Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:39, контрольная работа
С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные отношения с другими авторами, с литературными критиками, с редакциями журналов и газет, с книгоиздателями и книготорговцами, в эпистолярные контакты с читателями и т. д. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп, кружков, литературных обществ, других авторских объединений.
В устном коллективном народном творчестве (фольклоре) категория автора лишена статуса персональной ответственности за поэтическое высказывание.
Автор в разных родах литературы
Автор (от лат. au(c)tor —виновник, основатель, учредитель, сочинитель) — одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания.
С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные отношения с другими авторами, с литературными критиками, с редакциями журналов и газет, с книгоиздателями и книготорговцами, в эпистолярные контакты с читателями и т. д. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп, кружков, литературных обществ, других авторских объединений.
В устном коллективном народном творчестве (фольклоре) категория автора лишена статуса персональной ответственности за поэтическое высказывание. Место автора текста заступает там исполнитель текста —певец, сказитель, рассказчик и т. п.2 Долгие века литературного и тем более долитературного творчества представление об авторе с разной степенью открытости и отчетливости включалось в универсальное, эзотерически осмысляемое понятие Божественного авторитета, пророческой поучительности, медиативности, освященной мудростью веков и традиций1. Историками литературы отмечается постепенное возрастание личностного начала в словесности, едва заметное, но неотступное усиление роли авторской индивидуальности в литературном развитии нации2. Этот процесс, начиная с античной культуры и более отчетливо обнаруживая себя в эпоху Возрождения (творчество Боккаччо, Данте, Петрарки), главным образом связывается с исподволь намечавшимися тенденциями преодоления художественно-нормативных канонов, освященных пафосом сакральной культовой учительности. Проявление непосредственных авторских интонаций в поэтической словесности обусловливается прежде всего ростом авторитета задушевно-лирических, сокровенно-личностныхмотивов и сюжетов.
Авторское самосознание достигает апогея в эпоху расцвета романтического искусства, ориентированного на обостренное внимание к неповторимому и индивидуально-ценностному в человеке, в его творческих и нравственных исканиях, на живописание тайных движений, на воплощение мимолетных состояний, трудновыразимых переживаний человеческой души.
Автор в его внутритекстовом бытии в свою очередь рассматривается в широком и в более конкретном, частном значениях.
В широком значении автор выступает
как устроитель, воплотитель и
выразитель эмоционально-смысловой целостн
Автор, создавший текст, объективно теряет над ним власть, он не волен уже влиять на судьбу своего произведения, на его реальную жизнь в читающем мире. Примечательны в этом отношении последние строки первой главы «Евгения Онегина»:
Иди же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань!
Автор — «виновник» другой, искусственной реальности — внепо-ложен ей. Но постоянные и повсеместные следы его творческой личности хранит произведение как художественный мир, им скомпонованный, им организованный, как некая поэтическая структура с ее особым фоно-графическим осуществлением.
Отношения автора, находящегося вне текста, и автора, запечатленного в тексте, отражаются в трудно поддающихся исчерпывающему описанию представлениях о субъективной и всеведущей авторской роли, авторском замысле, авторской концепции (идее, воле), обнаруживаемых в каждой «клеточке» повествования, в каждой сюжетно-компо-зиционной единице произведения, в каждой составляющей текста и в художественном целом произведения.
Вместе с тем известны признания многих авторов, связанные с тем, что литературные герои в процессе их создания начинают жить как бы самостоятельно, по неписаным законам собственной органики, обретают некую внутреннюю суверенность и поступают при этом вопреки изначальным авторским ожиданиям и предположениям. Л.Н. Толстой вспоминал (пример этот давно уже стал хрестоматийным), что Пушкин как-то одному из приятелей своих сознался: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна! Она — замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». И продолжал так: «То же самое и я могу сказать про Анну Каренину. Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы: они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется...»1
Более конкретные «олицетворенные» авторские внутритекстовые проявления дают веские основания литературоведам внимательно исследовать образ автора в художественной литературе, обнаруживать различные формы присутствия автора в тексте. Эти формы зависят от родовой принадлежности произведения, от его жанра, но есть и общие тенденции. Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых произведениях есть также посвящения, авторские примечания (как в «Евгении Онегине»), предисловие, послесловие, образующие в совокупности своеобразный мета-текст, составляющий целое с основным текстом. К этому же кругу вопросов можно отнести использование псевдонимов с выразительным лексическим значением: Саша Черный, Андрей Белый, Демьян Бедный, Максим Горький. Это тоже способ построения образа автора, целенаправленного воздействия на читателя2.
Лирика
Пронзительнее всего автор заявляет о себе в лирике, где высказывание принадлежит одному лирическому субъекту, где изображены его переживания, отношение к «невыразимому» (В.А. Жуковский), к внешнему миру и миру своей души в бесконечности их переходов друг в друга.
Лирический герой, по определению Б.О. Кормана,— это «единство личности, не только стоящее за текстом, но и воплощенное в самом поэтическом сюжете, ставшем предметом изображения,— причем образ его не существует, как правило, в отдельном, изолированном стихотворении: лирический герой — это обычно единство если не всего лирического творчества поэта, то периода, цикла, тематического комплекса»2.
С разной степенью полноты авторское лирическое Я может быть передоверено разным героям, или персонажам (так называемая ролевая лирика), выражено в диалоге героев и т. д.
Особая, игровая разновидность авторского проявления в лирике — акростих, известная с древних времен стихотворная структура, начальные буквы которой составляют имя автора, адресата и др.
Авторские интонации ясно различимы в авторских отступлениях (чаще всего — лирических, литературно-критических, историко-философских, публицистических), которые органично вписываются в структуру эпических в своей основе произведений. Эти отступления обогащают эмоционально-экспрессивные пределы повествования, расширяют сферу идеального, заметно уточняют авторские интенции и одновременно читательскую направленность произведения («Евгений Онегин» и «Домик в Коломне» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Василий Теркин» и «Теркин на том свете» А.Т. Твардовского и др.).
В многообразии лирики различают автопсихологическое,
описательное, повествовательное, ролевое
начала. Ясно, что в лирике описательной
(это по преимуществу пейзажная лирика)
и повествовательной мы скорее имеем дело
с повествователем, субъектно не выраженным
и в большой степени приближенным к собственно
автору, которого опять-таки не следует
отождествлять с биографическим поэтом,
но который, бесспорно, связан с ним так
же, как повествователь связан с собственно
автором в эпическом произведении. Это
связь, а не тождество. Это отношения нераздельности
– неслиянности (как пишет С.Н. Бройтман),
или, иначе говоря, повествователь и автор
соотносятся как часть и целое, как творение
и творец, который всегда проявляется
в каждом своем творении, даже и в самой
малой частице его, но никогда не равен
(не равновелик) ни этой частице, ни даже
целому творению.
Итак, в повествовательной и пейзажной
лирике может быть не назван, не персонифицирован
тот, чьими глазами увиден пейзаж или событие.
Такой неперсонифицированный повествователь
– одна из форм авторского сознания в
лирике. Здесь, по слову С. Бройтмана, «сам
автор растворяется в своем создании,
как Бог в творении»19.
Сложнее обстоит дело с ролевой
(ее еще называют персонажной) лирикой.
Здесь все стихотворение написано от лица
персонажа («другого» по отношению к автору).
Отношения автора и персонажа могут быть
различными. В стихотворении Некрасова
«Нравственный человек» сатирический
персонаж не только предельно далек от
автора, но и служит предметом разоблачения,
сатирического отрицания. А, скажем, ассирийский
царь Ассаргадон «оживает» и рассказывает
сам о себе в стихотворении В. Брюсова
«Ассаргадон». Но ясно при этом, что нам
не придет в голову отождествить самого
поэта с героем ролевой лирики. Так же
ясно, однако, что и это стихотворение
– важная характерная черта художественного
мира поэта. Еще более своеобразно складывается
соотношение ролевой и автопсихологической
лирики в поэзии М. Цветаевой и А. Ахматовой.
У Цветаевой наряду с лирической героиней,
узнаваемой и обладающей (как и у Ахматовой)
чертами даже автопортрета (новая черта
в поэзии, характерная для начала ХХ в.),
присутствует, например, образ уличной
певицы (стихотворение «В мое окошко дождь
стучится...» из цикла «Стихи к Сонечке»).
У Ахматовой в стихах начала 1910-х годов
одновременно с лирической героиней появляются
и другие герои: Сандрильона – Золушка
(«И на ступеньки встретить...»), канатная
плясунья («Меня покинул в новолунье...»),
не имеющий имени, но персонифицированный
герой («Подошла. Я волненья не выдал...»20).
И это при том, что именно ахматовская
лирическая героиня была «узнаваемой»
(во многом благодаря тому, что многие
художники-современники создавали ее
портреты, графические, живописные и скульптурные)
– в таком, например, стихотворении:
На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза внимательно глядят
И больше никогда не плачут.
И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
И непохожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
А бледный рот слегка разжат,
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.
Драма
В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев. Но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе (если он есть), списке действующих лиц, в разного рода сценических указаниях, предуведомлениях (напр., в «Ревизоре» Н.В. Гоголя—«Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров» и т. п.), в системе ремарок и любых других сценических указаний, в репликах в сторону. Рупором автора могут быть сами действующие лица: герои -резонеры (ср. монологи Стародума в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»), хор (от древнегреческого театра до театра Бертольда Брехта) и др. Авторская преднамеренность являет себя в общей концепции и сюжетосложении драмы, в расстановке действующих лиц, в природе конфликтного напряжения и т. д. В инсценировках классических произведений нередко появляются персонажи «от автора» (в кинофильмах по мотивам литературных произведений вводится закадровый «авторский» голос).
Б.О. Корман выделяет два главных способа
для выражения авторского сознания: через
построение сюжета и композицию пьесы
и через речи действующих лиц. К первому
типу он относит пьесы «Горе от ума» Грибоедова
и «Гроза» Островского, ко второму – пушкинского
«Бориса Годунова». Например, в «Борисе
Годунове» «в монологах героев много места
занимает эпический текст, выходящий за
пределы непосредственного сценического
действия и необыкновенно расширяющий
сферу изображаемого... В других случаях
эпический текст позволяет узнать о том,
что происходило между двумя моментами
сценического действия... Наконец, герой
может говорить о событиях в будущем времени...
Эпические рассказы, включенные в монологи
героев... содержат детализированное, связное
и развернутое жизнеописание героев...
В диалогах, так же как и в монологах, герои
в ряде случаев говорят о том, что собеседникам
уже известно, и, следовательно, адресуют
свои слова не столько друг к другу, сколько
непосредственно читателю... Автор выбирает
героев, разноудаленных от центрального
места действия. ... За высказываниями,
приписанными героям, явно и непосредственно
ощутимо единое авторское начало. В некоторых
случаях... субъект речи играет чисто служебную
роль: у него нет собственно драматической
функции, и он нужен только для того, чтобы
нечто сообщить. ...Весь стихотворный текст
трагедии объединяется сверхличным, непосредственно
авторским стилем. ... По воле автора герои
трагедии широко обращаются к средствам
поэтической выразительности, не обусловленным
их характерами. ... Порой поэтический образ,
употребленный одним героем, подхватывается
и развивается его собеседником... Эпический
тип мышления и эпическая манера письма
определяют и характер авторских ремарок.
Например, сцена «Лес» открывается следующей
пометкой: «В отдалении лежит конь издыхающий».
Это явно не рассчитано на сценическое
воплощение»25. (Однако в ХХ столетии
стал возможен так называемый «эпический
театр» Б. Брехта, что только подтверждает
правоту ученого.)
Эпос
С большей мерой включенности в событие произведения выглядит автор в эпосе. Лишь жанры автобиографической повести или автобиографического романа, а также примыкающие к ним произведения с вымышленными героями, согретыми светом автобиографического лиризма, предъявляют автора до известной степени непосредственно (в «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо, «Поэзии и правде» И.В. Гёте, «Былом и думах» А.И. Герцена, «Пошехонской старине» М.Е. Салтыкова-Щедрина, в «Истории моего современника» В.Г. Короленко и др.).
Наиболее же часто автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, во внесубъектной, безличной форме. Со времен Гомера известна фигура всеведущего автора, знающего все и вся о своих героях, свободно переходящего из одного временного плана в другой, из одного пространства в другое. В литературе Нового времени такой способ повествования, наиболее условный (всезнание повествователя не мотивируется), обычно сочетается с субъектными формами, с введением рассказчиков, с передачей в речи, формально принадлежащей повествователю, точки зрения того или иного героя (так, в «Войне и мире» Бородинское сражение читатель видит «глазами» Андрея Болконского, Пьера Безухова). Вообще в эпосе система повествовательных инстанций может быть очень сложной, многоступенчатой, и формы ввода «чужой речи» отличаются большим разнообразием. Автор может передоверять свои сюжеты сочиненному им, подставному Рассказчику (участнику событий, хроникеру, очевидцу и пр.) или рассказчикам, которые могут быть, таким образом, персонажами собственного повествования. Рассказчик ведет повествование от первого лица; в зависимости от его близости/чуждости к кругозору автора, использованию той или иной лексики некоторые исследователи выделяют личного повествователя («Записки охотника» И.С. Тургенева) и собственно рассказчика, с его характерным, узорчатым сказом («Воительница» Н.С. Лескова)1.
В любом случае объединяющим началом эпического текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на все составляющие художественного текста. «...Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни,— писал Л.Н. Толстой,— есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету»2. В эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: как авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, как авторский комментарий по ходу сюжета, как прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика героев, как авторское описание природного и вещного мира, и т. д.
Нужно прежде всего различать событие, о котором рассказано
в произведении, и событие самого рассказывания.
Это различение, впервые в русском литературоведении
предложенное, по-видимому, М.М. Бахтиным,
стало теперь общепринятым. Обо всем, что
произошло с героями, нам (читателям) поведал
некто. Кто же именно? Примерно таков был
путь размышлений, которым шло литературоведение
в изучении проблемы автора. Одной из первых
специальных работ, посвященных этой проблеме,
стало исследование немецкого ученого
Вольфганга Кайзера: его труд под названием
«Кто рассказывает роман?» вышел в начале
ХХ в. И в современном литературоведении
(не только в России) принято разные виды
повествования обозначать по-немецки.
Выделяют повествование от третьего лица
(Erform, или, что то же, Er-Erzählung) и повествование
от 1-го лица (Icherzählung). Того, кто ведет повествование
от 3 лица, не называет себя (не персонифицирован),
условимся обозначать термином повествователь.
Ведущего рассказ от 1-го лица принято
называть рассказчиком. (Такое употребление
терминов еще не стало всеобщим, но, пожалуй,
встречается у большинства исследователей.)
Рассмотрим эти виды подробнее.
^ Erform («эрформ»), или «объективное» повествование,
включает три разновидности – в зависимости
от того, насколько ощутимо в них «присутствие»
автора или персонажей.