Миф об Ипполите — один
из греческих вариантов широко
распространенного сюжета о коварной
жене, которая клевещет перед
мужем на целомудренного юношу,
не пожелавшего разделить ее
любовь (ср. библейское сказание об Иосифе). Эта трагедия
имела успех, но ее пришлось дважды переписать.
Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета
о коварной жене. Трагедия
открывается прологом, где Афродита говорит,
что обижена на Ипполита, потому что тот
все время проводит с Артемидой. Афродита
насылает на Федру страсть Ипполиту. Эпизод
начинается тем, что Федра, жена Тесея,
оказывается больной, но она не понимает,
чем именно, Кормилица и Корифей не знают,
в чем дело. Как вскоре оказалось, Федра
была страстно влюблена в Ипполита. Картина
любовных мучений Федры нарисована с большой
силой. Федра же скрывает это от мужа,
ей очень стыдно перед ним и желает себе
смерти. После того, как шок прошел, кормилица
сказывает Федре, что это не так уж и страшно,
как показалось на первый раз и советует
рассказать обо всем мужу, не тая, но Федра
не желает так низко пасть перед ним, она
боится, что муж убъет ее детей. Няня пообещала,
что раз Федра не хочет быть влюбленной
в Ипполита, то тогда найдет исцеление
от любви, а о тайне никому не скажет. Федра
опасается, что за средство имеет ввиду
кормилица и очень боится. И все же Кормилица
выдает тайну Федры Ипполиту. Ипполит
тут же приходит, высказывает негодование,
грозит прийти с Тесеем, проклинает и уходит.
Федра в ужасе и желает скорейшей смерти
как себе, так и няне, за то, что та подло
выдала тайну, как бы кормилица не оправдывалась.
Вскоре Федру находят мертвой, повешенную
на петле. Тесей, узнавший смерть супруги,
находится в горькой печали. Тут же он
находит в зажатой руке умершей супруги
письмо, где написано о домогательствах
со стороны Ипполита. Отказ возмущенного
Ипполита заставило тогда Федру осуществить
план самоубийства, но теперь уже с целью
сохранить свое доброе имя с помощью предсмертной
клеветы на пасынка. Тесей в проклятьях просит Зевса убить
Ипполита. Когда на глазах Тесея появляется
Ипполит, то первый просит Ипполита покинуть
навсегда Афины, так как считал, что ничего
не могло быть хуже смерти, чем скитаться
по миру в поисках пищи и счет это лучшим
возмездьем за смерть жены. Ипполит искренне
не понимает, за что ему такое, просит хоть
кому-нибудь доказать его невиновность.
И вот, Ипполит, отправляясь на своей колеснице
прочь из Афин, видит перед собой волну
в виде водяного быка. Бык переворачивает
колесницу Ипполита, и последний оказывается
сильно раненым об острые камни. Тем самым,
сбылось проклятье Тесея, и Посейдон исполнил
его желание. Умирающего Ипполита приносят
на носилках к Тесею. Покровительствующая
Ипполиту богиня Артемида появляется
в конце трагедии, чтобы открыть Тесею
истину и утешить Ипполита перед смертию.
Оказывается, она не могла своевременно
прийти на помощь своему почитателю, так
как меж богов обычай – наперекор друг
другу не идти.. Тесей очень огорчен, что
проклял ни за что сына. Сын винит отца
за то, что не послушал его тогда и не
внял его мольбам. Но все же он жалеет отца,
прощает его, говорит, что и его судьба
достойна плача. Тесей желает заменить
сына, называет свой грех затмением разума.
В конце концов Ипполит умирает, оставив
страдать в одиночестве отца.
В позднейшем творчестве Эврипида еще
более выдвигается момент зависимости
человека от беспорядочно действующих
сил как внутри, так и вне его, от внезапных
порывов, от переломов судьбы, от игры
случая.
Показательно также отношение
Еврипида к богам: Афродита действует
из таких мелких побуждений, как
тщеславие и оскорбленное самолюбие,
а Артемида, верным почитателем которой
был Ипполит, отдает его на произвол
низменных чувств Афродиты. Боги, по
чьей воле люди без всякой вины терпят
такие страдания, недостойны называться
богами, — эта мысль, неоднократно высказываемая
в различных трагедиях Еврипида, отражает
его религиозные сомнения и скепсис