию Саша не мог  из-за процентной нормы для евреев. Отец уже собирался было отдать его в обучение какому-либо ремеслу, но передумал и разом решил крестить всех детей, тем самым уравняв их в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию.

 

Мечта свершилась… Однако вскоре учеба обернулась неким подобием казенной службы, новыми страхами и  наказаниями, которые добавились к  домашнему игу. Стоит ли удивляться тому, что в пятнадцатилетнем возрасте он бежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата.

 

Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил  учение в местной гимназии. Но когда  его «за двойку по алгебре» исключили  из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи.

 

 Дальнейший поворот событий  трудно, пожалуй, назвать другим  словом, как чудо. Узнав по чистой  случайности о судьбе несчастного  юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах «Сына отечества» - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К. К. Роше, растроганный этой историей, он взял мальчика к себе. К. К. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние. Так Саша Черный в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной.

 

 Константин Константинович  Роше принадлежал к обрусевшему французскому роду. Дед его, профессор Военно-инженерной Академии, известен как изобретатель цемента, на котором, между прочим, построены форты Кронштадта. Отец - преподаватель Военно-инженерного училища. А сам К. К. Роше пошел по чиновной линии и может быть отнесен к служащей аристократии. В Житомире он занимал достаточно высокий пост - председателя Крестьянского Присутствия. Этого сановника отличало живейшее участие во всевозможных филантропических мероприятиях. Одной из таких акций было участие, которое он принял в судьбе многострадального юноши, брошенного семьей.

 

 Гимназию в Житомире не  удалось закончить из-за конфликта  с директором. Да, по правде сказать,  и поздно было учиться - подоспело  время призыва на воинскую  службу.

Отслужив с 1901 по 1902 год в качестве вольноопределяющегося, Саша Черный оказывается в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией, где поступает на службу в местную таможню. По возвращении в Житомир Гликберг начинает сотрудничать в газете «Волынский вестник». 1 июня 1904 года в житомирской газете напечатан его «Дневник резонёра» за подписью «Сам по себе». Однако вести здесь фельетон ему довелось недолго: всего через два месяца газета прекратила свое существование. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, он решает перебраться в Петербург.

 

 Поначалу новоиспеченному петербуржцу  пришлось заняться канцелярской  работой - на Службе сборов  Варшавской железной дороги. И  хотя на первых порах его  приютили родственники Роше, неуютно  и одиноко чувствовал себя  провинциал в северной столице. Его непосредственной начальницей на службе была М. И. Васильева, которая проявила к нему участие. Вскоре они связали свои судьбы узами брака. Союз оказался прочным, несмотря на разницу в возрасте (Мария Ивановна была старше на несколько лет), в положении и образовании. Его супруга была ученицей видного профессора философии А.И. Введенского и родственницей известных купцов Елисеевых.

 

 Свадебное путешествие летом  1905 года молодожены провели в  Италии. По возвращении Саша Черный  решает оставить ненавистную конторскую службу, дабы целиком отдаться литературной деятельности и образованию. В 1906-1907 он прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете.

 

 Первое  же опубликованное под этим, никому  не ведомым литературным именем  в журнале «Зритель» стихотворение «Чепуха» было подобно разорвавшейся бомбе и разошлось в списках по всей России. Саша Черный сразу стал желанным гостем в сатирических журналах. После отмены предварительной цензуры объявилась их уйма, как грибов после дождя. Язвительные и гневные инвективы Саши Черного в адрес тех, кто олицетворял слегка пошатнувшийся, но еще прочный государственный режим, появляются одна за другой.

 

 В 1900-е годы активный сотрудник  прогрессивных сатирических журналов  «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Саши Черного Чепуха (1905; «Трепов — мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта «Разные мотивы» (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник «Сатиры» (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, «Сатиры и лирика», проявилось тяготение Черного к «чистой» лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.

 

 То, что Саша Черный состоялся  как поэт, и то, что 1908-1911 годы  стали его «звездным часом», - величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 - один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон». Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского. Вл. Маяковский знал наизусть почти все стихи Черного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал для детей 25 стихотворений.

 

 В 1910 году вышли «Сатиры» - первая книга стихов Саши  Черного. «Сатиры» завершаются  разделом книги - «Лирические  сатиры», уже самим своим названием  передающий эстафету следующей  книге стихов - «Сатиры и лирика».

 

 Уйдя весной 1911 из «Сатирикона», где он был одним из поэтических  лидеров с 1908, Черный печатается  в газетах «Киевская мысль», «Русская  молва», в журналах «Современный  мир», «Аргус», «Солнце России»,  «Современник» и др. Выступает  как детский писатель (книги «Тук-Тук», 1913, «Живая азбука», 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного «Жажда» (1923), поэма «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине — малыша в кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнажено резкий стиль и нарочитый антиэстетизм2 виртуозного стиха Саши Черного, его принципиальная антибуржуазность, повлиявшие на формирование В.В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

 

 В 1914-1917 годах он был солдатом  при полевом лазарете. В марте  1917 Временным правительством назначен  заместителем комиссара Северного  фронта. После Октябрьской революции  (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику, где были созданы стихи о Литве и цикл «Русская Помпея», впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта. В 1920 — переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица». Со второй половины 1923 до начала 1924 — Чёрный в Италии, в семье Л.Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах «Из римской тетради» и «Римские офорты»). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

 

 В 1927 группа эмигрантов на  паях приобрела земельный участок  и основала русскую колонию  эмигрантов в поселке Ла-Фавьер, близ местечка Лаванду, в Провансе. Среди них был и Саша Черный. Здесь, на юге Франции, он  провел последний период своей жизни. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933)в которую вошли такие произведения , как :

Антигной 

Солдат и русалка 

Скоропостижный помещик 

Мирная война 

Армейский спотыкач

Правдивая колбаса 

Бестелесная команда 

Ослиный тормоз

Кавказский черт,

—написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.

 

 В итоге вышло еще две  книги Саши Черного: «Жажда»,  «Детский остров». Среди других  его произведений — поэма «Ной» (1914), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп»; стихотворный цикл «Война» (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (кн. «Сон профессора Патрашкина», 1924; «Дневник фокса Микки», 1927; «Кошачья санатория», 1928; «Белка-мореплавательница», 1933 и др.) и пьеса «Возвращение Робинзона» (1922) для детей; прозаический сборник «Несерьезные рассказы» (1928), с «легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.

 

 Высшая точка посмертного  признания таланта Саши Черного  - это создание Шостаковичем музыки  на цикл его стихов.

 

 В 52 года Саша Черный умер 5 августа 1932 в Ла Фавьер, помогая тушить пожар он перенапряг сердце. Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

 

Могила  поэта была утеряна после боевых действий Второй мировой войны.

 

Детей у  поэта не было.

 

В начале 1960-х  годов благодаря стараниям Корнея Чуковского — однотомники Саши Черного  были изданы в Большой и Малой  сериях Библиотеки поэта.

 

В.Набоков в прощальном слове  сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».

1ФЕЛЬЕТОН — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

2 Антиэстетизм (эстетика – греч. прекрасный) – отрицание красоты как ценности.


Информация о работе Александр Чёрный