Белинский и Гоголь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 15:33, реферат

Описание работы

Гоголь в оценке Белинского. Выбранные места из переписки с друзьями — публицистический сборник Николая Васильевича Гоголя. Письмо Белинского в истории России 19-20 веков.

Файлы: 1 файл

история мировых цив.docx

— 24.69 Кб (Скачать файл)

 

 

1.Гоголь в оценке Белинского («Ранний» Гоголь и «поздний» Гоголь).

Белинский написал около двадцати статей и рецензий, специально посвященных Гоголю. К его имени, к его художественным образам он обращается почти в каждой своей статье. Гоголь был самым любимым писателем Белинского. «Вы у нас теперь один, - писал он Гоголю в 1842 году, - и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас - и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего отечества». 
            В Гоголе он видел следующий этап в историческом развитии русской литературы, художника, острее поставившего коренные вопросы действительности, «более поэта социального». Именно с Гоголем Белинский связывал торжество критического реализма в России. Гоголь быт. по мнению критика, «отцом», «главой и основателем» натуральной школы, из которой выросла плеяда великих русских писателей: Герцен. Некрасов. Тургенев, Гончаров. Салтыков-Щедрин. Белинский стал глашатаем и вождем этой школы. 
               Критические статьи Белинского – это плевелы, придающие новый смысл произведениям Гоголя, поскольку плевелы заглушают ростки истины, посеянные в этих произведениях. Критику Гоголем греховного общества, царства сатаны Белинский обратил против существующего социального строя, против «крепостнической России».  
             Гоголь выявил две стороны российской действительности: Царство Христово, к которому стремится православная Россия под руководством Церкви и помазанника Божия, и царство сатаны, по законам которого живут полуевропейские дворяне и обюрократившиеся чиновники, не желающие подчиняться законам Христа. Гоголь разоблачает сатанинское царство тьмы, а Белинский приписывает ему мысль, что свет Христов и есть тьма и прибежище мракобесия. Тьма якобы окутала Россию, и спасение Белинский видит только в европейском просвещении. Общество поверило не Гоголю, а Белинскому, утверждающему, что он говорит от имени Гоголя.             Белинский оказал Гоголю «медвежью услугу», хотя сам Белинский придерживался другого мнения, о чём поведал его ученик П.В.Анненков, водивший дружбу и с Гоголем.  
             В 1840-е годы имена Белинского и Гоголя оказались в самом центре общественно- литературной борьбы. В условиях крайне обострившейся идейной борьбы, славянофилы были особенно заинтересованы в том, чтобы привлечь на свою сторону Гоголя. Они всячески стремились парализовать влияние на него прогрессивных сил России, прежде всего - Белинского. 
В славянофильской среде усиленно пытались создать иллюзию дружественных отношений с Гоголем. Но за всем этим скрывалось непонимание подлинного смысла и значения творчества Гоголя. 
              В середине 1840-х годов стали уже отчетливо обнаруживаться признаки надвигающегося на Гоголя идейного кризиса. Его предвестниками явились фальшивые нотки христианского смирения, все чаще начавшие проскальзывать в письмах, а также выражение недовольства своими великими произведениями. В июле 1845 года Гоголь пишет А.О. Смирновой-Россет что он не любит своих «сочинений, доселе бывших и напечатанных. и особенно "Мертвых душ "». 
             Белинский дает беспощадную характеристику господствующему режиму, который представляет собой не что иное, как «корпорации разных служебных воров и грабителей». Вот почему, говорит он. «самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отмена телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть». Решение этих первоочередных задач должно, по мысли Белинского, содействовать борьбе за успешное осуществление программы революционно-демократического преобразования России. 
             Белинский наглядно показал, что духовный крах Гоголя закономерно обусловил катастрофу великого художника: «когда человек весь отдается лжи. Его оставляют ум и талант». Еще в начале 1840-х годов критик сформулировал свои «понятия» о русской литературе, как о самой «содержательной», самой «общественной» литературе мира. Отсутствие элементарных демократических свобод в николаевской России приводило к тому, что литература быта единственной ареной общественной деятельности. Поэтому народ, по словам критика, справедливо видит в русских писателях своих единственных вождей и защитников. Белинский указывает на громадный нравственный авторитет русского писателя. Он говорит о том, сколь почитаемо в народе «титло поэта», которое так уронил Гоголь своей последней книгой. 
            На материале творчества Гоголя Белинский поставил вопрос о значении передового мировоззрения для писателя, о великой исторической миссии русской литературы в освободительном движении. Эти идеи Белинского были позднее развиты и продолжены Чернышевским и Добролюбовым. 
             Письмо Белинского к Гоголю с огромной силой отразило политические настроения крестьянских масс России, их страстный протест против крепостного права и ненависть к своим вековым угнетателям. Накал социальных противоречий внутри страны в конце 1840-х годов, участившиеся крестьянские волнения, нарастание революционных событий на Западе всполошили правительство Николая I. Оно усилило полицейский террор и цензурный гнет. Беспощадным карам подвергалось малейшее проявление свободной демократической мыс ли. 
             Подобными мерами правительство пыталось навести «порядок» в стране. В мае 1848 года умер Белинский. Царские власти не успели привести в исполнение задуманный план расправы с ним: его хотели сгноить в Петропавловской крепости. Но были подвергнуты жестоким преследованиям приверженцы натуральной школы, писатели гоголевского направления, идеи Белинского. В печати запрещено было даже упоминать имя великого критика.

2. О чем писал Гоголь  в «Выбранных местах?»

          Выбранные места из переписки с друзьями — публицистический сборник Николая Васильевича Гоголя.

         «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшие в свет в начале 1847 года, открывали читательской публике другого, по сути, незнакомого ей Гоголя.

В основе «Выбранных мест…» лежат письма Гоголя реальным лицам, своим друзьям (в общей сложности книга состоит из 31 письма). Все адресаты обозначены в тексте инициалами, большинство которых легко расшифровывается. Например: «Н. М. Я-ву» — Языкову; «А. О. С-ой» — Смирновой-Россет; «В. А. Ж-му» — Жуковскому и т. д.). Готовя книгу, автор просил некоторых адресатов вернуть письма, чтобы воспользоваться ими. На сегодняшний день не представляется возможным узнать, вносил ли Гоголь в эти письма редакторские правки, но большинство исследователей склоняется к тому, что такие правки имели место.

Книга эта отстаивала реакционные идеи, защищала крепостное право и николаевское самодержавие. Гоголь провозглашал помещика «отцом крестьян», которому необходимо повиноваться, крестьянина называл «неумытым рылом», учил помещика побольше наживаться на крестьянском труде, призывал к повиновению чиновникам и царю, к исполнению «обычаев старины».

Как проповедь, книга Гоголя ориентирована прежде всего на апостольские послания, в первую очередь любимого им святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу» (из письма Гоголя к сестре Ольге Васильевне от 20 января (н. ст.) 1847 года). Далее эта традиция идет через послания святых отцов (Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского), хорошо знакомые Гоголю. 
3. Письмо Белинского в истории России 19-20 веков.

           Письмо Белинского стало манифестом передовой и мыслящей России. Оно получило широчайшее распространение. «Имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому, жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни,— писал Аксаков.— Если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастьям угнетённых, честного доктора, честного следователя, который полез бы на борьбу,—ищите таковых в провинции между последователями Белинского».

           В «Письме» Белинский не отрекся ни от своих прежних статей, ни от своей любви к его художественным произведениям. Напротив, оно проникнуто чувством великого уважения к Гоголю, который содействовал развитию общественного самосознания России, проникнуто верой , в его способность осознать допущенную ошибку и исправить ее. Письмо недаром кончалось призывом к писателю искупить свой «тяжкий грех» новыми творениями, которые напомнили бы его прежние. 
           «Письмо» явилось программным документом русской революционной демократии и стало, по выражению Герцена, политическим завещанием Белинского. Оно вошло в историю как одно из самых пламенных произведений русской революционной мысли XIX века.

              В. И. Ленин чрезвычайно высоко оценил письмо Белинского. Он писал, что оно подводило «итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати сохранивших громадное, живое значение и по сию пору».

               III отделение уже сторожило свою жертву, и только смерть спасла Белинского от Петропавловской крепости. Белинский умер в мае 1848 г.

«Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развилась она, Белинский всегда будет её гордостью, её славой, её украшением. До сих пор его влияние ясно чувствуется на всём, что только появляется у нас прекрасного и благородного; до сих пор каждый из лучших наших литературных деятелей сознаётся, что значительной частью своего развития обязан, непосредственно или посредственно, Белинскому... Во всех концах России есть люди, исполненные энтузиазма к этому гениальному человеку, и, конечно, это лучшие люди России»,— писал о Белинском Н. А. Добролюбов.

           «Письмо» Белинского не могло быть напечатано в России на протяжении многих десятилетий. Но распространяясь в рукописных списках, оно очень скоро получило громадную популярность и сыграло великую роль в истории русского освободительного движения.

 

 

 


Информация о работе Белинский и Гоголь