Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:44, биография
Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией.Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились его первые (довольно неискусные) рассказы. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала.В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова, затем он был очарован поэзией Надсона.
Вале́рий Я́ковлевич
Брю́сов (1 (13) декабря 1873,
Валерий Брюсов
родился 1 (13) декабря 1873 го
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 году Яков Брюсов отослал в журнал «Задушевное слово» написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «письмо» было опубликовано (№ 16, 1884).
Увлёкшись скачками, отец просадил
всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками
и сына, первая самостоятельная публикация
которого (в журнале «Русский
спорт» за 1889
год) представляет собой статью
в защиту тотализатора. Родители мало занимались воспитанием
Валерия, и мальчик был предоставлен самому
себе; большое внимание в семье Брюсовых
уделялось «принципам материализма и атеи
Молодой Брюсов
Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией.Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились его первые (довольно неискусные) рассказы. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала.В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова, затем он был очарован поэзией Надсона.
К началу 1890-х
наступила пора увлечённости Брюсова
произведениями французских символистов — Бодл
В 1890-х годах
Брюсов написал несколько статей
о французских поэтах. В период
с 1894 по 1895
год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты»,
куда вошли многие из его собственных
стихов (в том числе под различными псевдонимами);
бо́льшая их часть написана под несомненным
влиянием французских символистов; помимо
брюсовских, в сборниках широко были представлены
стихотворения А. А.
Мне помнятся и
книги эти
Как в полусне недавний день
Мы были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.
— Сборник «Tertia Vigilia», 1900
В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где, кстати, обучался вместе с другим известным однокурсником — историком литературы Владимиром Саводником. Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. («…Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике). В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба; здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова — Елена Краскова — скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893; ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов); любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года.
В 1895 году появился на свет первый
сборник исключительно
Тень не созданных создании
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине…
В стихотворениях сборника
чувствуется сильное влияние Ве
В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма «Новое направление в поэзии органически связано с прежними. Просто новое вино требует новых мехов», — пишет он в 1894 году молодому поэту Ф. Е. Зарину (Талину)
Окончив в 1899
году университет, Брюсов целиком
посвятил себя литературе. Несколько лет
он проработал в журнале П. И. Бартенева «
Во второй половине
1890-х годов Брюсов сблизился с
поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом (знакомство с ним относится
к 1894
году; вскоре оно перешло в дружбу,
не прекращавшуюся вплоть до эмиграции
Бальмонта), стал одним из инициаторов
и руководителей основанного в 1899
году С. А. Поляковым издательс
В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.
В 1900
году в «Скорпионе» был издан сборник
«Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший
новый — «урбанистический» этап творчества
Брюсова. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту,
которого автор наделил «взором каторжника»
и отметил так: «Но я в тебе люблю — что
весь ты ложь». Значительное место в сборнике
занимает историко-мифологическая поэзия;
вдохновителями Брюсова являлись, как
отмечает С. А. Венгеров, «скифы, ассирийский
царьАсархаддон, РамсесII, Орфе
В позднейших сборниках мифологические
темы постепенно затухают, уступая
место идеям урбанизма, — Брюсов воспевает темп жизни
большого города, его социальные противоречия,
городской пейзаж, даже звонки трамваев
и сваленный в кучи грязный снег. Поэт
из «пустыни одиночества» возвращается
в мир людей; он словно бы вновь обретает
«отчий дом»; среда, которая взрастила
его, разрушена, и теперь на месте «полутёмных
лавок и амбаров» вырастают сияющие города
настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы,
и мир дойдёт к предсказанному раю»).Одним
из первых русских поэтов Брюсов в полной
мере раскрыл урбанистическую тему (хотя
элементы «городской лирики» можно встретить
ещё задолго до Брюсова — например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых
стихотворениях Н. А. Некрасова
В это время Брюсов готовит уже целую книгу переводов лирики Верхарна — «Стихи о современности». Поэт увлечён не только ростом города: его волнует само предчувствие надвигающихся перемен, становления новой культуры — культуры Города; последний должен стать «царём Вселенной», — и поэт уже сейчас преклоняется перед ним, готовый «повергнуться в прах», чтобы открыть «путь к победам». В этом и состоит ключевая тема сборника «Tertia Vigilia».
Характерной
чертой поэтики Брюсова с этого
периода становится стилевая всеохватность,
энциклопедизм и
Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения (характерные стихотворения — «В дни запустений» (1899), «Словно нездешние тени» (1900)) нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году; Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы: всё чаще поэт обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Интерес к реальной действительности — знающей страдания и нужду — выражается в «городских народных» «частушках», представленных в разделе «Песни». «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме; они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова.Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia»; поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою, и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»), и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком».