Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:58, доклад
Александр Иванович Куприн - один из лучших русских писателей-реалистов конца девятнадцатого-начала двадцатого веков, писавших о светлых чувствах. Куприн в своих произведениях смог передать чувства героев и описать любовь так, чтобы читатель смог задуматься над ее силой. Любовь в его произведениях всегда бескорыстна, чиста: она не ждет награды и нередко бывает сильнее смерти. Для многих героев в произведениях Куприна любовь стала трагедией.
Александр Иванович Куприн - один из лучших русских писателей-реалистов конца девятнадцатого-начала двадцатого веков, писавших о светлых чувствах. Куприн в своих произведениях смог передать чувства героев и описать любовь так, чтобы читатель смог задуматься над ее силой. Любовь в его произведениях всегда бескорыстна, чиста: она не ждет награды и нередко бывает сильнее смерти. Для многих героев в произведениях Куприна любовь стала трагедией. В 1898 году Александр Иванович написал повесть «Олеся». В ней он показал истинную, чистую любовь. Герои поддаются судьбе. «Что у судьбы положено, разве от этого убежишь?»- говорит Олеся. Главный герой повести, Иван Тимофеевич, слышал от местных жителей о какой-то бабке-колдунье Мануйлихе, жившей в лесу со своей внучкой. И однажды, заблудившись в лесу, Иван Тимофеевич по воле судьбы находит избушку Мануйлихи. Там он знакомится с её внучкой-Олесей. Простая девушка поражает Ивана своей открытостью, своеобразной красотой, а так же способностью предвидеть и предсказать будущее. И после этой встречи Ивана Тимофеевича тянуло к Олесе, а в душе юной девушки уже пустила нежные ростки любовь. Но чем крепче становилось их чувство, тем сильнее они ощущали противостояние судьбы. Олеся верила в судьбу и предвидела, но все равно любила бескорыстно, безоглядно. Она была не в силах побороть свои чувства, была выше людской молвы и ее псевдонравственности. Ради своего возлюбленного Олеся совершает мужественный поступок. Девушка идет в церковь, но это заканчивается для нее трагично. Она была избита местными жителями. Ненависть толпы родила ответную ненависть у Олеси. Она посылает проклятье на них: «Хорошо же!.. Вы у меня еще вспомните это. Вы еще все наплачетесь досыта!» И к несчастью Олеси, ее проклятье сбывается: неожиданно пошел сильный град. Мне кажется, что это сама природа услышала боль Олеси и отомстила жестокой толпе. Люди были убеждены, что это проклятье Олеси, и собирались расправиться с ней, поэтому Мануйлиха с внучкой вынуждены бежать, Иван Тимофеевич толком не успел проститься с любимой. Однако он понял, что навсегда потерял свою возлюбленную, остался один со своей нестерпимой болью и душевной мукой, которую, мне кажется, усугубляло чувство вины. Ведь если б он всецело откликнулся на любовь Олеси, то не потерял бы ее.
Тема любви звучит и в
В
этом рассказе Александр
У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, всеми своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.
Любовь — заветная тема для Куприна. Любовью величественной и все проникающей, вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Сула-мифи». Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности, проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце читателя со страниц «1ранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому искусству.
В основе сюжета рассказа лежит курьезный случай из жизни. Единственное, что изменил автор, это финал. Но удивительно то, что анекдотическая ситуация превращается под пером писателя в гимн любви. Куприн считал, что любовь — это дар от Бога. На прекрасное, возвышенное чувство способны далеко не многие. Герой «Поединка» Назанский говорит о любви так:
«Она — удел избранных. Вот вам пример: все люди обладают слухом, но у миллионов он как у рыб, а один из этого миллиона — Бетховен. Так во всем: в поэзии, в художестве, в мудрости... И любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов».
И такая любовь озаряет «маленького человека», телеграфиста Желткова. Она становится для него великим счастьем и великой трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не надеясь на взаимность. Как точно замечает генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Для Желткова и не существует ничего, кроме любви, которая «заключает весь смысл жизни — всю Вселенную!» Но трагедия рассказа не только в том, что Желтков и княгиня Вера принадлежат к разным сословиям, и даже не в том, что он влюблен в замужнюю женщину, а в том, что окружающие прекрасно обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность.
Существует мнение, неоднократно высказанное критиками, что в образе Желткова есть некоторая ущербность, ибо для него весь мир сузился до любви к женщине. Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика, что заслоняет собой все, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову нечем больше жить. Но Желтков решил пойти на смерть во имя возлюбленной, чтобы не причинять ей беспокойства своим существованием. Он жертвует собой во имя ее счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни. Желтков никогда не был близко знаком с Верой Шейной, и потому «заочная» утрата Веры не стала бы для него концом любви и жизни. Ведь любовь, где бы он ни находился, всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы. Он не так часто видел Веру, чтобы, перестав следить за ней, утратить свое великое чувство. Такая любовь способна преодолеть любое расстояние. Но если любовь может поставить под сомнение честь любимой женщины, а любовь есть жизнь, то нет выше радости и блаженства, чем пожертвовать своей жизнью.
Однако страшное в том, что сама Вера «находится в сладкой дремоте» и еще не способна понять, что «ее жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн создал рассказ не о зарождении любви Веры, а именно о ее пробуждении ото сна. Уже само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит в жизнь героини взволнованное ожидание. При виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов», так не похожих на привычные дорогие подарки мужа и сестры, она ощущает беспокойство.
Все происходящее далее обостряет сознание исключительности прошедшей мимо любви, а когда наступает развязка, княгиня видит на мертвом лице Желткова «то самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Величие пережитого простым человеком чувства постигается ею под звуки бетховенской сонаты, как бы доносящей до героини его потрясение, его боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание.
Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом. Но еще важнее, что со смертью героя не заканчивается звучание патетических мотивов всевластной любви. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере. Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь и будет существовать в ее сознании как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она соприкоснулась и значение которого не сумела вовремя понять.
Имя героини Куприн выбирает не случайно — Вера. Вера остается в этом суетном мире, когда умирает Желтков, она познала, что такое настоящая любовь. Но и в мире остается вера в то, что Желтков был не единственным человеком, наделенным таким неземным чувством.
Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена. Музыка властно овладевает героиней, и в ее душе слагаются слова, которые как бы нашептывает любивший ее больше жизни человек: «Да святится имя Твое!..» В этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.
Пожалуй, древнейшее и прекраснейшее чувство, возникшее на земле – любовь. Именно она дала начало всему человечеству, не ведая, какие разрушения могут приносить люди, какие злость, ненависть, зависть могут возникать в их душах. Любовь может быть слепой, пылкой, неразделённой, робкой, лёгкой, красивой, трагичной, у неё много лиц, это чувство не поддаётся никаким законам, науке, не признаёт серости, обыденности, и именно поэтому, я считаю, она привлекает всех писателей, поэтов, музыкантов. Любовь, на мой взгляд, лучшая из муз – она может подвигнуть человека на такие поступки, которые он при любых других обстоятельствах никогда не совершил бы. Это – энергия, сила, а для многих людей – власть. И хотя любовь может породить ревность, а ревность – злость, зависть, ненависть, я всё же считаю, что это прекраснейшее чувство в мире.
У каждого человека на этот счёт своё мнение, особенно, как мне кажется, у людей искусства, в том числе и у писателей.
С любовью бескорыстной, не требующей награды, встречаемся мы в произведениях А. Куприна. Писатель считает, что любовь – не миг, а всепоглощающее чувство, способное продлиться значительное время. В « Гранатовом браслете» мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Желтков просто любил, ничего не требуя взамен.
Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественно выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой.
Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души – листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков дарит самое дорогое – гранатовый браслет. Но герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза – Булат – Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше, так как Василий Львович признаёт все его чувства, понимает все страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом – ведёт себя как истинный дворянин. Упоминание о власти Мирза – Булат – Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает, как власть может запретить ему любить.
Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное избранным общества Шеиных генералом Аносовым: «Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». Эта истина, сказанная «обломком старины» говорит нам о том, что обладать даром такой любви, «сильной, как смерть», смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой. Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова.
« В шесть часов пришёл почтальон», Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, «и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу», наверное, себя он относил тоже к чему–то житейскому в её жизни. В этих строчках письма прослеживается параллель с А.С. Пушкиным. Мне вспоминается:
Я Вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она Вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить Вас ничем.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как, дай Вам Бог любимой быть другим.
Не даром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми: Наполеоном и Пушкиным. Так же, как Наполеон, герой обладал мечтой, сильной волей. Как эти великие люди, он мог любить. Вера Шеин поняла всю ту любовь,которую потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. «Да святится имя твоё» повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета.
А. Куприну очень многое не нравилось в реальном мире, его окружавшем, и он, как и многие, наверное, мечтал построить мир, где всё было бы гармонично, прекрасно, где существовала бы такая бескорыстная, чистая, самоотверженная, не требующая награды, любовь, какую мы можем видеть во многих его произведениях, в том числе, и в «Гранатовом браслете».
Но, к сожалению, мне кажется, что в жизни такая любовь – сильная, светлая – встречается крайне редко. Именно поэтому автор решает, что один из героев должен умереть. Куприн, сохраняя традиции писателей XIX век, показывает нам «маленького человека», только не ущемлённым в своих правах, а способным на глубокое, искреннее чувство. Куприн хотел вселить в нас надежду о существовании, когда – нибудь, в светлом будущем идеального мира, о реальности существования настоящей любви «дороже богатства» и «сильнее смерти». Я считаю, что такому художнику слова нужно быть благодарным хотя бы за мечту о такой любви.