Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:41, сочинение
Федор Михайлович Достоевский прославился во всем мире как писатель философского-социального направления. Он создает такие ситуации для героев, что бы повести их в русло событий соответствующее смыслу произведения. Но у Достоевского нет ни одного чисто философского произведения. Их основу все-таки составляет художественный замысел. Но искусство художественной литературы не всегда должно точно доказывать авторские взгляды. А в этом случае возникает прикрытый социальный конфликт между автором и противостоящим ему героем. Выяснение этих отношений открывает более широкий обзор на мастерство писателя.
Автор и герой в романе Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»
Федор Михайлович Достоевский прославился во всем мире как писатель философского-социального направления. Он создает такие ситуации для героев, что бы повести их в русло событий соответствующее смыслу произведения. Но у Достоевского нет ни одного чисто философского произведения. Их основу все-таки составляет художественный замысел. Но искусство художественной литературы не всегда должно точно доказывать авторские взгляды. А в этом случае возникает прикрытый социальный конфликт между автором и противостоящим ему героем. Выяснение этих отношений открывает более широкий обзор на мастерство писателя.
Признанный в мировой литературе, истинный мастер слова, Ф.М. Достоевский многогласно заявляет о волнующих социальных темах, совершенно разносторонне и многогранно. У героев ,которых он описывает, совершенно разные взгляды на жизнь. Тем интереснее становиться изучение художественного стиля писателя, через раскрытие его отношений со всеми персонажами. Роман «Преступление и наказание» идеальный пример рассмотрения такого состава произведений, т.к. главный герой, Родион Раскольников, в какой-то мере предстает антиподом автору. Но в данном случае лучше разбирать лишь одного тщательно прописанного персонажа.
Достоевский мыслит, как художник. Составляющее идей воплощается у него в противостоянии и совпадении героев. Можно утверждать, что действующие лица у него развиваются самостоятельно и высказываются независимо от автора, а согласно поведению и логике данного характера. Это всегда заметно, когда Раскольников несколько отвлекается от замышленных целей. Например, спорит с процентщицей насчет стоимости закладной вещи, хотя пришел он с целью проверки перед преступлением.
Также в романе Достоевский не пытается осуждать или наказать Раскольникова. Для него нет ничего дороже, значительнее и интереснее человека, хотя и нет ничего страшнее его. Человек соткан из противоречий в его реальности и в его глубине. Не таким ли предстаёт Раскольников? Автор с непревзойденной силой раскрывает «темную сторону» в человеке – силы разрушения и беспредельного эгоизма, его страшную аморальность, таящуюся в глубине души. Размышления Достоевского посвящены «подполью» в человеке. То, что любой способен на преступление – это всего лишь проявление скрытой двойственности натуры. Однако, нельзя не обратить внимание, что автор вскрывает и светлые стороны души, существование в ней добра и правды. Конечно, в этом он подразумевает исконно религиозную, христианскую составляющую. Вообще в основе всей идейной жизни Достоевского были его религиозные искания. В его лице мы имеем дело с философским творчеством вырастающим из религиозного сознания. Раскольников – атеист. Чем он явно противоречит Достоевскому. Герой нарушает элементарные нравственные и моральные нормы.« Не убий» - гласит одна из заповедей, но Раскольников разбивает ее ,следуя только своей вымышленной теории «наполеонизма», и именно за это и последует наказание. Он встал перед соблазном, проверить все ли ему дозволено, доказать собственную значимость и свободу. Но это конечно было заблуждением. Он полностью отошел от добра и духовности. Им овладел разум, который не приближал его к счастью. Раскольников был оторван от живых движений добра (Бога), тем что остался сам с собой, и со своими холодными размышлениями . Он страдает от этого, у него развивается мучительная болезнь души. Абсолютно закономерное развитие событий для характерного героя. Но и тут Достоевский показывает лишь неустойчивость человеческого духа, то, что сомнения, расслоения, колебания характерны абсолютно для всех без исключения.
В этом романе Достоевский предстаёт в роли переписчика событий. Его герои не зависят от него, не являются марионетками в его руках. Не направлены по заранее предопределённому плану. При всём этом, в конце, все судьбы переплетаются во едино. Действующие лица связаны со своими идеями, представляют неразрывное целое. Так Раскольников не отделим от своей идеи, а она от него, вопреки воззрениям автора. Так можно говорить о многогласности Достоевского и мастерстве его скрытой философии.
Информация о работе Автор и герой в романе Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»