Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:06, реферат
Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.
Архетип «дорожной встречи» в поэме А. Твардовского «Василий Теркин».
Выполнила студентка группы РК-08-1 Мадурова Мария.
Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.
Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы.
22 июня 1941 года Твардовский сворачивает
мирную литературную
Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез» — пишет он в своём дневнике. 4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы в газете Западного фронта «Красноармейская правда».
Поэма получает известность, её перепечатывают центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читают по радио Орлов и Левитан. Тогда же начали появляться известные иллюстрации, созданные художником Орестом Верейским. Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы.
Произведение имело большой успех у читателей. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. В 1942—1943 году поэт пережил тяжёлый творческий кризис. В армии и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали на ура, но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Секретарь союза писателей СССР Александр Фадеев признавался: «поэма отвечает его сердцу», но «…надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам». Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава была закончена в марте 1945 года. Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.
Заканчивая работу над поэмой, Твардовский ещё в 1944 году одновременно начинает следующую поэму, «Тёркин на том свете». Первоначально он планировал написать её как последнюю главу поэмы, но замысел вырос в самостоятельное произведение, в которое также вошли некоторые не прошедшие цензуру отрывки из «Василия Тёркина». «Тёркин на том свете» был подготовлен к печати в середине 1950-х и стал ещё одним программным произведением Твардовского — ярким антисталинским памфлетом. 23 июля 1954 секретариат ЦК под председательством Н. С. Хрущёва принял постановление, осуждающее Твардовского за подготовленную к публикации поэму «Тёркин на том свете». Во время кампании по «разоблачению Сталина», 17 августа 1963 года поэма была впервые опубликована в газете «Известия». В военное же время поэму заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет, считая её главного героя образцом для подражания.
Предваряет поэму программное авторское вступление, дающее настрой произведению.
Как такового сюжета в поэме нет, но она построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели. Недаром центральной главой большинство критиков считает главу «Переправа». В начале поэмы хорошо заметна преемственность с предыдущим произведением Твардовского — утопической поэмой «Страна Муравия», которая также начинается с рассказа о дороге, по которой предстоит пройти герою. Роль авторских отступлений в повествовании также очень важна. Своеобразный диалог автора с главным героем занимает значительное место в тексте поэмы.
Тёркин в поэме выступает как собирательный образ, воплощающий лучшие черты, присущие советскому солдату. Окружающие Тёркина герои безымянные и абстрактные: сослуживцы бойца, генерал, старик и старуха, Смерть — словно позаимствованные из народной сказки. Язык поэмы, несмотря на внешнюю простоту, — образец узнаваемого стиля поэта. Он питается от народной, устной речи. Интонационно богатый текст произведения пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек. Автор передаёт точным и взвешенным слогом речь Тёркина, лирически возвышенное описание природы и суровую правду войны.
Выбор в качестве размера поэмы четырёхстопного хорея не случаен. Именно такой размер характерен для русской частушки и хорошо соответствует повествовательному ритму поэмы. Критики также считают, что в «Василии Тёркине» отчётливо ощущается влияние русских народных сказок, в частности, «Конька-Горбунка» Ершова.
Отношение к образу Дороги двойственное: положительное и отрицательное, спасительное и гибельное (например, “Если больной бредит дорогой, то умрет”, “Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал” - дорога в потусторонний мир). Многое зависит от выбора: в волшебных народных сказках герой доходит до перекрестка где необходимо принять решение или проходит испытания, которые определяют дальнейшую судьбу героя (дорога – “жизненный путь”). Дорога – это поиск самого себя, своей сущности. (А. Волков. “Волшебник Изумрудного города” - дорога из желтых кирпичей ведет каждого из героев к его предназначению: Льва к смелости, Дровосека к любви, Страшилу к мудрости, а Элли к родительскому дому). Путешествие Алисы по Зазеркалью (Л. Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”) – это путь к взрослению.
Дорога - это древний образ-символ,
спектральное звучание которого очень
широко и разнообразно. Чаще всего
образ дороги в произведении воспринимается
в качестве жизненного пути героя, народа
или целого государства. «Жизненный
путь» в языке - пространственно-временная
метафора, к использованию которой
в своих произведениях
Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.
В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина «Таврида».
В русской литературе тема путешествия,
тема дороги встречается очень часто.
Можно назвать такие
Русские дороги. Бесконечные, утомительные,
способные успокоить и
Уж по той ли дороженьке по широкой
Еще шли-прошли солдаты новобраны,
Идучи, они солдаты плачут,
Во слезах они дороженьки не видят.
Уж как шло горе по дороженьке,
Оно лыком, горе, связано
И мочалом препоясано…
Дорога в сознании русского народа
связывалась с горем и
Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги.
Все произведение А. Твардовского пронизано образом дороги. Уже в первых строках речь идет о пути, о походе: «На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода….». Автор показывает жизнь народа в годы В.О.В. глазами своего героя - Василия Теркина.
Образ дороги в поэме переплетается с образом дома: командир отряда оказывается по пути на фронт в родной деревне. В этом случае образ дороги предстает в глазах читателя с положительной стороны: героя, оторванного от семьи войной, дорога приводит домой сама.
Главный герой – Василий Теркин -, оказавшись в медсанбате, в шутку размышляет о том, что хорошо бы получить медаль и прийти с нею после войны на гулянку в сельсовет – домой. Выйдя из медсанбата, Теркин встречает своих спасителей – танкистов, которые дарят ему гармонь, принадлежавшую их погибшему командиру. Василий играет на ней сначала грустную мелодию, как бы в память о покойном командире, потом веселую, и начинается пляска.
Эта встреча показывает, насколько война сплотила, сроднила народ, имеющий общую цель – победить врага и вернуться домой.
Такую же роль в произведении играет и рассказ Василия о встрече с девчонкой-медсестрой, которая дарит герою свою шапку, а так же встреча героя с дедом и бабкой, в дом которых заходит Теркин. Эти встречи являются показателем сплоченности и патриотизма русского народа. Такой народ не может быть побежден.
Мотивы «дорожных встреч» так
же помогают раскрыть образ самой
войны. Так, например, встреча Василия
Теркина с мальчиком уже
И еще одна встреча, имеющая большое значение в произведении Твардовского – встреча героя со смертью. В этот раз дорога подвела бойца, и он оказался лицом к лицу со смертью. Но смерть для героя – потеря надежд на возвращение домой, на спасение страны. Ведь кто, если не он – защитник отечества – спасет свою Родину? И герой не сдается, не покоряется сметри и остается жить и продолжать воевать.
Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением.
Информация о работе Архетип «дорожной встречи» в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»