Биография Л.Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:31, доклад

Описание работы

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Файлы: 1 файл

Родился в усадьбе Ясная Поляна.docx

— 18.67 Кб (Скачать файл)

Родился в усадьбе Ясная  Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой  принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и  другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

    Когда Толстому  шел девятый год, отец впервые  повез его в Москву, впечатления  от встречи с которой живо  переданы будущим писателем в  детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим  и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.

    Живя в Казани, Толстой два с половиной года  готовился к поступлению в  университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а  затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский  языки у известного тюрколога  профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.

    Занятия по казенным  программам и учебникам тяготили  Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной  работой над исторической темой  и, оставив университет, уехал  из Казани в Ясную Поляну, полученную  им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась  его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского  быта (рукопись не сохранилась)  и описание одного прожитого  дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть  "Детство". Вскоре Толстой решил  поехать на Кавказ, где его  старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в  действующей армии. Поступив в  армию юнкером, позже он сдал  экзамен на младший офицерский  чин. Впечатления писателя от  Кавказской войны отразились  в рассказах "Набег" (1853), "Рубка  леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852—1863). На Кавказе была завершена  повесть "Детство", в 1852 г.  напечатанная в журнале "Современник".

    Когда началась  Крымская война, Толстой перевелся  с Кавказа в Дунайскую армию,  действовавшую против турок, а  затем в Севастополь, осажденный  объединенными силами Англии, Франции  и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден  орденом Анны и медалями "За  защиту Севастополя" и "В  память войны 1853—1856 гг.". Не  раз Толстого представляли к  награде боевым Георгиевским  крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.

    Осенью 1856 г. вышел  в отставку и вскоре отправился  в полугодичное заграничное путешествие,  посетив Францию, Швейцарию, Италию  и Германию. В 1859 г. Толстой  открыл в Ясной Поляне школу  для крестьянских детей, а затем  помог открыть более 20 школ  в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.

    После манифеста  1861 Толстой вошел в число мировых  посредников первого призыва,  стремившихся помочь крестьянам  решать их споры с помещиками  о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в  отъезде, жандармы произвели обыск  в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел  после того, как общался в Лондоне  с А. И. Герценом. Толстому пришлось  закрыть школу и прекратить  издание педагогического журнала.  Всего его перу принадлежат  одиннадцать статей о школе  и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности  на поприще народного образования"  и другие). В них он подробно  описал опыт своей работы с  учениками ("Яснополянская школа  за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас  или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения  школы с жизнью, стремился поставить  ее на службу запросам народа, а для этого активизировать  процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности  детей.

    Вместе с тем,  уже в начале творческого пути  Толстой становится поднадзорным  писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".

    В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

    Писатель работает  над романом "Война и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал  материалы о Петре I и его  времени. Однако, написав несколько  глав "петровского" романа, Толстой  отказался от своего замысла.  В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.

    Весной 1873 г. Толстой  начал и через четыре года  закончил работу над большим  романом о современности, назвав  его по имени главной героини  — "Анна Каренина".

    Духовный кризис, пережитый Толстым в конце  1870 — нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879—1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

    В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений — по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,— займет большое место в его творчестве.

    В эти и последующие  годы Толстой пишет также религиозно-философские  сочинения: "Критика догматического  богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование  четырех Евангелий", "Царство  божие внутри вас". В них  писатель не только показал  перемену в своих религиозно-нравственных  воззрениях, но и подверг критическому  пересмотру главные догматы и  принципы учения официальной  церкви. В середине 1880 гг. Толстой  и его единомышленники создали  в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги  и картины. Первым из произведений  Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди  живы". В нем, как и во многих  других произведениях этого цикла,  писатель широко воспользовался  не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами  устного творчества. С народными  рассказами Толстого тематически  и стилистически связаны его  пьесы для народных театров  и, более всего, драма "Власть  тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена  трагедия пореформенной деревни,  где под "властью денег"  рушились вековые патриархальные  порядки.

    В 1880 гг. появились  повести Толстого "Смерть Ивана  Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887—1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889—1890) и повести "Отец Сергий" (1890—1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.

    На основе социального  и психологического контраста  строится повесть Толстого "Хозяин  и работник" (1895), связанная стилистически  с циклом его народных рассказов,  написанных в 80 гг. Пятью годами  ранее Толстой написал для  "домашнего спектакля" комедию  "Плоды просвещения". В ней  также показаны "хозяева" и  "работники": живущие в городе  дворяне-землевладельцы и приехавшие  из голодной деревни, лишенные  земли крестьяне. Образы первых  даны сатирически, вторых автор  изображает как людей разумных  и положительных, но в некоторых  сценах и их "подает" в ироническом  свете.

    Все эти произведения  писателя объединены мыслью о  неминуемой и близкой по времени  "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного  "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в  1892 г.,— но что дело подходит  к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,—  я уверен". Этой идеей одухотворено  крупнейшее произведение всего  творчества "позднего" Толстого  — роман "Воскресение" (1889—1899).

    Менее десяти  лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение"  отделено от "Анны Карениной"  двумя десятилетиями. И хотя  многое отличает третий роман  от двух предыдущих, их объединяет  истинно эпический размах в  изображении жизни, умение "сопрягать"  в повествовании отдельные человеческие  судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.

    В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.

    В последнее  десятилетие жизни писатель работал  над повестью "Хаджи-Мурат" (1896—  1904), в которой стремился сопоставить  "два полюса властного абсолютизма"  — европейский, олицетворяемый  Николаем I, и азиатский, олицетворяемый  Шамилем. В это же время Толстой  создает одну из лучших своих  пьес — "Живой труп". Ее  герой — добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит  из семьи, рвет отношения с  привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".

    Тяготясь укладом  жизни в Ясной Поляне, Толстой  не раз собирался и долго  не решался ее покинуть. Но  жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.


Информация о работе Биография Л.Н. Толстого