Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:27, творческая работа
В стихотворении Блока «Девушка пела в церковном хоре…» отразилось желание поэта утешить человеческие души в минуты скорби, возвысить страдание как одно из самых сильных чувств, подарить людям надежду, что «радость будет».
Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам.
Стихотворение А. А. Блока "Девушка пела в церковном хоре"
Романтическое искусство, и
символизм как одно из
Это стихотворение было
Корабли как символ
Композиционно стихотворение
выстроено по принципу
Может быть, поэтому «у царских
врат, / Причастный тайнам, - плакал
ребенок…» Сразу несколько
При чтении стихотворения
переживания сменяют друг
Поэт верит, что этот голос не может не долететь до Всевышнего, не может остаться неуслышанным. Молитва лирической героини – это и его молитва за родную Отчизну, за всех русских людей. В таком служении Блок видел назначение поэта. Им пронизано все его творчество, полное горячей искренности и трепета.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
В 1908 году Блок создал цикл из пяти стихотворений под общим названием «На поле Куликовом». И на сегодняшний день он остается весьма актуальным. Блок отмечает то, что Куликовская битва – символ русской истории, разгадка этого ждет впереди. Мысль об исторической связи Куликовской битвы и современности была высказана в статье «Народ и интеллигенция»: «Над городами стоит гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание»; татарский стан сравнивался в статье Блока с современной интеллигенцией, ее «торопливым брожением» и «сменой боевых знамен», стан Дмитрия Донского — с состоянием народа начала XX в., когда «под внешней тишиной скрывались трагедии».
Думаю, что концепция судьбы России в цикле Блока во многом схожа с восприятием родины Пушкина: в бескрайности степей, в «тоске безбрежной», в «долгом пути», в вечном преодолении исторических испытаний выражена идея бесконечной устремленности России вперед.
России суждено вечно находиться в непокое, в состоянии преодоления, боя, потому что символом России является мчащаяся степная кобылица:
«И вечный бой!
Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...»
Символом связи времен и вечной, протяженной во времени тревоги служит образ лебедей:
«За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат...»
Заключительному стихотворению «Опять над полем Куликовым...» был предпослан эпиграф из стихотворения В. Соловьева «Дракон»:
«И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло», — в котором, на мой взгляд, выразилась тема бесконечных трагедий и побед России. Россия Блока является вечной, поэтому лирический герой — современник двух эпох, переживает тревожное начало Куликовской битвы и начало «диких страстей», сечи, «высоких и мятежных дней» XX в.
Информация о работе Анализ стихотворения А.Блока " Девушка пела в церковном хоре"