Биография и творчество Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:05, реферат

Описание работы

Имя Михаила Афанасьевича Булгакова, крупнейшего писателя,
пользуется в нашей стране широкой известностью.
Всякий художественный текст Булгакова есть тайна, есть загадка,
которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен. Я считаю, что преодоление
“барьеров” в познании является изначальной потребностью человека: раз не
понятно или понятно не до конца, значит, я должен обязательно это понять,
чтобы самоутвердиться в качестве полноценной личности.

Содержание работы

1) Вступление.

2) Биография и творчество писателя.

3) Причины смерти Булгакова.

4) Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Биография и творчество Булгакова.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

обнаружилось во время репетиционной подготовки "Мольера", из-за чего

Булгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и перейти на работу в

Большой театр СССР либреттистом.

 

      Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но

стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три

десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966).

Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее

в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-

философский опыт русской классической и мировой литературы.

 

 

 

                                  Причины смерти Булгакова.

Его болезнь открылась осенью 1939 года во время поездки в Ленинград.

Диагноз был таков: остроразвивающаяся высокая гипертония, склероз почек.

Вернувшись в Москву, Булгаков слег уже до конца своих дней.

"Я пришел  к нему в первый же день  после их приезда,- вспоминает  близкий

друг писателя, драматург Сергей Ермолинский. - Он был неожиданно спокоен.

Последовательно рассказал мне все, что с ним будет происходить в течение

полугода - как будет развиваться болезнь. Он называл недели, месяцы и даже

числа, определяя все этапы болезни. Я не верил ему, но дальше все шло как

по расписанию, им самим начертанному... Когда он меня звал, я заходил к

нему. Однажды, подняв на меня глаза, он заговорил, понизив голос и какими-

то несвойственными ему словами, словно стесняясь:

 

- Чего-то  я хотел тебе сказать... Понимаешь... Как всякому смертному, мне

кажется, что смерти нет. Ее просто невозможно вообразить. А она есть.

Он задумался и потом сказал еще, что духовное общение с близким человеком

после его смерти отнюдь не проходит, напротив, оно может обостриться, и это

очень важно, чтобы так случилось... Жизнь обтекает его волнами, но уже не

касается его. Одна и та же мысль, днем и ночью, сна нет. Слова встают

зримо, можно, вскочив, записать их, но встать нельзя, и все, расплываясь,

забывается, исчезает. Так пролетают над яром прекрасные сатанинские ведьмы,

как долетают они в его романе. И реальная жизнь превращается в видение,

оторвавшись от повседневности, опровергая ее вымыслом, чтобы сокрушить

пошлую суету и зло.

Почти до самого последнего дня он беспокоился о своем романе, требовал,

чтобы ему прочли то ту, то другую страницу... Это были дни молчаливого и

ничем не снимаемого страдания. Слова медленно умирали в нем... Обычные дозы

снотворного перестали действовать...

Весь организм его был отравлен, каждый мускул при малейшем движении болел

нестерпимо. Он кричал, не в силах сдержать крик. Этот крик до сих пор у

меня в ушах. Мы осторожно переворачивали его. Как ни было ему больно от

наших прикосновений, он крепился и, даже тихонько застонав, говорил мне

едва слышно, одними губами:

 

- Ты хорошо  это делаешь... Хорошо...

 

Он ослеп.

Он лежал голый, лишь с набедренной повязкой. Тело его было сухо. Он очень

похудел... С утра приходил Женя, старший сын Лены (сын Елены Сергеевны

Булгаковой от первого брака.- А. Д.). Булгаков трогал его лицо и улыбался.

Он делал это не только потому, что любил этого темноволосого, очень

красивого юношу, по-взрослому холодновато-сдержанного,- он делал это не

только для него, но и для Лены. Быть может, это было последним проявлением

его любви к ней - и благодарности.

10 марта  в 4 часа дня он умер. Мне почему-то всегда кажется, что это было

на рассвете. На следующее утро,- а может быть, в тот же день, время

сместилось в моей памяти, но, кажется, на следующее утро - зазвонил

телефон. Подошел я. Говорили из Секретариата Сталина. Голос спросил:

 

- Правда ли, что умер товарищ Булгаков?

 

- Да, он  умер.

 

Тот, кто говорил со мной, положил трубку".

К воспоминаниям Ермолинского следует добавить несколько записей из дневника

жены Булгакова Елены Сергеевны. Она свидетельствует, что в последний месяц

жизни он был углублен в свои мысли, смотрел на окружающих отчужденными

глазами. И все же, несмотря не физические страдания и болезненное душевное

состояние, он находил в себе мужество, чтобы, умирая, шутить "с той же

силой юмора, остроумия". Продолжал он и работу над романом "Мастер и

Маргарита".

Вот последние записи из дневника Е. С. Булгаковой:

25 января 1940 г.

...Продиктовал  страничку (о Степе - Ялта).

28 января.

Работа над романом.

1 февраля.

Ужасно тяжелый день. "Ты можешь достать у Евгения* револьвер?"

8 февраля.

Сказал: "Всю жизнь презирал, то есть не презирал, а не понимал... Филемон и

Бавкида**... и вот теперь понимаю, это только и ценно в жизни".

5 февраля.

Мне: "Будь мужественной".

6 февраля.

Утром, в 11 часов. "В первый раз за все пять месяцев болезни я счастлив...

Лежу... покой, ты со мной... Вот это счастье... Сергей в соседней комнате".

 

12.40:

"Счастье - это лежать долго... в квартире... любимого человека... слышать

его голос... вот и все... остальное не нужно..."

7 февраля.

В 8 часов (Сергею) "Будь бесстрашным, это главное".

29 февраля.

Утром: "Ты для меня все, ты заменила весь земной шар. Видел во сне, что мы

с тобой были на земном шаре". Все время весь день необычайно ласков, нежен,

все время любовные слова - любовь моя... люблю тебя - ты никогда не поймешь

это.

1 марта.

Утром - встреча, обнял крепко, говорил так нежно, счастливо, как прежде до

болезни, когда расставались хоть ненадолго. Потом (после припадка):

умереть, умереть... (пауза)... но смерть все-таки страшна... впрочем, я

надеюсь, что (пауза)... сегодня последний, нет предпоследний день...

Без даты.

Сильно, протяжно, приподнято: "Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя!" -

Как заклинание. Буду любить тебя всю мою жизнь...- Моя!

8 марта.

"О, мое  золото!" (В минуту страшных  болей - с силой). Потом раздельно и с

трудом разжимая рот: го-луб-ка... ми-ла-я. Записала, когда заснул, что

запомнила. "Пойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай... Ты

была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной... Когда я

слышал стук твоих каблучков... Ты была самой лучшей женщиной в мире.

Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! И если мне суждено

будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя

царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои

вещи, я писал их для тебя... Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, моя

жена, жизнь моя!" До этого: "Любила ли ты меня? И потом, скажи мне, моя

подруга, моя верная подруга..."

10 марта. 16.39.

Миша умер".

И еще один штрих. Валентин Катаев, которого Булгаков недолюбливал и даже

однажды публично назвал "жопой", рассказывает, как навестил Булгакова

незадолго до смерти. "Он (Булгаков) сказал по своему обыкновению:

 

- Я стар  и тяжело болен. На этот раз  он не шутил. Он был действительно

смертельно болен и как врач хорошо это знал. У него было измученное

землистое лицо. У меня сжалось сердце.

 

- К сожалению, я ничего не могу вам предложить, кроме этого,- сказал он и

достал из-за окна бутылку холодной воды. Мы чокнулись и отпили по глотку.

Он с достоинством нес свою бедность.

- Я скоро  умру,- сказал он бесстрастно. Я  стал говорить то, что всегда

говорят в таких случаях,- убеждать, что он мнителен, что он ошибается.

 

- Я даже  могу вам сказать, как это будет,- прервал он меня, не дослушав.- Я

буду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдет вот что: так

как лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом он

ударится в дверь Ромашова, который живет этажом ниже.

Все произошло именно так, как он предсказал. Угол его гроба ударился в

дверь драматурга Бориса Ромашова..."

 

 

 

                          

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1) М. А.  Булгаков  «Мастер и Маргарита», М. «Издательство  АСТ», 1999г.

2) Библия, М. «Российское библейское общество», 2000г.

 

3) М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник

статей. - М.: Б.   


Информация о работе Биография и творчество Булгакова