Анализ стихотворения А.Блока " Девушка пела в церковном хоре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:27, творческая работа

Описание работы

В стихотворении Блока «Девушка пела в церковном хоре…» отразилось желание поэта утешить человеческие души в минуты скорби, возвысить страдание как одно из самых сильных чувств, подарить людям надежду, что «радость будет».
Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам.

Файлы: 1 файл

А.Блок Девушка пела....docx

— 18.08 Кб (Скачать файл)

Стихотворение А. А. Блока "Девушка пела в церковном хоре"

 Романтическое искусство, и  символизм как одно из направлении неоромантизма, отмечено особой устремленностью к высоким духовно – нравственным, социальным и эстетическим идеалам. Действительность во всей ее противоречивости всегда воспринималась романтиками в свете этих идеалов. В стихотворении Блока «Девушка пела в церковном хоре…» отразилось желание поэта утешить человеческие души в минуты скорби, возвысить страдание как одно из самых сильных чувств, подарить людям надежду, что «радость будет».

 Это стихотворение было написано  в августе 1905 года, в кровавое  время первой русской революции.  Александр Блок очень болезненно  воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам. Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с Цусимским сражением в русско-японскую войну, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры. Нам сейчас это не кажется столь важным, значение имеет свет, оставивший «луч» «на белом плече», который рождает у нас надежду на воскресенье и вечную жизнь.

 

 Корабли как символ обновления, веры в приход лучших времен  играли роль еще в пьесе  Блока «Король площади». В стихотворении  «Девушка пела в церковном  хоре…» мотив кораблей также  является знаковым и определяет  пафос всего текста. С ними  связано представление об уходе  и возвращение в «тихую заводь»  как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не  будет щемящей радости обретения  домашнего очага. Но философия  жизни такова, что не каждая  мечта, даже самая высокая,  в действительности становиться  реальной, и оказывается, что мы  «из мрака» только грезим о  песнях «светлой жизни».

 Композиционно стихотворение  выстроено по принципу антитезы, излюбленному приему Блока. Борьба  светлого и темного, мрачного и жизнеутверждающего бросает отсвет на все образы. Луч является символом духа, он «тонок», но его видит «каждый». Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, - это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности. Только ей доверено петь «О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою». Однако люди видят луч надежды «из мрака», прихожане слышат лишь голос «белого платья».

 Может быть, поэтому «у царских  врат, / Причастный тайнам, - плакал  ребенок…» Сразу несколько акцентов  призваны вызвать у читателя  сомнения в лучшем исходе для  тех, кто оказался отлученным  от родины. Понимая окружающих  мир по – своему, не умея  объяснить то, что чувствуют, дети  способны предугадывать события.  И ребенку дано знание, «что  никто не придет назад». Мрак  жизни оказывается подвластным  светлому лучу лишь в церкви, песня надежды почти неземной  героини оказывается противопоставлена плачу. И лексический ряд стихотворения отражает антитетичность авторского восприятия мира.

 При чтении стихотворения  переживания сменяют друг друга:  томление от неизвестности, песня  – надежда девушки и чувство  обреченности, вызванной плачем  малыша. Поэтом постигается загадка  нашей жизни, в которой все  противоречиво. Красота бытия  состоит в ярком чувствовании  моментов прекрасного, мудрость  – в умении увидеть этот  тонкий луч радости. Парадокс  и заключается в том, что  именно на фоне мрака сияние  света становится заметнее. Хочется  верить, что ребенок плачет о  мраке дня сегодняшнего, а девушка  поет о будущем, ее голос,  «летящий в купол», направлен  ввысь, обращен к царским вратам  с мольбой за человечество.

 Поэт верит, что этот голос  не может не долететь до  Всевышнего, не может остаться неуслышанным. Молитва лирической героини – это и его молитва за родную Отчизну, за всех русских людей. В таком служении Блок видел назначение поэта. Им пронизано все его творчество, полное горячей искренности и трепета.

Девушка пела в церковном хоре

 О всех усталых в чужом краю,

 О всех кораблях, ушедших в море,

 О всех, забывших радость свою.

 

 Так пел ее голос, летящий  в купол,

 И луч сиял на белом  плече,

 И каждый из мрака смотрел  и слушал,

 Как белое платье пело  в луче.

 

 И всем казалось, что радость  будет,

 Что в тихой заводи все  корабли,

 Что на чужбине усталые  люди

 Светлую жизнь себе обрели.

 

 И голос был сладок, и луч  был тонок,

 И только высоко, у Царских  Врат,

 Причастный Тайнам,- плакал ребенок

 О том, что никто не придет  назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

       В 1908 году Блок создал цикл из пяти стихотворений под общим названием «На поле Куликовом». И на сегодняшний день он остается весьма актуальным. Блок отмечает то, что Куликовская битва – символ русской истории, разгадка этого ждет впереди. Мысль об исторической связи Куликовской битвы и современности была высказана в статье «Народ и интеллигенция»: «Над городами стоит гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание»; татарский стан сравнивался в статье Блока с современной интеллигенцией, ее «торопливым брожением» и «сменой боевых знамен», стан Дмитрия Донского — с состоянием народа начала XX в., когда «под внешней тишиной скрывались трагедии».

 

       Думаю, что концепция судьбы России в цикле Блока во многом схожа с восприятием родины Пушкина: в бескрайности степей, в «тоске безбрежной», в «долгом пути», в вечном преодолении исторических испытаний выражена идея бесконечной устремленности России вперед.

 

       России суждено вечно находиться в непокое, в состоянии преодоления, боя, потому что символом России является мчащаяся степная кобылица:

 

       «И вечный бой!

         Покой нам только снится

         Сквозь кровь и пыль 

         Летит, летит степная кобылица

         И мнет ковыль...»

 

      Символом связи времен и вечной, протяженной во времени тревоги служит образ лебедей:

 

        «За Непрядвой лебеди кричали,

         И опять, опять они кричат...»

 

      Заключительному стихотворению  «Опять над полем Куликовым...» был предпослан эпиграф из стихотворения В. Соловьева «Дракон»:

 

        «И мглою бед неотразимых

          Грядущий день заволокло», — в котором, на мой взгляд, выразилась тема бесконечных трагедий и побед России. Россия Блока является вечной, поэтому лирический герой — современник двух эпох, переживает тревожное начало Куликовской битвы и начало «диких страстей», сечи, «высоких и мятежных дней» XX в.


Информация о работе Анализ стихотворения А.Блока " Девушка пела в церковном хоре"