Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:45, реферат
Актуальность выбранной проблемызаключается в том, что аннотирование и реферирование является неотъемлемой частью любого современного издания. Кроме того аннотирование и реферирование присутствует не только в издательском деле, но и используется как краткая характеристика фильма, статьи, научной работы и др. Любое издание, будь то монография, учебник, аналитический обзор и пр., всегда предваряется вторичным документом (рефератом или аннотацией). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме издателя и крайне отрицательно сказывается на эффективности издания как средства распространения информации. С аннотации (реферата) начинается знакомство читателя с изданием в целом и основным произведением в частности.
Введение
1 Понятие о библиографической продукции
2 Основные типы и виды библиографической записи
3 Аннотирование
4Реферирование
5Автоматическое реферирование и аннотирование текста
Заключение
Библиографический список
Аннотация не должна содержать:
1. Сведения из
Часто библиографы ошибочно
пересказывают в аннотации
Следует избегать повторения
в аннотации имени автора, названия
книги, ее подзаголовочных данных, имени
составителя, художника, места издания,
имени издателя и т.п., если эти
сведения уже имеются в
2. Общеизвестную информацию.
В аннотации неуместны расхожие штампы, общеизвестные сведения. Не следует приводить в аннотации то, что всем известно. Например: «великий русский поэт А. С. Пушкин», «знаменитый детский поэт Агния Барто», «книга содержит известные с детства стихи» и т. п.
3. Специальные термины и узкую научную терминологию.
Аннотация должна быть понятна
читателю-неспециалисту, для чего используют
общепринятые или стандартизированные
термины и определения. Не следует
употреблять наукообразный «
4. Выдержку из текста, обширную цитату из данной книги.
Нередко издатели, особенно детективной литературы и женских романов, на обложке книги приводят наиболее интересную с их точки зрения цитату. Этот «захватывающий кусок» не является аннотацией! Приводить его в библиографической записи не следует. К сожалению, стало ошибочной практикой переписывание таких кусков, особенно это характерно для записей на детективы издательства «Эксмо».
5. Повтор аннотации на тома многотомника.
Не следует при составлении библиографической записи на отдельные тома многотомника повторять одну и ту же аннотацию для всех томов. Целесообразней раскрывать содержание и особенности содержания каждого тома.
Аннотации условно можно разделить на две группы:
Аннотации на литературно-художественные произведения включает следующие сведения:
Имя автора следует упомянуть, если составляется аннотация на сборник, содержащий произведения разных авторов, или автор публиковался под разными псевдонимами. Могут быть также приведены сведения о составителях, если они являются известными лицами или занимаются литературной деятельностью.
Сведения об авторе целесообразно приводить по форме: «Психологический роман классика русской литературы…», «Сборник лирических стихов современного японского поэта…», «Новая приключенческая повесть автора известных романов о пиратах…». Если произведения экранизированы или известны прежде всего по экранизациям, это упоминается в аннотации. Например: «Детективный роман, по мотивам которого снят известный фильм «Рожденная революция»…».
Жанр произведения указывается в аннотации в развернутой форме, например, «фантастическая повесть», «лирические стихи». Роман и повесть, пьесы могут быть: психологическими, детективными, историческими, фантастическими, автобиогра-фическими, готическими, сказочными, мифологическими, мисти-ческими, любовными, военными и т.п. Жанр может быть также определен как триллер. Стихи - лирические, гражданские. Пример: «Фантастическая повесть американского писателя посвящена…».
Основная тема, проблема, место и время действия описываемых событий отражаются в аннотации на основе краткого знакомства с произведением. За основу может быть взята и грамотная издательская аннотация. Целесообразно указать в аннотации общую сюжетную линию, интригу, завязку сюжета. Например: «В новом детективном романе современного английского автора действие разворачивается в старинном замке на юге Шотландии. Убит наследник миллионного состояния…», «Лирические стихи молодой московской поэтессы посвящены извечным людским проблемам. На стихи автора написаны любимые песни…».
Полезно указать в аннотации дату создания произведения, если она приведена в издании. Например: «Написанный в 1963 году фантастический роман русского писателя…».
При подготовке аннотации на сборник одного автора в аннотации указывают названия двух-трех произведений или наиболее известных произведений, если они не приведены в библиографическом описании. Например: «В книгу американского писателя вошли исторический роман «Вашингтон» и психологическая повесть «Анна». В аннотации на сборник стихов приводят названия циклов или указываются названия трех-четырех наиболее известных произведений.
При подготовке аннотации на сборник произведений разных авторов, имена авторов и названия произведений указываются в аннотации только в том случае, если они не приведены в библиографическом описании. Например: «В сборнике опубликованы фантастические рассказы немецких писателей. Среди них…».
В аннотациях на издания художественной литературы для детей указывают читательский адрес по форме: «Для детей дошкольного возраста», «Для детей младшего школьного возраста» и т. п. Как правило, читательский адрес издатели указывают в аннотации или на последней полосе издания. Если в книге специально оговаривается предназначение издания, его следует привести в аннотации: «Для чтения взрослыми детям», «Для семейного чтения» и т. п.
Аннотация на издания, кроме литературно-художественных, включает следующие сведения:
Аннотация на аудиовизуальные,
электронные издания дополни-
Краткое раскрытие темы целесообразно осуществлять указанием отрасли, раздела науки или хозяйства (в качестве подспорья можно использовать наименования рубрик УДК). Обычно конкретный предмет исследования приведен в заглавии книги в библиографическом описании, повторять его в аннотации не надо. Раскрытие темы органично увязывается со сведениями о новизне издания. Например: «В учебном издании излагается оригинальная концепция исторического развития России…». Обобщенное указание темы книги целесообразно использовать при подготовке аннотации на издания естественнонаучной, технической тематики (для расширенной, компетентной аннотации в этом случае требуются специальные знания).
Целевое назначение и читательский адрес издания указывается в аннотации только в том случае, если это отмечено в книге. Фразы типа «для широкого круга читателей» или «для любителей фантастики, детективов, историков, для интересующихся и т. п.» в аннотации приводить не следует.
Вид издания или жанр публикуемого
произведения определяется на основе
выходных сведений издания (на последней
полосе) или самостоятельно (по ГОСТ
7.60). Вид и жанр обязательно надо
указать при составлении
Сведения об авторе в аннотации следует приводить лишь в том случае, когда автор имеет научную степень или звание академика, профессора, доктора или кандидата наук, а также известным ученым или практиком. Например: «Доктор медицинских наук, профессор предлагает новую методику оздоровления…», «Пособие написано коллективом РАМН под редакцией академика….».
Отмечается также наличие иллюстраций (если они уникальны или являются отличительной особенностью издания), наличие приложений (традиционных, аудиовизуальных, электронных.
Реферирование
Реферирование — это сложный творческий процесс, в основе которого лежит умение выделить главную информацию из текста первоисточника.
Наиболее важным и трудным является процедура, включающая одновременно несколько информационных процессов, нацеленная на определённый способ переработки текста, позволяющий без искажений содержания (сущности) документа-источника получить из него вторичный документ в сжатом (свёрнутом) виде. Такая деятельность определяется как аннотирование и реферирование, а применяемый способ – аналитико-синтетическая переработка.
Чтобы осуществить реферирование какого-нибудь документа или книги, нужно обладать определёнными знаниями и практическими навыками. Для решения этой проблемы применяются методы реферирования документов.
Из истории реферирования
Старейшие зарегистрированные записи относятся к Шумерской цивилизации (около 3600 г, до н.э.) и были сделаны на глиняных табличках. Естественно предположить, что уже тогда учащиеся и писцы делали на глине краткие заметки, затем обжигали эту глину и хранили свои записи длительное время. Египетские библиотеки были основаны в 2000 г. до н.э., и в них содержались папирусы с отчетами об исторических событиях и судебных делах. В период расцвета греческой цивилизации были написаны тысячи книг и стали создаваться личные библиотеки. Зрителям греческих пьес выдавались «рефераты», в которых можно было найти краткое описание содержания и список действующих лиц.
В эллинистический период, когда греческая цивилизация распространилась по Средиземноморью, Птолемей I (367-285 гг. до н.э.) основал знаменитую Александрийскую библиотеку, которая затем была расширена Птолемеем II (309-247 гг. до н.э.). В библиотеке хранилось около 500 тысяч свитков, что эквивалентно 100 тысячам современных книг. Пергамская библиотека, основанная в этот период, содержала около 200 тысяч свитков. На 120 свитках содержалось описание фондов Александрийской библиотеки. Ученые и писцы были заняты переписыванием, реферированием, выписыванием отрывков и аннотированием этих свитков. Во время упадка Греции собрание Александрийской библиотеки послужило средством передачи культурного наследия восходящему Риму.
В средние века после падения Римской империи в 476 г. грамотными были в основном монахи, жившие во множестве монастырей по всей Европе. Среди образованного населения международным языком являлась латынь. До распространения в Европе бумаги (XII_в.) записи делались на пергаментах, которые хранились в монастырских библиотеках и домах богатых людей. Именно в этот период возник термин «abstractus»: обычно монахи, переписывая каждую страницу, составляли и краткое описание содержания документа. С другой стороны, короли того времени требовали от своих послов и генералов написания сжатых рефератов их отчетов, а в Ватикане реферировались бесчисленные отчеты, поступавшие от папских посланников.
В эпоху Возрождения (XIV—XVII вв.) в Европе возникли различные научные общества и академии. Ученые общались друг с другом посредством писем, и если полные тексты направлялись одному-двум ближайшим друзьям, то рефераты этих писем рассылались другим адресатам. Положение резко изменилось с изобретением Гутенбергом печатного станка. Первый научный журнал «LeJournaldesscavans» был выпущен в 1665 г. французской Академией наук. Несколькими месяцами позже Лондонское Королевское общество начало издавать «PhilosophicalTransactions». Всего же с 1665 г. по 1730 г. появилось 330 новых периодических изданий. Все они, помимо оригинальных работ, печатали аннотации книг и рефераты научных статей, в особенности иноязычных.
В XVIII в. первые полностью
реферативные журналы стремились к
универсальности, но большей частью охватывали
художественную литературу. Первым из
них, вероятно, был «Aufrichtige» КристианаГоттфридаГоффмана,
выходивший с 1714_г. по 1717_г. Первыми реферативными
журналами в Англии были «
Первые научные журналы в России появились в петровскую эпоху (20-30е годы XVIII в.). С созданием Академии Наук (1724_г.) реферирование составляло неотъемлемую часть научной работы. Так, один из параграфов «Проекта положения об учреждении Академии наук и художеств», утвержденного Петром I, гласил: «Каждый академикус обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему будет легко экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с прочими рассуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть» [3; С.10-11].
Стремительный рост потока
научно-технической информации в XX
веке обусловил появление
Информация о работе Автоматическое реферирование и аннотирование текста