Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:10, реферат
Вершиной творчества Данте Алигьери (1265-1321), итальянского поэта общеевропейского и мирового масштаба, мыслителя и политического деятеля позднего Средневековья, основоположника итальянского литературного языка, принято считать поэму «Божественная комедия».
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Данте Алигьери – человек, поэт, общественный
деятель…..…………………………………………………………………..5
Глава 2. Данте и античность……………………………………………....7
2.1 Характерные особенности эпохи позднего Средневековья в
Италии и их влияние на Данте……………………………………………..7
2.2 История создания поэмы «Божественная комедия» и её
место в мировой литературе………………………………………………..9
Глава 3. Структура и содержание «Божественной комедии».
Античные сюжеты и герои…………………………………………………12
3.1 Структура «Божественной комедии»………………………………….12
3.3 Легендарные герои античности в «Божественной
комедии»…………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………....28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Данте Алигьери – человек, поэт,
общественный
деятель…..……………………………………………………
Глава 2. Данте и античность………………………………
2.1 Характерные особенности эпохи позднего
Средневековья в
Италии и их влияние на Данте……………………………………………..7
2.2 История создания поэмы «Божественная
комедия» и её
место в мировой литературе………………………………………………..
Глава 3. Структура и содержание
«Божественной комедии».
Античные сюжеты и герои…………………………………………………12
3.1 Структура «Божественной комедии»………………………………….12
3.3 Легендарные герои античности в «Божественной
комедии»…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Вершиной творчества Данте Алигьери (1265-1321),
итальянского поэта общеевропейского
и мирового масштаба, мыслителя и политического
деятеля позднего Средневековья, основоположника
итальянского литературного языка, принято
считать поэму «Божественная комедия».
В ряду шедевров мировой литературы, таких,
как «Илиада» Гомера или «Фауст» Гёте,
дантовская поэма удивительно лаконична.
И тем не менее на её страницах мы найдём
всеобъемлющий образ человеческой души,
её страстей и драматических испытаний.
Он уникален и, конечно, не прост.
Поэма Данте вызвала большой отклик после
публикации, её обсуждали и на протяжении
веков, комментировали, спорили о ней,
обращались к ней в рамках своего творчества
как к величайшему примеру.
В нашей стране Данте стал известен со
второй половины XVIII века. Первым комментатором
и переводчиком «Божественной комедии»
стал П.А. Катенин. Самым значительным
из полных стихотворных переводов поэмы,
вышедших до революции, был перевод Д.
Мина (1855; 1902-1906). Самым же лучшим считается
перевод «Божественной комедии», сделанный
М. Лозинским.
Исследованию жизни и творчества Данте
посвящено немало работ. Своеобразным
трудом мы можем назвать монографию Д.С.
Мережковского, посвящённую жизнеописанию
великого поэта. В ней дан прекрасный анализ
личности Данте, основанный на содержании
«Божественной комедии». Также необходимо
сказать о монографии И.Н. Голенищева-Кутузова
о жизни и творчестве Данте. В ней последовательно
рассказывается о многочисленных влияниях,
оказанных на великого поэта событиями
личной жизни, эпохи, в которую он жил,
друзей и учителей, античных поэтов и учёных.
Очень много было издано биографических
исследований о Данте как отдельными монографиями,
так и в сборниках. Один из таких сборников
«Данте. Дефо. Г.-Х. Андерсен. Ренан. Ибсен:
Биографические повествования».
В данной работе была использована литература
по общим вопросам, касающимся эпох позднего
Средневековья и Возрождения, а также
словари по мифологии и энциклопедии,
философская литература.
1. Данте
Алигьери – человек, поэт, общественный
деятель
Данте родился во Флоренции в конце мая
1265 года и был крещён здесь в церкви Сан-Джованни.
Ему дали имя Дуранте, что означает «терпеливый»;
сокращённо – Данте.
Фактическая информация о семье поэта
практически отсутствует. Мы можем только
сказать, что Данте происходил «если не
из знатного и богатого флорентийского
рода, то всё же из достаточной семьи, на
прошлое которой он смотрел с некоторой
гордостью». Поэт с детства запомнил предание
о том, что его семья происходит от римского
рода Элизеев, участвовавшего в основании
Флоренции. Одному из своих предков, Каччагвида
(жена Каччагвиды происходила из семьи
Альдигьери, или Алигьери), он поставил
памятник в «Божественной комедии».
Мало известно и о том, где и как Данте
учился. Вероятно, наибольшую долю своего
духовного богатства он приобрёл самостоятельно,
путём самообразования. По словам Голенищева-Кутузова,
Данте учился в Болонском университете,
но «прервал своё обучение, возможно, из-за
домашних дел (остался во главе семьи после
смерти отца)».
Данте любил рисование и музыку. Его друзьями
были известные художники и поэты того
времени: Чимабуэ, Джотто, Чино да Пистойя,
Гвидо Кавальканти. А также знаменитый
певец той эпохи – Каселла, упомянутый
в «Чистилище».
Большую роль в формировании мировоззрения
Данте сыграл Брунетто Латини, его друг
и учитель. Этот человек обладал поистине
энциклопедическими знаниями: хорошо
знал произведения Цицерона, Сенеки, Аристотеля
и, конечно, Библию. Именно Латини воспитал
в Данте чувство прекрасного.
Главным событием молодости Данте мы
можем назвать его любовь к Беатриче, о
существовании которой до сих пор спорят.
Сам же Данте утверждал, что впервые встретил
Беатриче, когда ему было 9, а ей – 8 лет.
Вторая их встреча произошла через десять
лет. Данте посвящал Беатриче свои сонеты
и канцоны.
Предполагают, что Беатриче – это дочь
Фолько Портинари, жившего по соседству
с семейством Алигьери. Она родилась в
1267 году, в 1287 году вышла замуж за Симона
деи Барди, а 9 июня 1290 года умерла.
Данте видел в Беатриче нечто божественное
и свой идеал пронёс сквозь всю свою жизнь.
Она стала стимулом для писательства,
и самое великое своё произведение Данте
во многом посвятил ей. После смерти Беатриче
Данте долго не мог прийти в себя. Однако
жизнь продолжалась. Много времени Данте
посвятил изучению философии и чтению
Цицерона и Боэция.
Загадкой остаётся и чувственная любовь
поэта к некой Пьетре, которой он посвятил
четыре канцоны и о которой ничего неизвестно.
Некоторые исследователи видели в Пьетре
Джемму да Мането Донати, на которой Данте
женился около 1295 года. От их брака родились
сыновья – Пьетро и Якопо, дочь – Антония.
Судьба разлучила Данте с семьёй вследствие
его изгнания из Флоренции.
Данте был активен в политической жизни.
Принадлежал к партии гвельфов. В 1296 году
был избран членом Совета 100 (главный финансовый
орган республики). В 1299 году был назначен
посланником Флоренции по делам Тосканского
гвельфского союза, а в 1300 – избран приором.
Впоследствии партия гвельфов разделилась
на «белых» (богатые горожане) и «чёрных»
(нобили). К власти во Флоренции в 1302 году
пришли «чёрные» и приговорили своих противников
«белых» либо к смертной казни, либо к
изгнанию. Это коснулось и Данте, который
был обвинён во взяточничестве, утайке
общественных сумм, подкупе, агитации
против Папы.
До своего изгнания Данте помимо сонетов,
посвящённых Беатриче, успел написать
автобиографическую повесть «Новая жизнь»
(1292), затем он пишет философский и политический
трактаты – «Пир» и «О народной речи (1304-1307).
Вершиной же творчества Данте стала поэма
«Комедия» («Божественная комедия»).
Последние дни своей жизни Данте провёл
в Равенне, куда приехал по приглашению
графа Гвидо да Полента. Жизнь его здесь
была приятной и спокойной: в окружении
друзей, почитателей и сыновей. 14 сентября
1321 года Данте умер в возрасте 56 лет.
2. Данте
и античность
В этой главе нами будут рассмотрены такие
вопросы, как: характеристика Эпохи позднего
Средневековья (основные тенденции), её
влияние на духовное развитие Данте Алигьери,
история создания «Божественной комедии»
и отношение к ней общественности в разное
время, вплоть до наших дней.
2.1 Характерные
особенности эпохи Позднего Средневековья
в Италии и их влияние
на Данте
Эпоху Позднего Средневековья в Италии
мы можем охарактеризовать и как эпоху
Раннего Возрождения. Именно тогда в Италии
наметились тенденции к возрождению античной
традиции, но уже в свете христианской.
В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне
ещё сильных византийских и готических
традиций стали появляться черты нового
искусства – будущего искусства Возрождения.
Потому этот период его истории и назвали
Проторенессансом (от греч. «протос» –
«первый» и франц. «renaissance» – «возрождение»).
Аналогичного переходного периода не
было ни в одной из европейских стран.
В самой Италии проторенессансное искусство
существовало только в Тоскане и Риме,
что было связано с бурным развитием ремесла
и торговли, антифеодальными реформами.
Для искусства Проторенессанса характерны:
тенденция к чувственно-наглядному отражению
реальности, светское начало и острый
интерес к античному наследию. Наиболее
ранним проявлением новых веяний в XI-XIII
вв. стала тосканская архитектура, где
полихромная мраморная облицовка, тонкие
пропорциональные членения стен, использование
античных деталей помогли преодолеть
тяжеловесность романского стиля. А формам
готики зодчие Предвозрождения придавали
уравновешенность и спокойствие. Аналогичные
явления (усиление чувственного правдоподобия
образов) наблюдаются и в итальянской
литературе этого периода (поэзия школы
«дольче стиль нуово»).
Главой этой поэтической школы (итал. «dolce
stil nuovo» – «сладостный новый стиль») был
болонский поэт Г. Гвиницелли, а его последователями
– флорентийские поэты Г. Кавальканти,
Д. Фрескобальди, а также молодой Данте
Алигьери. Поэты данного направления воспевали
облагораживающую, возвышенную любовь
к женщине, основным поэтическим достоинством
являлось изящество и музыкальность стихотворной
формы.
Таким образом, Данте был одним из предвозвестников
Возрождения, так как ему удалось воплотить
и объединить в своих произведениях основные
тенденции своего времени. Он писал: «Развалины
стен Рима заслуживают почитания, и земля,
на которой стоит город, священнее, чем
думают люди».
Уже в эпоху Предвозрождения заметным
становится утверждение преемственности
античной культуры и идеалов гуманизма.
Гуманистами себя называли проводники
новой культуры. Главную роль начинают
играть идеи антропоцентризма, когда центральным
местом мироздания провозглашается человек.
А гуманизм признаёт право человека на
свободу и счастье в социуме, принципы
равенства, справедливости, человечности
в отношениях между людьми и освобождает
его от религиозных пут.
Люди эпохи Возрождения чтили христианских
святых и восхищались красотой античных
богов. Многие из них были набожны, но слепой
догматизм умер. Христианское вероучение
подчас воспринималось, как новая мифология.
Поэты, живописцы и скульпторы одинаково
славили своим искусством и Христа, и Аполлона.
Средневековый аскетизм уходит в прошлое,
церковное учение, согласно которому земная
жизнь есть жизнь «смрадная», а человеческая
плоть жалка и постыдна, уже не определяет
сознания людей. Гуманисты отдают предпочтение
земной красоте, и этим они возрождают
традиции античного мира.
Среди великих творцов
Предвозрождения: архитекторы и
скульпторы Никколо и Джованни Пизано,
Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто
ди Бондоне. Наследниками Данте стали
другие великие флорентийцы XVI столетия
– Франческо Петрарка, родоначальник
европейской лирической поэзии, и Джованни
Боккаччо, основоположник жанра новеллы
в мировой литературе. Вестники нового
искусства: Брунеллески, Донателло, Мазаччо,
Мантенья, Боттичелли (скульпторы и живописцы).
Отдельно мы должны говорить о Леонардо
да Винчи, Рафаэле Санти, Микеланджело.
2.2 История
создания поэмы «Божественная комедия»
и её место в мировой литературе
Свою великую поэму
Данте создаёт, находясь в изгнании,
хотя мысль о её написании зародилась
у поэта, по-видимому, несколько раньше,
и сборник стихотворений «Новая
жизнь» явился своеобразной прелюдией
к «Божественной комедии», которую
он писал в течение 1307-1321 гг. Первые
две части поэмы («Ад» и «Чистилище»)
стали известны публике ещё при
жизни Данте. «Рай» – после его смерти.
Впервые в завершённом виде «Комедия»
(«Commedia») вышла из-под пера переписчика
в Болонье в 1322 г.
Поэму Данте трудно отнести к какому-либо
жанру, потому что она стала поэтической
энциклопедией Средних Веков и соединила
все элементы различных направлений поэзии
того времени. Нововведением Данте становится
язык: он пишет не по-латыни, а по-итальянски.
До него ещё никто не осмеливался использовать
народный язык для изложения в таком объёме.
Хотя истоки поэзии на итальянском языке
лежат во 2-й четверти ХIII века (поэты сицилийской
школы).
Многослойность поэмы, аллегоричность,
насыщенность реалиями, историческими
персонажами, именами «простых смертных»
– современников Данте, содержащиеся
в поэме сведения из самых разных областей
средневекового знания, науки, обуславливают
необходимость подробного комментария
к ней. В числе первых её комментаторов
были сыновья поэта Якопо и Пьетро.
Затем в 1373 году в родном городе Данте
были созданы публичные кафедры для объяснения
поэмы. Первую из них занял Дж. Боккаччо,
которому поэма обязана эпитетом «божественная»
(«divina»), ставшим составной частью названия
в XVI веке (венецианское издание 1555 г.),
«не вследствие содержания поэмы, а как
обозначение высочайшей степени совершенства
произведения». Боккаччо прокомментировал
17 песен «Ада» и написал биографию поэта.
Примеру Флоренции по созданию «дантовских»
кафедр последовали Болонья, Пиза, Венеция,
Пьяченце. Вскоре слава поэта шагнула
за пределы Италии и начала завоёвывать
европейский мир.
Впервые «Комедия» сошла с типографского
станка в Фолиньо в 1472 году, через два года
была отпечатана в Риме, а в 1481 году увидело
свет флорентийское издание поэмы, ставшее
знаменитым благодаря иллюстрациям Сандро
Боттичелли. К этому времени уже существовали
переводы «Комедии» на латинский и испанский
языки. В Испании Данте очень скоро стал
одним из самых читаемых иностранных поэтов.
Правда, в шестнадцатом столетии инквизиция
сделала немало, чтобы уронить престиж
«Божественной Комедии», но ценители и
восхищённые читатели поэмы не исчезали
и в самые неблагополучные для неё времена.
К ним принадлежал Томмазо Кампанелла,
страстный проповедник и великий утопист,
который считал Данте своим учителем.
В XVII веке репутация «Божественной Комедии»
была поддержана Дж. Мильтоном. Его религиозно-философскую
поэму «Потерянный рай» мы можем считать
продолжением английской литературы Возрождения.
Живописным и мрачным изображением воинства
Сатаны она напоминала дантовский «Ад».
Начало девятнадцатого столетия ознаменовалось
мощным приливом внимания к творчеству
Данте. Ни одно словесное произведение,
даже Библия, не переводилось в XIX веке
так часто, как «Божественная Комедия».
В 30-40-е годы немецкая дантология отняла
пальму первенства у итальянских учёных
и вышла на передовые рубежи. К концу столетия
«Божественную Комедию» читали уже на
двадцати языках: французском и каталонском,
голландском и немецком, английском и
датском, санскрите и еврейском, армянском
и словенском, португальском и чешском,
румынском и польском, греческом и венгерском,
русском и шведском, латыни и испанском.
В России о Данте впервые упоминается
в 1762 г. Опыт первого перевода принадлежит
П.А. Катенину, современнику А.С. Пушкина,
он же стал первым русским комментатором
поэмы. Позднее «Божественная Комедия»
много раз переводилась и частями, и целиком.
В настоящее время исследование творчества
Данте оформилось в специальную отрасль
медиевистики – дантологию, изучению
и популяризации его наследия посвящена
деятельность специальных институтов
и фондов (Итальянское Дантовское общество,
например).
Данте не первый, кого заботила нравственно-религиозная
мысль освобождения души от греховности
и земных уз. В этом ряду мы можем упомянуть
народных поэтов Фра Якопо и Джаколино.
Великим вопросом того времени был вопрос
о будущей жизни, поэтому естественной
формой литературы становится «видение»,
срывавшее покров с загробного мира и
позволяющее человеческому взору проникать
в его тайны.
Данте «выбрал изображения загробного
мира из религиозной народной поэзии и
внёс систему в нестройное смешение образов»,
воспользовавшись учением церкви, философскими
наработками Аристотеля и Цицерона.
3.1 Структура
«Божественной комедии»
Поэма Данте состоит из трёх частей: «Ад»,
«Чистилище» и «Рай». В общей сложности
они составляют 100 песен, которые заключают
в себе 14 230 стихов. Вся поэма написана
трёхстрочными строфами (терцинами). Все
три кантики заканчиваются словом «звёзды»,
имеющим символическое значение цели,
к которой шёл Данте, а затем достиг».
Поэт использует числовую символику,
рисуя девять кругов Ада, семь кругов Чистилища
(а вместе с предчистилищем и земным раем
– опять-таки девять) и, наконец, девять
сфер Рая, увенчанных Эмпиреем. Он тщательно
изучил «Начала астрономии» узбекского
учёного IX века Аль Фергани, что помогло
формированию его представлений о строении
вселенной («число девять – главное число
мироздания, ибо движущихся небес – девять,
и девятое небо есть перводвигатель, в
котором заключено мировое движение»).
Кроме того, Данте в сфере философской
мысли испытал влияние Аристотеля, схоластического
аристотелизма и аверроизма, а также –
отчасти – неоплатонизма, стоицизма и
арабской философии.
Таким образом, в понимании
Данте Земля – шар, Ад – конус,
вершина которого в центре земли,
Чистилище находится в южном
полушарии земли и тоже конус,
но усечённый.
Данте описывает переход из одного круга
Ада в другой, используя смену жертв и
их мучений, общей атмосферы и пейзажа.
«Ад противопоставляется Раю. В дохристианскую
эпоху наглядно-материальная, детализированная
картина потусторонних кар, которые описывались
как подобные земным пыткам и казням, но
превосходящие их. Наиболее устойчивая
конкретная черта Ада в Новом завете –
это упоминание огня: «печь огненная»,
«озеро огненное и серное», «мрак вечного
огня». По существу нет какого-то особого
адского огня, но всё тот же огонь и жар
бога, который составляет блаженство достойных,
но мучительно жжёт чуждых ему и холодных
жителей Ада. Ад рисуется как застенок
божественной юстиции, в котором царствует
сатана с бесами (чертями) в роли усердных
палачей».
Все эти мотивы получили поэтическое
выражение в «Божественной комедии». «Ад»
Данте представлен большим количеством
действующих лиц, немалая часть которых
– герои античных сюжетов. Осуждённые
пребывают здесь под вечной тяжестью греха,
но зато сохраняют свою индивидуальность.
Исследователи говорят о материальности
и телесности дантовского Ада, однако
автору данной работы он видится обыкновенной
театральной декорацией, не вызывающей
доверия и не позволяющей поверить в него.
Ад Данте холоден и чётко выстроен – в
этом проявляется талант поэта. И популярность
«Божественной комедии» вызвана вот чем:
«…мы привыкли к сияниям, дьяволам, рогам
и люциферам. Читателям, скорее всего,
было интересно вот что: то подробное в
картинках в цвете описание тех МЕСТ, про
которые невнятно и сухо, и ЧУЖДО говорили
много поколений попы. Вспомните, ведь
это У НАС картинки ада на стенке, а у них
не было такого порядка. Читатель осваивает
и присваивает себе мир тех сказок, о чувственном
содержании которых он истосковался. И
мы равны этим персонажам, мы даже сами
их расставляем по заслугам, то есть по
кругам Ада, Чистилища и Рая».
Дантов ад совершенно не пугает и даже
иногда заставляет улыбаться, хотя сам
герой и его проводник Вергилий являются
пленниками мрачности Ада, его скорби
и страданий.
Перейдём к Чистилищу: «в католическо-христианских
представлениях это место, где души умерших
подвергаются очищению искупительным
огнём для того, чтобы затем войти в рай.
Вплоть до последней четверти XII века Чистилище,
которое существовало в народной фантазии
и в литературе «видений», не получало
признания теологов, так как его не предусматривало
Евангелие. Однако давление верующих,
оставлявших надежду на искупление для
некоторых грешников, побудило богословов
и схоластов признать наличие на том свете
«третьего места» – Чистилища. В 1254 году
догмат о Чистилище был официально провозглашён
папством».
Своему Чистилищу Данте придаёт ощущение
покоя, нежной грусти, надежды на будущее.
Это описание воспринимается уже как более
реалистичное, появляется некая теплота,
делается светлее. Тогда как в Аду теплота
появляется только лишь в лимбе, при встрече
с поэтами и философами древности (Гомер,
Гораций, Лукан, а рядом – Вергилий), «потому
что так ему хочется приблизиться к ним,
стать, как они, признанным великим. Такая
тут энергетика идёт, так Данте сияет.
Из-за этого появилась «Комедия». Во многом.
Из личностного желания приобщиться к
признанным авторитетам. – Возможно, к
ним он убегает от «реальности». Отдыхает
с их текстами».
В начале пути по кругам Чистилища ангел
начертал на челе Данте семь латинских
P («peccatum» – «грех»). По мере восхождения
происходит очищение от грехов, и буквы
одну за другой ангелы стирают своими
крыльями.
Рай показан нам Данте, как образ добра,
внутреннего мира и счастья. Рай в христианских
представлениях – «место вечного блаженства,
обещанное праведникам в будущей жизни.
О Рае известно только одно – что там человек
всегда с богом, созерцает его лицом к
лицу». Рай вызывает наиболее доверительное
отношение, если следовать описаниям Данте,
это самое реалистичное место во всей
его поэме. Но по количеству античных героев
Рай уступает Чистилищу и тем более –
Аду.
Также мы должны отметить, что, «несмотря
на обилие и сложность материала, присутствие
целой толпы действующих лиц, могущих,
казалось бы, исчерпать все средства характеристики
и притупить мастерство отбора деталей,
в поэме всё время чувствуется центральное
положение Беатриче». Именно она посылает
к Данте Вергилия, приходит к нему на помощь
в трудные минуты и раскрывает глаза на
существующие в мире пороки, на его собственные
грехи. Она поэтому и показывает ему ужасы
Ада и блаженство Рая, и идёт Данте на самом
деле к ней – к своему идеалу и цели.
«Интересно вот что: Беатриче ведь ПОСТРОЕНА,
ИЗГОТОВЛЕНА. Никак не похоже, чтобы это
были его ЧУВСТВА. – В Беатриче верю. Почему
она кажется изготовленной? Потому что
она – недостижимый идеал. Она всегда
такой была. Такие чувства логичны и только
кажутся искусственно выстроенными. К
тому же умерла она давно, ещё более физически
удалилась. Беатриче такая и должна быть
– иначе непонятно, насколько она велика
для него, насколько божественна».
Таким образом, «Комедия» явилась жизнеописанием
самого Данте. Он сумел соединить все элементы
культурных традиций своего времени: история,
религия, наука, политика – с личными переживаниями
и мировоззрением.
«Это КОМЕДИЯ жизни Данте. Это вроде аутотерапии,
которая состояла в отстранённой фиксации
и мести хотя бы на бумаге; в уяснении –
и расстановке – и демонстрации – собственных
ценностей (литературных ценностей прежде
всего). Это личный текст».
3.3 Легендарные
герои античности в «Божественной комедии»
Целый ряд легендарных героев произведений
античных поэтов следует рассматривать,
на наш взгляд, в качестве самостоятельной
категории.
Наибольшее число данных персонажей представлено,
конечно же, в произведениях Гомера («Илиада»
и «Одиссея») и Вергилия («Энеида»). Однако,
как уже говорилось, Данте не мог читать
произведения Гомера в оригинале. Он основывался
на римских источниках и свидетельствах,
из которых наиболее любимыми для него
были сочинения Вергилия.
К «Энеиде» Вергилия Данте обращается,
как к преданию об основании Рима если
не самим Энеем, главным героем поэмы,
то его потомками. Известно, что Данте
питал большую любовь к Италии, ему было
дорого всё, что было с ней связано.
Раскроем образы упомянутых в «Божественной
комедии» «троянцев» и их соперников.
Первыми перед нашими глазами предстают:
Камилла, Эвриал, Турн и Нис («Ад», I, 106-108).
Всех их вы можете встретить на страницах
«Энеиды» Вергилия.
Камилла – «дочь короля вольсков, пала
в битве с троянцами; изгнанный своими
подданными, недовольными его тираническим
правлением, король Метаб взял с собой
маленькую Камиллу, подстерегаемый опасностями,
он дал обет посвятить дочь на служение
Диане, что и исполнил после своего спасения.
Камилла стала амазонкой и погибла, участвуя
в войне Турна против Энея». Нис и Эвриал
– спутники Энея, погибшие «во время ночного
нападения на лагерь рутулов, а Турн –
вождь рутулов, был убит Энеем.
Далее взору Данте предстают другие знаменитые
троянцы: Электра – «в греческой мифологии
дочь Океана и Тефиды, мать вестницы богов
Ириды и Гарпий; возлюбленная Зевса, мать
Дардана, основателя царской династии
в Трое; наиболее ярко Электра изображена
в «Хоэфорах» Эсхила и в названных её именем
трагедиях Софокла и Еврипида». Гектор
– в греческой мифологии сын Приама и
Гекубы, главный троянский герой в «Илиаде».
Прославился Гектор на десятом году войны.
После вступления Ахилла в бой Гектор,
невзирая на мольбы родителей, остаётся
с ним в поле один на один и погибает в
поединке у Скейских ворот, предсказывая
близкую смерть самому Ахиллу.
И, наконец, Эней – сын Анхиса (Анхиза)
и богини Венеры. Образ вообще интересный:
Эней был рождён на горе Ида или на берегу
Симоента, до пяти лет воспитывался у горных
нимф. Он сначала не принимал участия в
обороне Трои и присоединился к троянцам
только после того, как был изгнан Ахиллом
из родных мест. Имя Энея называется среди
славнейших в «Илиаде». В более поздних
источниках появился мотив бегства Энея
из разорённой Трои. На рубеже VI-V вв. до
н.э. этот мотив проник к этрускам и лёг
в основу мифа о переселении Энея в Италию
и основании им Рима. Эта версия стала
господствующей к середине 1 века до н.э.
и получила окончательную обработку у
Вергилия в «Энеиде». По Вергилию, в последнюю
ночь Трои Эней по приказу богов оставил
Трою вместе с престарелым Анхисом и малолетним
сыном Асканием. Эней отправляется на
поиски новой родины. С помощью кумской
сивиллы спускается в царство мёртвых,
где получает предсказание о своей судьбе
и о своих потомках. Далее Эней идёт в Лаций,
где местный царь Латин готов отдать свою
дочь за него замуж и дать место для основания
нового города. Но Энею приходится вступить
в борьбу с Турном – вождём рутулов, из
которой он выходит победителем. Потомками
Энея себя считали представители рода
Юлиев (в том числе Юлий Цезарь и Август).
«Затем основание Рима было приписано
потомкам Энея, так как между падением
Трои и основанием Рима прошло несколько
столетий» («Ад», IV, 121-142).
Также упомянуты: Дидона (царица, основательница
Карфагена), Елена Прекрасная (спартанская
царица, прекраснейшая из женщин, слух
о красоте которой распространился по
всей Греции), Ахилл или Ахиллес (в греческой
мифологии один из величайших героев Троянской
войны), Парис (троянский царевич, которому
покровительствовала Афродита, она помогла
ему похитить Елену и сделать её своей
женой).
Другие персонажи, имеющие отношение
к троянским событиям: Диомед – принимал
участие в Троянской войне, ранил Афродиту;
культ Диомеда был занесён в Италию ахейскими
колонистами («Ад», XXVI, 55-61). Гекуба – в
греческой мифологии жена троянского
царя Приама. Поликсена – дочь Приама
и Гекубы, которую принесли в жертву по
требованию тени Ахилла, как его наречённую.
Полидор – троянский царевич, сын Приама,
погибший от руки Ахилла («Ад», XXX, 1-19). Синон
– двоюродный брат Одиссея, участник Троянской
войны, которому удалось убедить троянцев
ввести в город деревянного коня («Ад»,
XXX, 97). Антенор – один из троянских старейшин,
советник Приама; согласно римской традиции,
Антенор, покинув землю Троады, основал
колонию в Северной Италии («Чистилище»,
V, 73).
Важное значение имеет эпизод с Одиссеем
или, как его называет Данте, Улиссом. С
одной стороны это ещё один легендарный
участник военных событий под Троей, с
другой его образ наиболее близок Данте
по духу после Вергилия.
Рассказ о последнем плавании Одиссея
представляет собой ренессансную интерпретацию
античного предания. Морской подвиг не
ставится ему в вину, поскольку он прокладывал
дорогу в неизвестное. Таким образом Данте
противопоставляет человеческое начало
животному: Одиссей стремился к знаниям
и исследовал мир. Складывается впечатление,
что Данте и его Одиссей – родственные
души. Он близок ему и потому, что в своих
путешествиях полагался только на себя,
надеялся на помощь своего интеллекта,
а это уже приближение к традициям эпохи
Возрождения.
В связи с Одиссеем в поэме мы встречаемся
с его верной женой Пенелопой. А также
с Цирцеей или Киркой, тёткой Медеи, волшебницей,
у которой на острове Эя Одиссей провёл
целый год («Ад», XXVI, 91-91).
Эти герои вергилиевой «Энеиды» найдут
своё место в поэме Данте и в других её
частях – «Чистилище» и «Рае»: Эней, Улисс,
Ахилл, Агамемнон, Паллант (союзник Энея),
Дидона, Анхис, Рифей (у Данте этот герой,
павший при взятии Трои, помещён в Рай).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе нами была рассмотрена
«Божественная комедия», поэма итальянского
поэта Данте Алигьери, которая по праву
может быть признана вершиной его творчества
и представляет собой свод или синтез
традиционной культуры эпохи позднего
Средневековья. «Божественную комедию»
мы можем охарактеризовать и как послание
будущему поколению, которому придётся
жить уже в эпоху Возрождения, поэма словно
бы намечает основные линии развития не
только искусства, но и духовного совершенствования
личности.
В трёх главах этого труда был дан анализ
«античной» стороны творчества Данте,
завершением которого и явилась поэма
«Божественная комедия».
Нами был сделан краткий биографический
очерк жизни Данте Алигьери как человека
с его страстями, печалями и радостями,
как поэта, впитавшего в себя традиции
своего времени, и как общественного деятеля,
искренне любящего свою страну. Все эти
три аспекта взаимосвязаны, о чём свидетельствует
поэма Данте.
Нами сделана попытка показать, как и почему
проникали в жизнь средневекового человека
античные сюжеты, как они преображались
или преломлялись в его сознании. Они не
могли оставаться прежними, поскольку
человеческое общество прошло достаточно
длинный путь эволюционного и информационного
развития со времён античности.
Фабула поэмы Данте не была совершенно
новой: она впитала в себя аллегорически-назидательную
и религиозно-фантастическую традицию
средневековых описаний хождений в загробный
мир и видений.
Поэма разбита на три большие части, посвящённые
рассказу об Аде, Чистилище и Рае. Троичность
композиции на этом не завершается: каждая
часть включает в себя тридцать три песни
(первая песнь «Ада» служит вступлением
ко всей поэме), написанных терцинами,
то есть трёхстрочными строфами.
В центре повествования – сам Данте, что
естественно оживляет его загробные видения.
Он привносит в него свои разнообразные
чувства (страх, сострадание, симпатию,
скорбь, любовь), а также свой идеал в образе
Беатриче. Однако Ад Данте кажется ненастоящим,
мёртвым, выстроенным в соответствии с
тогдашними традициями и для популяризации
поэмы. Чистилище представляется более
реальным, а Рай очень похож на земную
жизнь. Возможно, ад ассоциировался у Данте
с прошлым, уже ушедшим, чистилище с его
настоящей жизнью, а рай – с будущим совершенством,
которого достигнет его дух.
В «Божественной комедии» мы встречаем
большое число античных героев, которые
участвовали в тех или иных событиях и
мифах. Это и герои Троянской войны (Агамемнон,
Ахилл, Одиссей, Гектор, Эней), и государственные
деятели, полководцы, правители, цари (Юлий
Цезарь, Брут и Кассий, Сципион Африканский
и Ганнибал, Ксеркс, Тарквиний Гордый,
Траян), и мифологические существа (Цербер,
Гарпии, Эринии, Минотавр, кентавры), и
языческие боги Древней Греции и Рима
(Аполлон и Диана, Юнона и Юпитер, Венера
и многие другие), и поэты, учёные, философы
(Гомер, Аристотель, Платон, Эвклид, конечно
же, Вергилий).
Скорее всего Данте интуитивно чувствовал,
что не существует ни Ада, ни Чистилища,
ни Рая, а всё это аллегории и символы его
собственной жизни. Чудовища – это препятствия
и грехи, античные деятели искусства и
науки поддерживают его желание приблизиться
к ним, стать таким же значимым и незабвенным
в будущем, языческие боги просто красивы
и великолепны, они делают поэму более
динамичной и уводят от «тёмных веков»
Средневековья в яркий, сверкающий мир.
В плане стилистики и литературного мастерства
«Божественная комедия» заслуживает высокой
оценки. Данте удалось добиться признания
своего произведения частично при жизни,
и до настоящего времени оно остаётся
всё ещё популярным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алигьери Д. Божественная комедия / Пер.
с итал. М. Лозинского. – СПб., 1998. – 704 с.
2. Алигьери Д. Новая жизнь. Божественная
Комедия / Пер. с итал. А. Эфроса, М. Лозинского.
– М., 1967. – 686 с.
3. Письма. Из личной переписки автора с
редактором литературного журнала «Край
городов» А. Титовым // http://artage7.4sql.net/.
4. Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта…»
Судьба «Божественной комедии» Данте
в России. – М., 1990. – 216 с.
5. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и
политика. – М., 1965. – 198 с.
6. Данте и всемирная литература. – М., 1967.
– 259 с.