Архетип «дорожной встречи» в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:06, реферат

Описание работы

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.

Файлы: 1 файл

майка.docx

— 23.31 Кб (Скачать файл)

Архетип «дорожной встречи» в поэме А. Твардовского «Василий Теркин».

Выполнила студентка группы РК-08-1 Мадурова Мария.

  1. История создания.

Работу над поэмой и образом  главного героя Твардовский начал  в 1939—1940 году, когда он был военным  корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины»  в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.

Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает  мирную литературную деятельность  и на следующий день уезжает  на фронт. Он становится военным  корреспондентом Юго-Западного,  а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией  Твардовский оказывается в самых  горячих точках войны. Отступает,  оказывается в окружении и  выходит из него.

Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез» —  пишет он в своём дневнике. 4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы в газете Западного фронта «Красноармейская правда».

Поэма получает известность, её перепечатывают центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читают по радио Орлов и Левитан. Тогда  же начали появляться известные иллюстрации, созданные художником Орестом Верейским. Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы.

Произведение имело большой  успех у читателей. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить  поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали  продолжения. В 1942—1943 году поэт пережил  тяжёлый творческий кризис. В армии  и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали на ура, но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Секретарь союза писателей СССР Александр Фадеев признавался: «поэма отвечает его сердцу», но «…надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам». Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава была закончена в марте 1945 года. Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.

Заканчивая работу над поэмой, Твардовский  ещё в 1944 году одновременно начинает следующую поэму, «Тёркин на том свете». Первоначально он планировал написать её как последнюю главу поэмы, но замысел вырос в самостоятельное произведение, в которое также вошли некоторые не прошедшие цензуру отрывки из «Василия Тёркина». «Тёркин на том свете» был подготовлен к печати в середине 1950-х и стал ещё одним программным произведением Твардовского — ярким антисталинским памфлетом. 23 июля 1954 секретариат ЦК под председательством Н. С. Хрущёва принял постановление, осуждающее Твардовского за подготовленную к публикации поэму «Тёркин на том свете». Во время кампании по «разоблачению Сталина», 17 августа 1963 года поэма была впервые опубликована в газете «Известия». В военное же время поэму заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет, считая её главного героя образцом для подражания.

Предваряет поэму программное  авторское вступление, дающее настрой произведению.

Как такового сюжета в поэме нет, но она построена вокруг связующей  идеи военной дороги, по которой  Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели. Недаром центральной главой большинство критиков считает главу «Переправа». В начале поэмы хорошо заметна преемственность с предыдущим произведением Твардовского — утопической поэмой «Страна Муравия», которая также начинается с рассказа о дороге, по которой предстоит пройти герою. Роль авторских отступлений в повествовании также очень важна. Своеобразный диалог автора с главным героем занимает значительное место в тексте поэмы.

Тёркин в поэме выступает как собирательный образ, воплощающий лучшие черты, присущие советскому солдату. Окружающие Тёркина герои безымянные и абстрактные: сослуживцы бойца, генерал, старик и старуха, Смерть — словно позаимствованные из народной сказки. Язык поэмы, несмотря на внешнюю простоту, — образец узнаваемого стиля поэта. Он питается от народной, устной речи. Интонационно богатый текст произведения пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек. Автор передаёт точным и взвешенным слогом речь Тёркина, лирически возвышенное описание природы и суровую правду войны.

Выбор в качестве размера поэмы  четырёхстопного хорея не случаен. Именно такой размер характерен для  русской частушки и хорошо соответствует  повествовательному ритму поэмы. Критики  также считают, что в «Василии Тёркине» отчётливо ощущается влияние русских народных сказок, в частности, «Конька-Горбунка» Ершова.

  1. Образ дороги в фольклоре и литературе.

Отношение к образу Дороги двойственное: положительное и отрицательное, спасительное и гибельное (например, “Если больной бредит дорогой, то умрет”, “Дорога, да никто по ней  не хаживал, никого за собой не важивал” - дорога в потусторонний мир). Многое зависит от выбора: в волшебных  народных сказках герой доходит  до перекрестка где необходимо принять решение или проходит испытания, которые определяют дальнейшую судьбу героя (дорога – “жизненный путь”). Дорога – это поиск самого себя, своей сущности. (А. Волков. “Волшебник Изумрудного города” - дорога из желтых кирпичей ведет каждого из героев к его предназначению: Льва к смелости, Дровосека к любви, Страшилу к мудрости, а Элли к родительскому дому). Путешествие Алисы по Зазеркалью (Л. Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”) – это путь к взрослению.

Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень  широко и разнообразно. Чаще всего  образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная  метафора, к использованию которой  в своих произведениях прибегали  многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь.

Мотив дороги символизирует и такие  процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н. А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов в стихотворении  «Выхожу один я на дорогу» прибегает  к использованию мотива дороги, чтобы  показать обретение лирическим героем гармонии с природой.

В любовной лирике дорога символизирует  разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина  «Таврида».

 

В русской литературе тема путешествия, тема дороги встречается очень часто. Можно назвать такие произведения, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова или  «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова. Этот мотив часто использовался как сюжетообразующий. Однако иногда он сам по себе является одной из центральных тем, целью которой является описание жизни России в определенный период времени. Мотив дороги вытекает из способа повествования - показа страны глазами героев.

Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял  особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:

Уж по той ли дороженьке по широкой

Еще шли-прошли солдаты новобраны,

Идучи, они солдаты плачут,

Во слезах они дороженьки не видят.

Уж как шло горе по дороженьке,

Оно лыком, горе, связано

И мочалом препоясано…

Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли  в рекруты; по дороге крестьянин нес  на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в  ссылку.

Именно с фольклора начинается история развития мотива дороги.

  1. Архетип «дорожной встречи» в поэме А. Твардовского «Василий Теркин».

Все произведение А. Твардовского пронизано  образом дороги. Уже в первых строках  речь идет о пути, о походе: «На  войне, в пыли походной, В летний зной и в холода….». Автор показывает жизнь народа в годы В.О.В. глазами  своего героя - Василия Теркина.

Образ дороги в поэме переплетается  с образом дома: командир отряда оказывается по пути на фронт в родной деревне. В этом случае образ дороги предстает в глазах читателя с положительной стороны: героя, оторванного от семьи войной, дорога приводит домой сама.

Главный герой – Василий Теркин -, оказавшись в медсанбате, в шутку размышляет о том, что хорошо бы получить медаль и прийти с нею после войны на гулянку в сельсовет – домой. Выйдя из медсанбата, Теркин встречает своих спасителей – танкистов, которые дарят ему гармонь, принадлежавшую их погибшему командиру. Василий играет на ней сначала грустную мелодию, как бы в память о покойном командире, потом веселую, и начинается пляска.

Эта встреча показывает, насколько  война сплотила, сроднила народ, имеющий  общую цель – победить врага и  вернуться домой.

Такую же роль в произведении играет и рассказ Василия о встрече  с девчонкой-медсестрой, которая  дарит герою свою шапку, а так  же встреча героя с дедом и  бабкой, в дом которых заходит  Теркин. Эти встречи являются показателем сплоченности и патриотизма русского народа. Такой народ не может быть побежден.

Мотивы «дорожных встреч» так  же помогают раскрыть образ самой  войны. Так, например, встреча Василия  Теркина с мальчиком уже ставшим  героем. Война не щадит никого: ни детей, ни стариков. Никто не имеет  права на слабость, и даже дети остаются без детства, они вынуждены бороться за жизнь.

И еще одна встреча, имеющая большое  значение в произведении Твардовского – встреча героя со смертью. В этот раз дорога подвела бойца, и он оказался лицом к лицу со смертью. Но смерть для героя – потеря надежд на возвращение домой, на спасение страны. Ведь кто, если не он – защитник отечества – спасет свою Родину? И герой не сдается, не покоряется сметри и остается жить и продолжать воевать.

  1. Заключение.

Высокий идейный смысл, близость к  народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением.


Информация о работе Архетип «дорожной встречи» в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»