Анализ стихотворения Ахматовой "Родная земля"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:41, практическая работа

Описание работы

«Серебреный век ». Анализ стихотворения Ахматовой « Родная земля».Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве.

Файлы: 1 файл

Анализ стихотворения Ахматовой.docx

— 15.71 Кб (Скачать файл)

Анализ стихотворения  Ахматовой "Родная земля"

 

Родная земля

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

1922

В заветных ладанках не носим  на груди,

О ней стихи навзрыд  не сочиняем,

Наш горький сон она  не бередит,

Не кажется обетованным  раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

      Да, для нас  это грязь на калошах,

      Да, для нас  это хруст на зубах.

      И мы мелем,  и месим, и крошим

      Тот ни  в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее  и становимся ею,

Оттого и зовем так  свободно - своею.

 

1961 Ленинград

 

«Серебреный век ». Анализ стихотворения Ахматовой « Родная земля».Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира. В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так: «Не с теми я, кто бросил землю На растерзания врагам». А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую нагрузку. В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма: «В заветных ладанах не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем ». Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» - слишком многое в отечественной истории свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоком и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти: «Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею».

 

В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто  и графически. Первые восемь строк  построены, как цепь параллельных отрицательных  конструкций. Концы фраз совпадают  с концами строк, что создает  мерную «настойчивую» информацию, которая  подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. Заявление это  носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим  повтором: «Да, для нас это грязь  на калошах, Да, для нас это хруст  на зубах ». И, наконец, в финале трехстопный  анапест сменяется четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла. Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах – чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа». (К. Чуковский)Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час. Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. Июль 1922 Петербург

 

Суворовой в журнале «Новый мир», 1990, P5, с. 220). См. также с. 111112 этого тома. 3 См. статью: Лидия Чуковская. Моя грач прилетела // Невское время (С.P Петербург), 10 января 1996.P Примеч. ред. 1996. 4 О звуках водопадов, сопровождавших Пушкина в юности, в Лицее, А. А. поминала не раз ив стихах и в прозе. Так, по-видимому, в начале шестидесятых годов в набросках к «Большой исповеди»: Еще я слышу свежий клич свободы,Мне кажется, что вольность мой удел,И слышатся «сии живые воды»Там, где когда-то юный Пушкин пел.(«Двухтомник, 1990», т. 1, с. 394.) А также в отрывке из прозаической записи: «У Пушкина я слышу царскосельские водопады («сии живые воды»), конец которых еще застала я» (там же, т. 2, с. 286). 5 В P1 «Нового мира» помещены три стихотворения «Последняя роза», «Родная земля», «Царскосельская ода» и два четверостишия: «О своем я уже не заплачу», «Ржавеет золото и истлевает сталь». См. «Записки», т. 2, P95, 96, 98, а также с. 538 и с.P134195. О стихах, опубликованных в P1 «Знамени» см. «Записки», т. 2, с. 552. 6 Напоминаю: о судьбе «Реквиема» в СССР см. «Записки», т. 1, с. 38, а также т. 2, с.P516521, 565566, 589591, 593, 603605. 7 Вплоть до января 1964 года ни одно стихотворение Анны Ахматовой в «Литературной России» опубликовано не было. 8 См. «Записки», т. 2, с. 5153. 9 О статье Льва Озерова см. «Записки», т. 2, с. 556. 10 См. ОП, с. 153. 11 Маруся Мария Сергеевна Петровых. 12 В переделкинском Доме Творчества отдыхал в это время (только что из Парижа) Константин Георгиевич Паустовский вместе с женою, Татьяной Алексеевной, и с падчерицей, Галей Арбузовой


Информация о работе Анализ стихотворения Ахматовой "Родная земля"