Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 07:37, практическая работа
Кай и Герда – друзья, любящие друг друга как брат и сестра. Однажды Кай посылает вызов самой Снежной королеве. В результате в глаз и сердце мальчика попадают осколки “дьявольского зеркала” троллей и Кай меняется. Он становится злым, проказничает, придирается к словам, обижает соседей, Герду и даже бабушку.
Одна из проказ Кая окончилась тем, что он привязал свои санки к саням Снежной королевы. Она поцеловала мальчика ледяным поцелуем и увезла в свой дворец, заставив забыть обо всем, что связывало мальчика с миром людей, с самой жизнью.
Анализ сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Думаю, что она так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.
Кай и Герда – друзья, любящие друг друга как брат и сестра. Однажды Кай посылает вызов самой Снежной королеве. В результате в глаз и сердце мальчика попадают осколки “дьявольского зеркала” троллей и Кай меняется. Он становится злым, проказничает, придирается к словам, обижает соседей, Герду и даже бабушку.
Одна из проказ Кая окончилась тем, что он привязал свои санки к саням Снежной королевы. Она поцеловала мальчика ледяным поцелуем и увезла в свой дворец, заставив забыть обо всем, что связывало мальчика с миром людей, с самой жизнью.
Странствует Герда не один год, и находит Кая она уже совсем взрослой (мотив взросления через преодоление жизненных препятствий). На пути девочка переживает множество приключений, встречаясь с различными волшебными героями.
Вначале Герда попадает в сад колдуньи. Колдунья – своеобразный аналог Бабы Яги-дарительницы в русских сказках. Казалось бы, она помогает Герде, но, в то же время, околдовывает ее. Под воздействием колдовства она забывает Кая. И только увидев розы, Герда все вспоминает и спешит из волшебного сада без теплой одежды в зимнюю стужу.
Розы в сказке – символ любви Герды к Каю, символ возрождения, Рождества (“Розы цветут… Красота, красота!//Скоро узрим мы младенца Христа”). Розы – своеобразные помощники-хранители героини.
Снежная королева является
отрицательным персонажем. Она властная,
жесткая, холодная, своенравная,
бесчувственная. У меня возникли
сомнения в том, что Снежная
королева так жестока, как |
4) Прекрасной, но безжизненной Снежной
Королеве Андерсен |
Снежная
Королева и Герда так и не
встретятся. Ведь в данном случае
девочка не претендует на
5) Чудеса в сказке разные. Одни
чудеса в «Снежной королеве» прямо противоположны
другим: одни — от дьявола, другие — от
Бога.
Существует версия, что в сказке “Снежная
Королева” таится серьезная религиозная
подоплека.
Как сказано в одной из сказок Андерсена,
“дьявол подражает Богу на свой собственный
лад”. Вот и в «Снежной королеве» — дьявольские
чудеса устраиваются в подражание божественным.
Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть
прекрасные чудеса наизнанку, поставить
всё с ног на голову. Божественные чудеса
- мёртвое превращают в живое. Дьявольские
— живое в мёртвое: так, сердце Кая превращается
в кусок льда. Божественные чудеса преображают
привычные вещи, делают их лучше, чем они
были. Дьявольские — искажают, делают
хуже: так, в волшебном зеркале и “прелестнейший
ландшафт выглядит варёным шпинатом”.
Божественные чудеса случаются “вдруг”,
чтобы радостно удивить. Дьявольские —
чтобы застать врасплох и погубить: так,
осколок волшебного зеркала внезапно
ранит Кая в сердце и глаз.
Дьявольские чудеса впечатляют: тут тебе
и волшебное зеркало, и летающие сани,
и разнообразные превращения снежинок,
и сияющие ледяные чертоги. Но всё равно
у дьявола ничего не получается.
А божественные чудеса — напротив, очень
простые и даже незаметные. Судите сами.
Как правило, сказочному герою, отправившемуся
в путь, встречаются волшебные помощники.
Но чем ближе Герда к настоящему чуду,
тем меньше в её помощниках великолепия
и признаков волшебства.
Сначала Герде встретилась старушка волшебница.
И что же? Вместо помощи та в угоду себе
околдовала Герду.
Затем Герда попала к принцу и принцессе.
Они уже попроще: по крайней мере, не волшебники
— может быть, поэтому и поддержали девочку.
Однако они королевского звания и слишком
заняты собой — поэтому помощь их была
неуместной и не пошла впрок.
Потом Герда попала в плен к маленькой
разбойнице, которая была лишена не только
волшебных свойств, но и придворного блеска.
Тем не менее именно она по-настоящему
выручила Герду, поскольку сумела преодолеть
свою корысть.
В характере разбойницы ещё были
какие-то сказочные черты — по
крайней мере, что-то увлекательное.
Но вот Герда попала к лапландке
и финке. И всё потускнело: ни в
них, ни вокруг них вообще ничего необычного,
один только жалкий быт.
В хозяйстве лапландки и финки ни одного
лишнего предмета: так, сушёная треска
годится и для переписки, и в пищу. Для
себя им мало надо, но и Герде они мало
что могут дать. Например: мы ждём, что
финка вручит Герде волшебные предметы
или даст какие-нибудь сказочные советы.
Вместо этого старуха отправляет девочку
в путь полуодетой и босой.
И тут вступает в действие один из законов
народной сказки — закон наибольшего
контраста. Чем проще герой и его помощники,
тем удивительнее их возможности. Чем
беднее быт, тем явственнее ощущается
присутствие ангелов. Чем беззащитнее
девочка, тем она сильнее.
Сказочник внушает: божественные чудеса
не где-то далеко-далеко, не в волшебных
странах, а в сердцах людей. Эти чудеса
— вера, любовь и чувство прекрасного.
Они связывают человека с Богом, дьявол
же против них бессилен.
Поэтому дьявол и проигрывает в борьбе
за душу Кая — несмотря на размах дьявольского
волшебства. Одна слеза Герды чудеснее,
чем все чудеса ада.
Враг рода человеческого добивается, чтобы
человек увидел вещи и других людей перевёрнутыми
— в дурном, искажённом свете. Так зло
атакует с неожиданной стороны, не в прямом
бою; оно внедряется в души и направляет
взгляд. И вот Кай, внезапно захваченный
злом, начинает искать изъяны во всём живом
и признаки совершенства в мёртвом. Это
значит, что умирает его душа.
А как смотрят на мир люди, пребывающие
в согласии с Богом? Чтобы ответить на
этот вопрос, обратим внимание на одну
деталь. Перед тем как заснуть во дворце,
Герда думает: “Как добры все люди и животные!”
Но ведь мы знаем, что не так уж добра была
к ней старушка волшебница, замечаем множество
недостатков и смешных черт в вороне с
вороной и принцессе.
Так-то оно так. Однако Герда смотрит на
людей и животных преображающим взглядом,
с той точки зрения, с которой они выглядят
добрее и благороднее.
И после эпизода с ранением Кая Герда не
изменила отношения к нему; в дороге она
всё время вспоминает хорошего Кая и никогда
плохого. И Кай становится снова хорошим.
Точно так же в разбойнице она замечает
не худшее, а лучшее. И разбойница действительно
становится лучше.
Так какова же точка зрения Герды? Это
взгляд сверху — глазами ангелов. И перед
ним рассеивается дьявольское наваждение.
В эпоху Андерсена уже многие люди не верили
в Бога. Иные из них говорили, что научный
разум несовместим с верой. А некоторые
шли ещё дальше и утверждали: неоспоримы
только научные факты, неопровержима только
логика математических упражнений и теорем;
любовь же и красота — это лишь выдумки
или ошибки разума.
Такие суждения не могли не огорчать сказочника.
И он решил направить против них единственное
оружие, которым хорошо владел, — сказочную
иронию.
Снежная королева хитра — как и её хозяин.
Она пытается погубить душу мальчика.
Во всех историях про человека и дьявола
повторяется одно и то же. Чёрт предлагает
грешнику сделку: человек получает разные
земные блага, а дьявол — его душу. Вот
и Снежная королева предлагает Каю в уплату
за его душу весь свет и пару коньков.
Попробуйте поставить себя на место Кая.
Понимаете ли вы, что значит обладать “всем
светом”? Вот и Кай не понимает — это для
него слишком большие и слишком общие
слова. Тогда Снежная королева на всякий
случай добавляет насчёт новых коньков
— это должно понравиться каждому датскому
мальчишке.
Но что же нам хочет подсказать автор?
Что по закону наибольшего контраста все
великие дела начинаются с малых. Божественные
чудеса — с будничных добрых поступков.
Дьявольские преступления — со злых насмешек.
Так же и с новыми коньками.
Информация о работе Анализ сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»