Родился в усадьбе Ясная
Поляна. Среди предков писателя по
отцовской линии — сподвижник
Петра I — П. А. Толстой, одним из первых
в России получивший графский титул.
Участником Отечественной войны 1812
г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой.
По материнской линии Толстой
принадлежал к роду князей Болконских,
связанных родством с князьями Трубецкими,
Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и
другими знатными семьями. По матери
Толстой был родственником А.
С. Пушкина.
Когда Толстому
шел девятый год, отец впервые
повез его в Москву, впечатления
от встречи с которой живо
переданы будущим писателем в
детском сочинении "Кремль".
Москва здесь названа "величайшим
и многолюднейшим городом Европы",
стены которого "видели стыд и поражение
непобедимых полков Наполеоновых".
Первый период московской жизни юного
Толстого продолжался менее четырех лет.
Он рано осиротел, потеряв сначала мать,
а затем и отца. С сестрой и тремя братьями
юный Толстой переезжает в Казань. Здесь
жила одна из отцовских сестер, ставшая
их опекуншей.
Живя в Казани,
Толстой два с половиной года
готовился к поступлению в
университет, где учился с 1844
г. сначала на восточном, а
затем на юридическом факультете.
Изучал турецкий и татарский
языки у известного тюрколога
профессора Казембека. В зрелую пору
жизни писатель свободно владел английским,
французским и немецким языками; читал
на итальянском, польском, чешском и сербском;
знал греческий, латинский, украинский,
татарский, церковнославянский; изучал
древнееврейский, турецкий, голландский,
болгарский и другие языки.
Занятия по казенным
программам и учебникам тяготили
Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной
работой над исторической темой
и, оставив университет, уехал
из Казани в Ясную Поляну, полученную
им по разделу отцовского наследства.
Затем он отправился в Москву,
где в конце 1850 г. началась
его писательская деятельность:
незаконченная повесть из цыганского
быта (рукопись не сохранилась)
и описание одного прожитого
дня ("История вчерашнего дня").
Тогда же была начата повесть
"Детство". Вскоре Толстой решил
поехать на Кавказ, где его
старший брат, Николай Николаевич,
офицер-артиллерист, служил в
действующей армии. Поступив в
армию юнкером, позже он сдал
экзамен на младший офицерский
чин. Впечатления писателя от
Кавказской войны отразились
в рассказах "Набег" (1853), "Рубка
леса" (1855), "Разжалованный" (1856),
в повести "Казаки" (1852—1863).
На Кавказе была завершена
повесть "Детство", в 1852 г.
напечатанная в журнале "Современник".
Когда началась
Крымская война, Толстой перевелся
с Кавказа в Дунайскую армию,
действовавшую против турок, а
затем в Севастополь, осажденный
объединенными силами Англии, Франции
и Турции. Командуя батареей на
4-м бастионе, Толстой был награжден
орденом Анны и медалями "За
защиту Севастополя" и "В
память войны 1853—1856 гг.". Не
раз Толстого представляли к
награде боевым Георгиевским
крестом, но однако "Георгия" он
так и не получил. В армии Толстой пишет
ряд проектов – о переформировании артиллерийских
батарей и создании штуцерных, вооруженных
нарезными ружьями батальонов, о переформировании
всей русской армии. Вместе с группой офицеров
Крымской армии Толстой намеревался выпускать
журнал "Солдатский вестник" ("Военный
листок"), но его издание не было разрешено
императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел
в отставку и вскоре отправился
в полугодичное заграничное путешествие,
посетив Францию, Швейцарию, Италию
и Германию. В 1859 г. Толстой
открыл в Ясной Поляне школу
для крестьянских детей, а затем
помог открыть более 20 школ
в окрестных деревнях. Чтобы направить
их деятельность по верному, с его точки
зрения, пути, он издавал педагогический
журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью
изучить постановку школьного дела в зарубежных
странах писатель в 1860 г. вторично отправился
за границу.
После манифеста
1861 Толстой вошел в число мировых
посредников первого призыва,
стремившихся помочь крестьянам
решать их споры с помещиками
о земле. Вскоре в Ясной Поляне,
когда Толстой находился в
отъезде, жандармы произвели обыск
в поисках тайной типографии,
которую писатель якобы завел
после того, как общался в Лондоне
с А. И. Герценом. Толстому пришлось
закрыть школу и прекратить
издание педагогического журнала.
Всего его перу принадлежат
одиннадцать статей о школе
и педагогике ("О народном образовании",
"Воспитание и образование",
"Об общественной деятельности
на поприще народного образования"
и другие). В них он подробно
описал опыт своей работы с
учениками ("Яснополянская школа
за ноябрь и декабрь месяцы",
"О методах обучения грамоте",
"Кому у кого учиться писать,
крестьянским ребятам у нас
или нам у крестьянских ребят").
Толстой-педагог требовал сближения
школы с жизнью, стремился поставить
ее на службу запросам народа,
а для этого активизировать
процессы обучения и воспитания,
развивать творческие способности
детей.
Вместе с тем,
уже в начале творческого пути
Толстой становится поднадзорным
писателем. Одними из первых произведений
писателя стали повести "Детство",
"Отрочество" и "Юность", "Молодость"
(которая, однако, не была написана). По
замыслу автора, они должны были составить
роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на
десятилетия устанавливается порядок
жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился
на дочери московского врача Софье Андреевне
Берс.
Писатель работает
над романом "Война и мир"
(1863—1869). Завершив "Войну и мир",
Толстой несколько лет изучал
материалы о Петре I и его
времени. Однако, написав несколько
глав "петровского" романа, Толстой
отказался от своего замысла.
В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла
педагогика. Много труда вложил он в создание
"Азбуки", а затем и "Новой азбуки".
Тогда же им были составлены "Книги
для чтения", куда он включил много своих
рассказов.
Весной 1873 г. Толстой
начал и через четыре года
закончил работу над большим
романом о современности, назвав
его по имени главной героини
— "Анна Каренина".
Духовный кризис,
пережитый Толстым в конце
1870 — нач. 1880 гг., завершился переломом
в его мировоззрении. В "Исповеди"
(1879—1882) писатель говорит о перевороте
в своих взглядах, смысл которого он видел
в разрыве с идеологией дворянского класса
и переходе на сторону "простого трудового
народа".
В начале 1880 гг. Толстой
переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву,
заботясь о том, чтобы дать образование
своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила
перепись московского населения, в которой
писатель принял участие. Он близко увидел
обитателей городских трущоб и описал
их страшную жизнь в статье о переписи
и в трактате "Так что же нам делать?"
(1882—1886). В них писатель сделал основной
вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так
жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так
что же нам делать?" представляли собой
произведения, в которых Толстой выступал
одновременно и как художник и как публицист,
как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик.
Позднее этот род произведений — по жанру
публицистических, но включающих в себя
художественные сцены и картины, насыщенные
элементами образности,— займет большое
место в его творчестве.
В эти и последующие
годы Толстой пишет также религиозно-философские
сочинения: "Критика догматического
богословия", "В чем моя вера?",
"Соединение, перевод и исследование
четырех Евангелий", "Царство
божие внутри вас". В них
писатель не только показал
перемену в своих религиозно-нравственных
воззрениях, но и подверг критическому
пересмотру главные догматы и
принципы учения официальной
церкви. В середине 1880 гг. Толстой
и его единомышленники создали
в Москве издательство "Посредник",
печатавшее для народа книги
и картины. Первым из произведений
Толстого, напечатанным для "простого"
народа, был рассказ "Чем люди
живы". В нем, как и во многих
других произведениях этого цикла,
писатель широко воспользовался
не только фольклорными сюжетами,
но и выразительными средствами
устного творчества. С народными
рассказами Толстого тематически
и стилистически связаны его
пьесы для народных театров
и, более всего, драма "Власть
тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена
трагедия пореформенной деревни,
где под "властью денег"
рушились вековые патриархальные
порядки.
В 1880 гг. появились
повести Толстого "Смерть Ивана
Ильича" и "Холстомер" ("История
лошади"), "Крейцерова соната" (1887—1889).
В ней, а также в рассказе "Дьявол"
(1889—1890) и повести "Отец Сергий" (1890—1898)
ставятся проблемы любви и брака, чистоты
семейных отношений.
На основе социального
и психологического контраста
строится повесть Толстого "Хозяин
и работник" (1895), связанная стилистически
с циклом его народных рассказов,
написанных в 80 гг. Пятью годами
ранее Толстой написал для
"домашнего спектакля" комедию
"Плоды просвещения". В ней
также показаны "хозяева" и
"работники": живущие в городе
дворяне-землевладельцы и приехавшие
из голодной деревни, лишенные
земли крестьяне. Образы первых
даны сатирически, вторых автор
изображает как людей разумных
и положительных, но в некоторых
сценах и их "подает" в ироническом
свете.
Все эти произведения
писателя объединены мыслью о
неминуемой и близкой по времени
"развязке" социальных противоречий,
о замене изжившего себя общественного
"порядка". "Какая будет развязка,
не знаю,— писал Толстой в
1892 г.,— но что дело подходит
к ней и что так продолжаться,
в таких формах, жизнь не может,—
я уверен". Этой идеей одухотворено
крупнейшее произведение всего
творчества "позднего" Толстого
— роман "Воскресение" (1889—1899).
Менее десяти
лет отделяют "Анну Каренину"
от "Войны и мира". "Воскресение"
отделено от "Анны Карениной"
двумя десятилетиями. И хотя
многое отличает третий роман
от двух предыдущих, их объединяет
истинно эпический размах в
изображении жизни, умение "сопрягать"
в повествовании отдельные человеческие
судьбы с судьбой народной. Толстой
сам указывал на единство, существующее
между его романами: он говорил, что "Воскресение"
написано в "старой манере", имея,
прежде всего, в виду эпическую "манеру",
в которой были написаны "Война и мир"
и "Анна Каренина". "Воскресение"
стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим
Синодом Толстой был отлучен его от православной
церкви.
В последнее
десятилетие жизни писатель работал
над повестью "Хаджи-Мурат" (1896—
1904), в которой стремился сопоставить
"два полюса властного абсолютизма"
— европейский, олицетворяемый
Николаем I, и азиатский, олицетворяемый
Шамилем. В это же время Толстой
создает одну из лучших своих
пьес — "Живой труп". Ее
герой — добрейшей души, мягкий,
совестливый Федя Протасов уходит
из семьи, рвет отношения с
привычной ему средой, попадает на "дно"
и в здании суда, не вынеся лжи, притворства,
фарисейства "добропорядочных" людей,
выстрелом в себя из пистолета сводит
счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная
в 1908 г. статья "Не могу молчать", в
которой он протестовал против репрессий
над участниками событий 1905–1907 гг. К этому
же периоду относятся рассказы писателя
"После бала", "За что?".
Тяготясь укладом
жизни в Ясной Поляне, Толстой
не раз собирался и долго
не решался ее покинуть. Но
жить по принципу "вместе-врозь"
уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября)
тайно покинул Ясную Поляну. По дороге
он заболел воспалением легких и вынужден
был сделать остановку на маленькой станции
Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер.
10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в
Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где
в детстве он вместе с братом искал "зеленую
палочку", хранившую "секрет", как
сделать всех людей счастливыми.