Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:22, сочинение
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого.
Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: «Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» На лице князя усталость и скука. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, и это ему передалось от отца.
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого.
Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: «Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» На лице князя усталость и скука. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, и это ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру
. Эгоистические интересы, светские
интриги, притворство,
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о «своем Тулоне». Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная. . Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу. Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Вся жизнь в один миг промелькнула
перед глазами. Болконский по-другому
посмотрел на своё прошлое. Теперь Наполеон
со своим мелким тщеславием ему кажется
ничтожным обыкновенным человеком.
Князь Андрей разочаровывается в
своём герое. В душе Болконского
совершается переворот, он осуждает
свои недавние ложные устремления к славе,
понимает, что отнюдь не она является главным
стимулом человеческой деятельности,
что существуют более возвышенные идеалы.
Он возвращается домой с совершенно изменённым, несколько смягчённым и одновременно тревожным выражением лица. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для неё. Но в то же время покоя не даёт мысль, что человек не должен жить для себя.
Встреча Андрея Болконского с Пьером Безуховым выводит его из тяжёлого душевного состояния. Пьер убеждает Болконского, что жить надо для всех людей. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…»
Согласившись переночевать в Отрадном, Болконский, подойдя ночью к окну, услышал голос Наташи Ростовой, которая, восхищаясь красотой ночи, хотела “взлететь” к небу. Андрея Болконского восхищает чуткое, искреннее и чистое слияние Наташи с природой и звездной ночью. Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года.
Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ей кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Они как два полюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Отечественная война 1812 года резко
изменила жизненный путь героя. Она
застала князя Андрея в смятении,
в мыслях о нанесённой ему обиде.
Но личное горе потонуло в народном
горе. Нашествие французов возбуждает
в нём желание бороться, быть вместе
с армией и народом. Поэтому Болконский
снова поступил на военную службу,
отказавшись от штабной должности.
Накануне Бородинского сражения Болконский
не сомневался в победе и верил
в духовную силу русского народа, который
поднялся на защиту Отечества и Москвы.
Теперь в Андрее не было того индивидуализма,
который был прежде, он ощущал себя
частью народа.В полку его называли «наш
князь», его любили, им гордились. У князя
Андрея стали появляться новые мысли:
«Зачем люди идут убивать себе подобных?»
Здесь, в полку, князь Андрей начинает
осознавать себя частицей народа, здесь
к нему приходит осознание того, что от
него, как и от многих солдат, зависит спасение
России.
Во время сражения Болконский был ранен
осколком гранаты, Болконский, наконец,
постигает смысл жизни: «Сострадание,
любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим
нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую
проповедовал Бог на земле…и которой
я не понимал». Писатель вложил в этот
образ свою заветную мысль о том, что только
любовь правит жизнью, что только она может
стать основой истинного совершенства,
избавить человечество от мук и противоречий
. От любви к славе, к себе,
к Отечеству он пришёл к
любви Евангельской, любви ко
всему роду людскому, всепрощению.
Писатель вложил в этот образ
свою заветную мысль о том,
что только любовью, добротой
живет мир, только любовь
Рассматривая путь исканий Андрея Болконского, нельзя не сказать об отношении этого героя к религии. Сначала она для него ничего не значит, он даже иронизирует над своей сестрой княжной Марьей, которая искренне верит в Бога. Истинное осознание религии, приход к духовной жизни, христианской любви — все это понимает и чувствует князь Андрей после своего ранения на войне 1812 г. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, понимает проступок Натащи.
Андрей Болконский — любимый герой Л. Н. Толстого, — пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его — он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.
Андрей Болконский наконец нашел,
по мнению Толстого, ту высшую истину,
к которой должен прийти каждый человек,
— он пришел к христианскому мировоззрению,
понял смысл основополагающих законов
бытия, которых раньше не мог постигнуть,
и простил своего врага:
Андрей Болконский умирает. Он умирает
потому, что увидел возможность вечной
любви, вечной жизни, а “всех любить, всегда
жертвовать собой для любви значило —
никого не любить, значило — не жить этою
земною жизнью...”.
Чем больше князь Андрей отдалялся
от женщин, “тем больше разрушалась
преграда между жизнью и смертью”
и открывался ему путь в новую,
вечную жизнь. Мне кажется, что в
образе Андрея Болконского, человека противоречивого,
способного ошибаться и исправлять
свои ошибки, Толстой воплотил свою
главную идею о смысле нравственных
исканий в жизни любого человека:
“Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться,
биться, ошибаться... а главное — бороться.
А спокойствие — душевная подлость”.
Андрей Болконский умер не только от раны. Его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. На закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишённым недостатков: всех любил, всех простил. А всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. И поэтому скорее может погибнуть.