Анализы стихотворений Алкея «К Диоскурам»; «Гимн реке Гебру»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:08, практическая работа

Описание работы

АЛКЕЙ (Alkaios) из Митилены на о. Лесбосе, VII-VI вв. до н.э., греческий лирический поэт. Современник Сапфо, наиболее выдающийся рядом с ней эолийский поэт (т.е. писавший на эолийском диалекте) с острова Лесбос. Происходил из аристократического рода. Жил во времена политической и общественной борьбы, которую аристократия острова вела за сохранение своих наследственных привилегий. Алкей и два его брата принимали деятельное участие в этой борьбе. Предположительно, Алкей был еще слишком молод, чтобы участвовать в свержении тирана Меланхра.

Содержание работы

Личность и творчество Алкея
Анализ стихотворения «К Диоскурам»
Анализ стихотворения «Гимн реке Гебру»
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

алкей.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

 

 

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Попова Дарья Дмитриевна

 

 

 

Анализы стихотворений

Алкея «К Диоскурам»;

«Гимн реке Гебру».

 

Работа студента 1 курса бакалавриата группы №12

по истории зарубежной литературы.

 

 

 

 

Преподаватель:

 

Ю.Н. Сысоева  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2014

 

 

Содержание:

 

  1. Личность и творчество Алкея
  2. Анализ стихотворения «К Диоскурам»
  3. Анализ стихотворения «Гимн реке Гебру»
  4. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность и творчество Алкея

 

 

АЛКЕЙ (Alkaios) из Митилены на о. Лесбосе, VII-VI вв. до н.э., греческий лирический поэт. Современник Сапфо, наиболее выдающийся рядом с ней эолийский поэт (т.е. писавший на эолийском диалекте) с острова Лесбос. Происходил из аристократического рода. Жил во времена политической и общественной борьбы, которую аристократия острова вела за сохранение своих наследственных привилегий. Алкей и два его брата принимали деятельное участие в этой борьбе. Предположительно, Алкей был еще слишком молод, чтобы участвовать в свержении тирана Меланхра. После его смерти власть в Митилене захватил Мирсил. После неудачного покушения на этого очередного тирана Алкей вместе с другими заговорщиками вынужден был искать убежища во владениях Пирра, лежавших на другом конце Лесбоса. К заговору принадлежал также Питтак, который однако, впоследствии управлял Митиленой совместно с Мирсилом, а когда тот погиб (триумфальная песнь Алкея, которой подражает Гораций в оде на смерть Клеопатры), Питтак был избран народом в качестве «посредника» (т.е. регента с особыми полномочиями, задачей которого было смягчение напряжения и урегулирование внутренних конфликтов) и правил в 590-580 гг. Алкей считал его изменником и называл в своих песнях тираном. Алкей был изгнан по меньшей мере еще один раз. В это время он посетил Египет, Фракию, Беотию. Через некоторое время он вернулся на родину, где — согласно древней легенде — примирился с Питтаком.

Алкей писал гимны, стасии (военные песни), застольные и любовные песни. Из его богатого наследия, которое ученые александрийцы собрали и издали в 10 книгах, сохранились лишь фрагменты. С начала XX в. их становится все больше, благодаря открытиям новых папирусов. Значительную часть произведений Алкея составляли гимны в честь богов: Афины, Аполлона, Гермеса, Ареса, Эроса и др., а также в честь полубогов и героев: Диоскуров, Ахилла, Аякса. Прозаическое изложение Гимерием гимна Аполлону позволяет нам предположить, что поэт не менее стремился к выражению религиозных чувств, чем к красочности мифологического повествования, а кульминацией произведения было явление бога на празднестве летнего солнцестояния в Дельфах, когда сама природа приветствовала его появление. Другой гимн сложен одновременно в честь трех богов: Геры, Зевса и Диониса. Эти песни содержали краткое перечисление атрибутов богов, их славных деянии и событий их жизни, а также просьбы о благосклонности, чаще же всего — о помощи в борьбе с врагом или о возвращении на родину.

Еще теснее связаны с политической деятельностью Алкея стасии, составляющие основную часть наследия поэта. Это были песни, предназначенные для исполнения в кругу товарищей по борьбе, чаще всего во время пира, в прямой и непосредственной форме выражающие чувства и взгляды общественной группы, вовлеченной в бесконечную и беспощадную борьбу за власть, В них Алкей насмехался над тиранами, особенно над “изменником” Питтаком, выражал боль и отчаяние, вызванные тем, что власть захватили самозванцы, призывал бороться с ними. В одной из песен представляет невероятно живую и пластичную зарисовку своего дома, внутренность которого напоминает арсенал, так много там блестящего оружия в боевых доспехов. Это описание Алкей заканчивает призывом к вооруженному восстанию. Наиболее знаменита песня, от которой сохранилось только начало, где описывается корабль, носимый бурей по морю, заливаемый волнами и близкий к крушению. Этот образ, позднее истолкованный как аллегория государства, раздираемого внутренними конфликтами, имел для Алкея несколько иное значение. Он имел в виду не столько государство в позднейшем смысле этого слова, сколько судьбы своей общественной группы и опасности, грозящие ей в борьбе за власть. Аллегории мы находим также и в других его фрагментах. Вслед за Архилохом Алкей тоже рассказывает в одной из песен, как, убегая с поля боя, он потерял щит, чтобы спасти жизнь. Другую песню он написал по случаю возвращения брата из вавилонского изгнания; в ней Алкей прославлял военные подвиги, особенно победу над воином-исполином. Близко к военным песням стоят застольные. Для этого жанра характерно сохранившееся начало песни, где поводом к пирушке является радость при вести об убийстве тирана. Застольные произведения Алкея отличают те же несдержанные интонации. Он не признает неторопливого, умеренного пития вина, ему близка только буйная пирушка. Любой повод хорош, чтобы начать пить: зимнее ненастье, летний зной, описание которого он взял у Гесиода, приближающийся конец дня, важное событие, радость и печаль, от которой вино — лучшее лекарство. Менее всего сохранилось фрагментов из эротических произведений; эта часть наследия Алкея лучше известна по произведениям Феокрита. Среди немногочисленных фрагментов обращает на себя внимание отрывок серенады у дверей возлюбленной, а также жалоба девушки, пораженной любовью. Возможно, к любовной песне принадлежало повествование о власти любви над Еленой, которой это чувство велело бросить мужа, бежать с Парисом и стать причиной кровавой войны. Алкей писал на эолийском диалекте. Язык его был простым, с малым количеством украшений, но зато метким и сочным. Он использовал афоризмы и народные поговорки: “По когтям узнают льва”, “Истина в вине”; народное происхождение имеют также употребляемые им стихотворные размеры, среди которых алкеева строфа, названная так, поскольку поэт часто ее применял. Алкей пользовался большим уважением в древности, и вокруг его личности быстро плодились легенды. Наиболее известная из них повествует о любви А. к Сапфо, которой он тоже посвящал стихи.

Им интересовались аттические трагики и комедиографы V в. до н.э., а также авторы схолий. В александрийскую эпоху Алкей был включен в число 9 лириков. Его песни были собраны, обработаны и изданы. Его брали за образец выдающиеся поэты этого периода: Асклепиад и Феокрит. В Риме им восхищался Цицерон, а Гораций перенял и алкееву строфу и многие мотивы и замыслы Алкея. В I в. н.э. Дионисий из Галикарнасса славил Алкея за возвышенность, краткость, красоту и поэтическую силу. Однако наивысшего развития достигла аллегория корабля-государства, которая через Феогнида, Горация и многих других поэтов стала всеобщим достоянием. Из-за использования эолийского диалекта произведения Алкея не вошли в круг школьного чтения и поэтому быстро погибли. Папирусные находки, однако, свидетельствуют о том, что Алкея долго еще читали на окраинах греческого мира.

Алкей был поэт весьма плодовитый; чуть не каждая мысль выражалась у него в стихе. Александрийские грамматики разделили его произведения на 10 книг; но они почти все погибли, главным образом, оттого, что все его стихотворения были написаны на эолийском диалекте, который впоследствии сделался непонятным. Из римских поэтов Алкею особенно подражал Гораций; но при всем своем таланте римский лирик далеко уступает лесбосскому в правдивости и глубине чувства.

 

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения «К Диоскурам»

 

Вы, богатыри, Полидевк и Кастор,

Леды сыновья и владыки Зевса,

Воссияйте нам от земли Пелопа

Властью благою.

 

Пронесетесь вы по земным просторам,

По приволью вод на конях летучих,

Чудом на скаку от прискорбной смерти

Смертных спасая.

 

Высоко поверх корабельных скамей

Вот сверкнули вы на тугих канатах,

В тягостную ночь проливаясь светом

Черному судну.

 

 

Жанр: Песенная лирика (или мелос)

 

О стихотворном размере:

 

Алкей владел стихом с гениальным искусством. Названная по его имени алкеевская строфа, которую он преимущественно употреблял в своих стихотворениях, прекрасно выражает его порывистый и гордый характер.

 

Проблема, тематика, образы:

 

В своем стихотворении поэт обращается к Диоскурам, Кастору и Полидевку,  близнецам, которые были аргонавтами. Во время похода аргонавтов поднялась буря, и Орфей взмолился к самофракийским богам. Ветер утих, а к головам Диоскуров опустились две звезды, и Алкей употребляет фразу «Воссияйте нам...». Поэтому попавшие в бурю мореходы молились самофракийским богам.

 

Поседон подарил Диоскурам коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение. В связи с этим в стихотворении говорится:

 

«Пронесетесь вы по земным просторам,

По приволью вод на конях летучих,

Чудом на скаку от прискорбной смерти

Смертных спасая.»

 

Алкею принадлежат песни, связанные с общественно-политической борьбой. Он изображает государство в виде корабля во время бури.  Диоскуры — те, кто изменит жизнь. Именно их образы — образы звезд — являются символом надежды на светлое будущее.

 

Все произведение пронизано восторгом, с которым поэт отзывается о героях, воспевает их и в тоже время просит о помощи. Они выступают защитниками смертных, покровителями. Именно такие, как они, способны спасти нуждающихся.

 

Полидевк и Костор - по одному из сказаний -  боги рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Алкей просит  их осветить путь кораблю, облегчить страдания людей ущемленных, которые не ведают, что будет с ними далее:

 

«В тягостную ночь проливаясь светом

Черному судну.»

 

В этих строчках подчеркивается, как необходима благосклонность Диоскуров.

 

Изображение государства именно как корабля, продиктовано тем, что оно, как и судно, «бежит по волнам», раскачивается при малейшем воздействии на него. Оно не надежно, судьба его не известна, оно плывет вперед, но куда — не известно. Вокруг корабля-государства — море. Изменчивое, непредсказуемое. Но судьба судна зависит не только от богов, не только от работы матросов (простых людей), не только от природы, но в первую очередь от поведения того, кто управляет им. «Черное судно» - упрек Алкея в сторону правительства, которое способно порождать только тьму. Если доверить корабль неопытному, то он пустит его ко дну.

 

Таким  образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение имеет политическую направленность, которая сокрыта в нем  в образах корабля и Диоскуров —  несовершенного государства и его спасителей, а торжественность и высокий замысел подчеркиваются многочисленными метафорами и эпитетами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения «Гимн реке Гебру»

 

Гебр, близ Эны, ты, красивобережный,

В пурпурную зыбь убегаешь к морю,

Пенясь и гремя, по фракийским гребням

Славный купаньем.

 

Девушки кругом у волны толпятся,

Ласковые руки бегут по бедрам.

Словно маслом стан натирая, нежат

Кожу водою.

 

Жанр: Песенная лирика (или мелос)

 

О стихотворном размере: алкеевская строфа

 

Проблема, тематика, образы:

 

Природа — одна из трех главных тематик стихотворений Алкея. Данное стихотворение посвящено реке Гебр. Поэт восхищается ее красотой. Образы девушек, омывающихся в ней, не случайны. Это — сравнение: река прекрасна, как и молодые красавицы. Вода, которой они омываются, приковывает внимание поэта:

 

"Словно маслом стан  натирая, нежат

Кожу водою» - пишет он. Алкея завораживает красота процесса омовения, ведь в нем есть единение человека и природы.

 

Девушки  - нежные создания, и природа к ним относится соответственно:

 

 "Девушки кругом у волны толпятся,

Ласковые руки бегут по бедрам”

 

Стихотворение очень легкое, простое, приятное. Оно не отягощено скрытым смыслом и размышлениями. Природа — есть то прекрасное, что помогает поэту расслабиться, почувствовать умиротворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Античные писатели. Словарь. - СПб.: Лань, 1999.

2. Алкей // Русская  историческая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rushist.com/index.php/greece-rome/1553-alkej

 

 

 


Информация о работе Анализы стихотворений Алкея «К Диоскурам»; «Гимн реке Гебру»