Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:19, реферат
О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. В феврале 1903 года А.П. Чехов в письме Станиславскому сообщил, что пьеса в голове уже готова, «называется «Вишнёвый сад», четыре акта, в первом акте видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях». Дальнейшая работа над «Вишнёвым садом» продвигалась очень медленно, Чехов постоянно чувствовал недомогание, утомляли посетители и бытовые неурядицы. Переписав пьесу дважды, Антон Павлович не считал работу законченной.
А.П. Чехов «Вишневый сад»
«Вишнёвый сад» — лирическая комедия в четырёх действиях Антона Павловича Чехова. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. «Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти.
Действующие лица пьесы:
Создание пьесы. Жанр.
О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. В феврале 1903 года А.П. Чехов в письме Станиславскому сообщил, что пьеса в голове уже готова, «называется «Вишнёвый сад», четыре акта, в первом акте видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях». Дальнейшая работа над «Вишнёвым садом» продвигалась очень медленно, Чехов постоянно чувствовал недомогание, утомляли посетители и бытовые неурядицы. Переписав пьесу дважды, Антон Павлович не считал работу законченной.
Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». (Из письма М.П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная». (Из письма О.Л. Книппер).
А.П. Чехову казалось, что театр всю пьесу делает не в том тоне; он настаивал, что написал комедию, а не слезливую драму, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина – комические. Но основатели Художественного театра К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, высоко оценивая пьесу, восприняли ее как драму.
Пьеса Чехова и смешна, и печальна, и даже трагична одновременно. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного — отличительная черта чеховской поэтики, начиная с первых лет его творчества.
Спор о жанре пьесы, продолжается, по сей день. Диапазон режиссерских интерпретаций широк: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия.
Тема
Пьеса “Вишневый сад” — лебединая песня Чехова — явилась отражением идейных настроений предреволюционных лет и живейшим откликом на самые насущные социальные вопросы своего времени.
Она отличается широтой и глубиной содержания. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем России, о том, как оно представлялось Чехову в самом начале XX века.
Основная тема “Вишневого сада” — ликвидация дворянских гнезд и утрата их владельцами экономического и общественного влияния, торжество сменяющей дворянство буржуазии, рост в жизни новой социальной силы, противостоящей и дворянству, и буржуазии.
Основной конфликт пьесы, отражая глубинные общественные противоречия конца ХТХ — начала XX века, состоит в борьбе за вишневый сад, назначенный к торгам.
Владельцы имения Раневская и Гаев желают сохранить за собой сад, являющийся символом старых, феодально-крепостнических устоев жизни в том его виде, в каком он находится. Лопахин же считает необходимым превратить его в промышленно-капиталистическое предприятие.
Лопахин не является врагом Раневской и Гаева. Он их друг и союзник. Предлагая превратить вишневый сад в промышленное предприятие, Лопахин имел в виду экономические интересы старых хозяев. Его предложение являлось единственным средством сохранить вишневый сад за бывшими владельцами. Раневская и Гаев не послушали делового совета Лопахина. Не найдя необходимых средств для уплаты процентов за свои долги, они лишились имения. На торгах вишневый сад был куплен Лопахиным. Наряду с изображением смены дворянства буржуазией и формирования новых демократических сил, неудовлетворенных капиталистическими порядками, Чехов ставит в этой пьесе проблемы труда и положения трудящихся, подлинного счастья, истинной красоты, настоящей любви и действительного патриотизма.
Основной идейный пафос “Вишневого сада” проявляется в отрицании остатков барско-поместного, самодержавно-крепостнического строя, уже давно изжившего себя, связанного с беспросветно тяжелым положением трудового люда, с бескультурьем; в пьесе признается роль буржуазии как относительно прогрессивной, временно необходимой силы, способной внести в жизнь частичные улучшения; здесь утверждается и тот неоспоримый факт, что в жизни формируется новая социальная сила, противостоящая не только дворянству, но и буржуазии.
Чехов верил, что эта новая социальная сила призвана перестроить жизнь на началах подлинной человечности, гуманности и справедливости.
Обличая прошлую и современную ему жизнь, писатель приветствовал в лице Пети Трофимова и Ани, Россию будущего.
Чеховские Трофимов и Аня — радостные предвестники налетающей бури. “Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, — говорит Трофимов, — и я в первых рядах!” — “Дойдешь?” — спрашивает его Лопахин. “Дойду”, — отвечает Петя и после паузы добавляет: “Дойду или укажу другим путь, как дойти”. Непоколебимо верит и Аня в светлые предначертания будущего: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”.
“Вишневый сад” — это глубокие раздумья писателя о счастье людей. Образ прекрасного, цветущего сада — это символ человеческого счастья. Показывая гибель обреченного на сруб старого вишневого сада, Чехов рассказывает о том, каким прекрасным был этот сад раньше. И вместе с тем в реплики Пети Трофимова и Ани он вкладывает призыв посадить новый сад, прекраснее прежнего, превратить всю Россию в чудесный цветущий сад. Воспоминания о прошлом для одних людей мучительно-тягостные, для других грустно-радостные, ощущение нелепицы их настоящего и еще неясные, но манящие мечты о будущем — все это дает автору возможность нарисовать картину русской жизни накануне первой русской революции.
“Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!” — говорит Аня, покидая усадьбу. “Здравствуй, новая жизнь!” — восклицает весело Петя Трофимов, уходя вместе с Аней.
В “Вишневом саде” есть и элегическое настроение, грусть расставания с отживающим прошлым, в котором много было плохого, но было и хорошее. Вместе с тем это своеобразная чеховская лирико-сатирическая комедия, которая с некоторым лукавым добродушием, но все же достаточно сурово, с чеховской трезвостью и ясностью, посмеивается над уходящим с исторической сцены дворянством, представленным выморочными, бессильными чудаками. Впрочем, надо отдать справедливость: они не захотели продать свой вишневый сад, не поддались соблазну, предпочли бедность буржуазной пошлости. В их бездействии сказалось их своеобразное действие, их протест против духа торгашеского расчета, купеческой выгоды. Они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они не так ничтожны и смешны или не только ничтожны и смешны. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем Родины. И ее главный герой — это лирический образ прекрасного, загадочного вишневого сада, образ красоты жизни, красоты Родины, тревожная и взволнованная мысль о том, кому, каким хозяевам достанется эта красота, что будет создано на месте этого обреченного на гибель сада.
“Вся Россия — наш сад”, — говорит Петя Трофимов. Но вот купец Лопахин вырубит старый вишневый сад.
Чехов мечтает о садах будущего, неизмеримо более прекрасных, чем все сады прошлого, он мечтает о прекрасных людях будущего. Чехов верит в Россию и в русский народ. Чехов приветствует новый день Родины — день ее свободы, славы и счастья.
О символическом смысле названия пьесы «Вишнёвый сад»
Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад — образ и персонаж, сад — время и сад — символические пространства. Одушевлённый и одухотворённый сад, вне сомнений, — один из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов. Вишнёвый сад — Россия. «Вся Россия наш сад», — с оптимизмом заявляет Петя Трофимов. Отживший дворянский быт и цепкость деловых людей —особенность России рубежа XIX— XX веков. Вишнёвый цвет, красные вишни на солнце, а также зори и росы, дожди и радуги, гудение пчёл и голоса птиц — вообще все поэтические отзвуки, какие только можно вообразить или представить себе вплоть до заключительной ремарки: «Слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву…» Дерево олицетворяет и символизирует прошлое и, таким образом, саму жизнь. Как всё живое, оно ранимо, беззащитно, нуждается в поддержке.
Характеристики героев.
Раневская Любовь Андреевна – помещица, проста в общении, а также очень сентиментальна.. Любовь Андреевна всю жизнь пытается прожить, оставаясь в счастливом детстве, об умерших родителях.. о России она говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно…» Вернувшись в имение, она плачет при виде своей детской. Любовь Андреевна — человек добрый, но беспомощный. В воспоминаниях она находит прибежище от неприятностей, которые несет настоящее. Раневская, непрактична и эгоистична. Неспособная вести дела, она всегда идет на поводу у своих эмоций. Раневская живет настоящим - и прошлым. Это роскошная женщина, которая осталась без привычной роскоши, и она смешна и жалка в своем новом положении.
Лопахин - купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Роль Лопахина центральная — он мягкий по характеру человек. Лопахин решителен и напорист в достижении поставленной цели. Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы- всё это выделяет Лопахина на фоне тех нежизненных настроений, которыми живёт дворянская группа.
Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. О себе Г. говорит, что он человек 80-ых годов и что он пострадал за свои убеждения. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой «защищается» рассеянным поведением. Г. артистичен и искренен. Он способен увлекаться; этот герой очень много говорит, потом спохватывается, понимая неуместность своих выступлений. Но вскоре опять начинает говорить. Г. – идеалист и романтик, совершенно не приспособленный к жизни, особенно в новых условиях. Он строит нереальные планы спасения вишневого сада (вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст им денег). Но этот герой и пальцем не пошевелил, чтобы действительно спасти свое имение, свою «родину». После продажи вишневого сада устраивается на работу в банк, на что Лопахин с сомнением замечает: «только ведь не усидит, ленив очень…»
Трофимов Петя – бывший учитель
погибшего сына Раневской, разночинец
26-ти или 27-ми лет.
Т. – вечный студент, который никак не
закончит курса. Судьба бросает его с места
на место. Этот герой проповедует веру
в лучшее будущее. Для этого, по его мнению,
«надо работать, помогать всеми силами
тем, кто ищет истину».
Т. ругает все то, что тормозит развитие
России – «грязь, пошлость, азиатчину»,
критикует российскую интеллигенцию,
которая ничего не ищет и не работает.
Но герой не замечает, что сам он яркий
представитель такой интеллигенции: только
красиво говорит, ничего при этом не делая.
Характерная для Т. фраза: «Дойду или укажу
другим путь, как дойти» (до «высшей правды»).
Т. отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким
и призрачным». Он лишь призывает Аню верить
ему, так как он предчувствует счастье.
Раневская упрекает Т. в холодности, когда
он говорит, что нет никакой разницы, продано
имение или нет. Вообще Раневская недолюбливает
героя, называет его недотепой и гимназистом
второго класса. В финале пьесы Т. разыскивает
забытые галоши, которые становятся символом
его никчемной, хоть и освещенной красивыми
словами, жизни.