Биография композитора Римского Корсакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:34, доклад

Описание работы

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.

Файлы: 1 файл

римский корсаков.docx

— 21.71 Кб (Скачать файл)

Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) —  служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским  гражданским губернатором, мать —  Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе  прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.

 

 

Дом на реке Тихвинке, где родился композитор. Тихвин.

В 1856 году отец отвёз юного  Николая в Морской кадетский  корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное  заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени  умер отец композитора (в 1861 году) и  семья Римских-Корсаковых перебралась  в Санкт-Петербург.

В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное  сочинение Римского-Корсакова —  Первая симфония ор. 1. По словам самого Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле,[1] однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».[2]

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.[3]

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в  общество членов Могучей кучки, в  том числе подружился и с новым  участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром  Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с  Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила  Глинки) и с Петром Чайковским.

 

 

Портрет кисти Валентина  Серова.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается  за Первую симфонию — сочиняет недостающие  трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.

Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального  колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую  часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным  произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных  сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих  произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

 

 

Шарж П. Робера. 1903

С 1870-х годов расширились  границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором  Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором  духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной  школы (1874—1881), дирижёром симфонических  концертов (с 1874), а позже и оперных  спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur.

В эти же годы он обратился  к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 году окончена опера «Псковитянка», по драме Льва Мея).

В 1880-х годах большое  внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое  полотно — симфоническую сюиту  «Шехеразада».

В начале 1890-х годов наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал  статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело  исключительную интенсивность: появились  оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время Революции 1905—1907 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации  Петербургской консерватории (был  уволен из Консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории  частичных автономных прав и смены  руководства).

Умер 8 (21) июня 1908 в усадьбе  Любенск, близ Луги (Санкт-Петербургская губерния).

[править]Педагогическая деятельность

 

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы,[4] среди его  учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе  Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.[5]

[править]Семья

 

 

 

Могила Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых. Автор надгробия Н. К. Рерих. Тихвинское кладбище (Александро-Невская лавра) Санкт-Петербург

Жена (с 30 июня 1872, Санкт-Петербург)

Надежда Николаевна Пургольд (19 (31) октября 1848, Санкт-Петербург — 24 мая 1919, Петроград) — пианистка, композитор, музыковед.

Дети и внуки:

Михаил Николаевич (20 августа (1 сентября) 1873, Санкт-Петербург — 11 марта 1951, Ленинград) — зоолог-энтомолог, лесовод. Женат дважды:

1-ая жена (с 17 мая 1899): Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871, село Михайловка, Херсонская губерния — 9 декабря 1953, Ленинград).

Наталья Михайловна (5 мая 1900 — 9 июля 1901, Херсонская губерния).

Георгий Михайлович (13 декабря 1901, Санкт-Петербург — 10 сентября 1965, Ленинград) — музыковед, композитор, акустик.

Вера Михайловна (2 мая 1903, Гейдельберг, Германия — 25 сентября 1973, Ленинград) — библиограф.

Елена Михайловна (26 августа 1905, Санкт-Петербург — 17 сентября 1992, Санкт-Петербург) — преподаватель  иностранных языков.

2-ая жена: Евгения Петровна  Бартмер (13 августа 1884, Санкт-Петербург — 1929).

Игорь Михайлович (1911, Санкт-Петербург  — 1927, Ленинград).

Ольга Михайловна (19 апреля 1914, Санкт-Петербург — 8 декабря 1987, Ленинград) — кандидат геолого-минералогических наук.

Софья Николаевна (27 сентября 1875, Санкт-Петербург — 1943, Ленинград) — певица. Замужем (с 20 апреля 1903) за Владимиром Петровичем Троицким (13 марта 1876 — около 1926, Ленинград).

Ирина Владимировна (в замужестве Головкина) (1904 — 1989) — автор книги  «Лебединая песнь. Побеждённые».

Андрей Николаевич (5 октября 1878, Санкт-Петербург — 23 мая 1940, Ленинград) — музыковед, редактор, доктор философии. Был женат на ученице отца, композиторе[6], критике и публицисте Юлии Лазаревне Вейсберг (13 (25) декабря 1879, Оренбург — 1 марта 1942, Ленинград), погибшей вместе с сыном Всеволодом во время блокады.

Всеволод Андреевич (11 января 1915, Петроград — 28 февраля 1942, Ленинград) — филолог, переводчик.

Владимир Николаевич (13 января 1882, Санкт-Петербург — 25 июня 1970, Ленинград) — титулярный советник, альтист  Мариинского театра. Женат (с 6 апреля 1909, Санкт-Петербург) на Ольге Артемьевне Гиляновой (1 июня 1887, Самара — 26 января 1956, Ленинград).

Андрей Владимирович (16 августа 1910, Санкт-Петербург — 2002, Санкт-Петербург) — физик-акустик, доктор физико-математических наук.

Татьяна Владимировна (17 января 1915, Петроград — 5 апреля 2006, Санкт-Петербург) — архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде —  Н. А. Римском-Корсакове.

Надежда Николаевна (25 ноября 1884, Санкт-Петербург — 28 мая 1971, Ленинград). Замужем (с 4 июня 1908, Санкт-Петербург) за композитором, дирижёром и педагогом  Максимилианом Осеевичем Штейнбергом (22 июня (4 июля) 1883, Вильна, Российская империя — 6 декабря 1946, Ленинград).

Надежда Максимилиановна  Штейнберг (1914 — 1987) — филолог, автор  грамматики французского языка.

Мария Николаевна (10 января 1888, Санкт-Петербург — 21 августа 1893, Ялта).

Святослав Николаевич (22 декабря 1889, Санкт-Петербург — 7 декабря 1890, Санкт-Петербург).

[править]Список сочинений

 

[править]Оперы

Псковитянка

Майская ночь

Снегурочка

Млада

Ночь перед Рождеством

Садко

Моцарт и Сальери

Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке)

Царская невеста

Сказка о царе Салтане

Сервилия

Кощей Бессмертный

Пан воевода

Сказание о невидимом  граде Китеже и деве Февронии

Золотой петушок

[править]Симфонические произведения

Симфония № 1

Увертюра на темы трех русских  песен

Антар (Симфония № 2)

Симфония № 3

Шехеразада

Испанское каприччио

Светлый праздник

Садко


Информация о работе Биография композитора Римского Корсакова