Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:59, доклад
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:
И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.
Саратовский Государственный Университет
Им. Чернышевского
Доклад на тему:
«Автор и его герой в произведении Евгений Онегин»
Студентки заочного отделения
Сидориной Марии
Автор
и герой, сравнение в произведении.
В первой главе в самом начале Пушкин знакомит нас с Онегиным , описывая это словами(цитирую):
«Условий света свергнув
бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум»
Их несхожесть в том, что
автор склоненяется больше к природе
и творчеству, а герой интересуется в
основном социально-экономическими вопросами-
он не может отличить ямба от хорея, зато
читал Адама Смита.
Они представляют собой две стороны
одного и того же явления: неудовлетворенности
обществом, оторванности от него, так называемые
странности. Направление Онегина — практическое,
ум его резок и холоден. Страстная натура
Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя
и автора объединяет то, что оба они —
мыслящие люди, выделяющиеся из “черни
светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина
к Онегину слегка насмешливо, и герой еще
не воспринимается нами как фигура трагическая.
Но уже в начале романа есть немало моментов,
где автор разделяет онегинскую точку
зрения, говорит одновременно от собственного
лица и от лица героя:
И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал — а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна...
Но что же объядиняет их? Я думаю то, что оба они из светского круга, что Пушкин жил такой жизнью и, грубо говоря, потратил время, так как его это не интересовало, а вот Онегин наоборот, был Светским в душе и посещал все мероприятия: балы, театры, вечеринки, но, в конечном итоге тоже устал от всего этого, ему все наскучило и стало не интересно,изо дня в день одно и тоже. Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор». Так же Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую литературу, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гувернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышления, культуру. Онегин — романтический герой «европейского типа». Автор же — человек русский по духу своему и мироощущению, истоки его личностного развития — в русской культуре. Он по-настоящему любит Россию: и «ночное небо над Невою», и «старинные главы» «белокаменной Москвы».
Во второй главе рассказывается о переезде Онегина в деревню, знакомстве его С Лариным:
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Также
мы можем наблюдать обсуждение Татьяны
и Ольги их внешности,их жизни и их семьи.
На счет Татьяны, Пушкин и Онегин тоже
рассходятся во мнениях: Онегин не осознает,
насколько притягательны в женщине простота
и естественность, — для Пушкина же черты
эти являются идеалом. На страницах романа
поэт неоднократно говорит о своем предпочтении,
противопоставляя Татьяну легкомысленным
кокеткам:
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Да и в деревне Онегина мало, что радовало, только если по началу дней. А потом все приелось. В отличии от автора , который восхищается природой.
В третьей главе Пушкин
пишет уже с сочувствием об Онегине, что
он был жертвой бурных заблуждений, привычкой
жизни избалован, что он утратил свое время
попусту. Но тем не менее, он подчеркивает
роптание вечное души, , считая его натурой
страдающей и противоречивой (как и сам
Пушкин). В лирических отступлениях романа
звучит то страсть, то разочарование, то
нежность, то холодное презрение, то вера
в будущее, то пессимизм. При этом он пытается
и защитить Онегина, когда Онегин ответил
Татьяне,и пишет, что он проявил благородство
по отношению к ней. Онегин и Пушкин снова
оказываются в одинаковом положении- они
не поняты людьми, одиноки. Но есть отличие
и в этом, так как Онегин к своей семье
был «хладнокровен», а для автора семья
–это святое и самое главная ценность
в жизни.
Рассуждая о причинах того, что Онегин
принял вызов Ленского на дуэль, автор
опять-таки оправдывает своего героя,
на этот раз путем обобщения:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!..
Поэт призывает читателя взглянуть на
себя самого, перед тем как судить Онегина.
Способность честно оценить свое поведение
— свойство незаурядных натур. Им обладает
как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они
тоже поднимаются над “чернью светской”.
После описания дуэли Пушкин заявляет:
...я сердечно
Люблю героя моего...
Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин
оправдывает Онегина, и то, что невозможно
отождествить автора и героя даже там,
где во многом сближаются их судьбы, настроения,
отношения с окружающим миром.
Далее следует лирическое отступление
об изменении характера творчества Пушкина,
заканчивающееся обращением к вдохновению:
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света...
Видимо, не случайно мысль о духовной смерти
возникает у Пушкина именно после рассказа
о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела,
но убийство Ленского совершено человеком
с ожесточенным и черствым сердцем. Не
виня в этом своего героя, Пушкин находит
причину в “мертвящем упоенье света”.
Проявляется глубокое, принципиальное
различие между автором и героем: душа
Онегина стала холодной, личность Пушкина
остается “прекрасною и гуманною. Но страшная
участь духовной гибели минует Онегина.
“Им овладело беспокойство”, — говорит
Пушкин. В восьмой главе романа Онегин
вновь является в свете. Он чужд обществу,
в котором нет места живой критической
мысли, и оно чуждо и враждебно ему.
...Посредственность одна
Нам по плечу и не странна, —
пишет Пушкин. Это его собственная боль
из-за одиночества, неудовлетворенности,
стремления к недосягаемым идеалам.
Таким образом, пушкинский
герой во многом отличается от автора,
мироощущение которого покойно и гармонично,
жизнь одухотворена творческим поиском,
поэтическим трудом, общением с друзьями.
Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец
на русской земле. Пушкин оставляет ему
возможность духовного возрождения, способность
обретения любви, однако счастье для него
навсегда потеряно. Трагедия Онегина не
в его жизненных обстоятельствах, а прежде
всего, в его мироощущении.
Информация о работе Автор и его герой в произведении Евгений Онегин