Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:03, биография
Родился 28 августа 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя
Умер 7 ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя.
Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира.
Лев Николаевич Толстой
Родился 28 августа 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя
Умер 7 ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя.
Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира.
Участник обороны Севастополя.
Просветитель, публицист, религиозный
мыслитель, чьё авторитетное мнение
послужило причиной возникновения
нового религиозно-нравственного
Лев Николаевич родился 9 сентября (по старому стилю - 28 августа) 1828 в Крапивенском уезде Тульской губернии, в имении матери - Ясной Поляне. Отец - граф Николай Ильич Толстой (1794 - 1837); мать - Мария Николаевна (1790 - 1830), урожденная Волконская. Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. В 1837 семья переехала в Москву, но вскоре умер отец, оставив дела в довольно расстроенном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне. В 1840 дети переселились в Казань. Лев был некрасив, неловок, и застенчив. Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернера-француза St. Thomas, заменившего собой добродушного немца Ресельмана. По собственному признанию Толстого, с 15-летнего возраста вел "франклиновский дневник" (по имени Бенджамина Франклина), в котором ежедневно отмечал, какую из добродетелей, провозглашенных Франклином в его альманахе "Бедный Ричард", он нарушил за истекший день. В 1843 Толстой поступил в число студентов Казанского университета и провел 2 года на восточном факультете и 2 года - на юридическом. Вскоре он стал только числиться в университете, поти не занимаясь и получая двойки и единицы на экзаменах. Бросив университет еще до наступления переходных экзаменов на 3-й курс юридического факультета, Толстой с весны 1847 живет в Ясной Поляне. Весной 1848 уезжает в Петербург держать экзамен на кандидата прав, но сдача экзаменов ему надоела и он уехал в деревню. Много времени уходило на кутежи, игру и охоту. Весной 1851, по совету приехавшего брата Николая, Толстой торопливо уехал из Москвы на Кавказ, чтобы сократить расходы и расплатиться с крупным долгом. Около 5 месяцев прожил в Пятигорске, в простой избе. Осенью 1851, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром. Литературные интересы всегда стояли у Толстого на втором плане: он писал, когда хотелось высказаться и никогда не нуждался в обществе литераторов. Первое произведение, "Детство", было напечатано в "Современнике" в 1852, и подписано скромными инициалами Л. Н. Т. На Кавказе Толстой, произведенный в офицеры, оставался два года, участвуя во многих стычках. Имел права на Георгиевский крест, но не получил его. В конце 1853 перевелся в Дунайскую армию и участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии. С ноября 1854 по конец августа 1855 был в Севастополе: командовал батареей в сражении при Черной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Там же был написан первый из трех "Севастопольских рассказов" и отправлен в петербургский журнал "Современник". Рассказ был замечен императором Николаем, велевшим беречь даровитого офицера, что было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им "штабных". Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе "испортил" ее, написав сатирическую песенку, упоминавшую ряд генералов. После штурма 27 августа Толстой был послан курьером в Петербург, где зажил шумной жизнью: "на попойки, карты и кутежи с цыганами уходили целые дни и ночи" (Левенфельд). В Петербурге сблизился с сотрудниками "Современника", познакомился с Н.А. Некрасовым, И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, Н.Г. Чернышевским. Вскоре "люди ему опротивели и сам он себе опротивел", и в начале 1857, оставив Петербург, отправился за границу. В Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии Толстой провел всего около полутора лет (1857 и 1860 - 1861 ). Впечатление было отрицательное. Вернувшись в Россию сразу после освобождения крестьян, стал мировым посредником и занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих. С 1862 Толстой стал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна". Соединенные вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений. Радушно встретив дебюты Толстого, признав в нем великую надежду русской литературы, критика затем лет на 10 - 12 охладевает к нему.
Когда Льву Николаевичу Толстому пошел уже четвертый десяток, он начал испытывать сильное чувство к Софье Андреевне Берс (1844-1919), дочери московского доктора из остзейских немцев. Софье Андреевне было всего 17 лет. В сентябре 1862 Лев Толстой женился. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только вернейшим и преданнейшим другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые, напоминающие стенограммы, записи. В течение первых 10 - 12 лет после женитьбы Лев Толстой создает "Войну и мир" и "Анну Каренину". В начале 70-х гг. писателя снова захватывают педагогические интересы; он пишет "Азбуку" (1871-1872) и "Новую азбуку" (1874-1875), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре "Русские книги для чтения". Будучи в цвете сил и здоровья, Толстой утратил всякую охоту наслаждаться достигнутым благополучием; ему стало "нечем жить", потому что он не мог себе уяснить цель и смысл жизни, он "почувствовал, что то, на чем он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет". Естественным результатом была мысль о самоубийстве. Он стал вести беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину пустынь, читал богословские трактаты, изучил древнегреческий и древнееврейский языки, чтобы в подлиннике познать первоисточники христианского учения, одновременно присматриваясь к раскольникам. В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В 1884 - поддерживает издательство "Посредник", руководимое последователями и друзьями Толстого В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Толстого по цензурным условиям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство "Свободное слово". В 1891, 1893, 1898 - участвует в помощи крестьянам голодающих губерний. Во 2-й половине 90-х гг. много сил отдает защите религиозных сектантов - молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду. Ясная Поляна (в особенности в 1890-е гг.) становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран. В 1873 - Толстой избран членом-корреспондентом, а в 1900 - почетным академиком Петербургской Академии наук. В 1901 - отлучение Толстого святейшим Синодом от православной церкви. Одной из причин была резкая критика церковных обрядов в романе "Воскресение". 20-22 февраля 1901 появилось определение Святейшего Синода: "Русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекшись от вскормившей и воспитавшей его матери, церкви православной, и посвятил данный ему от Бога талант на распространение в народе учений противных Христу и церкви... В силу всего этого церковь не считает его своим членом". В последнее десятилетие жизни Толстой становится признанный глава русской литературы, защитником реалистического направления. Он поддерживает личные отношения с В.Г. Короленко, А.П. Чеховым, М. Горьким. Последние годы жизни Лев Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой - с другой. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 10 ноября (по старому стилю - 28 октября) 1910 Толстой тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился. Умер Лев Толстой 20 ноября (по старому стилю - 7 ноября) 1910 на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне станция Лев Толстой Липецкой области). Похоронен в Ясной Поляне. В 1928-1958 было издано Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого в 90 томах.
Маршруты двух путешествий Льва Николаевича Толстого за границу:
в 1857 - Варшава - Берлин - Париж - Женева - Кларан - Веве - Монтрё - Турин - Люцерн - Цюрих - Штутгарт - Баден-Баден - Франкфурт - Эйзенах - Дрезден - Штеттин
в 1860-1861 - Штеттин - Берлин - Лейпциг - Киссинген - Зоден - Франкфурт - Гиер (близ Ниццы) - Париж - Марсель - Флоренция - Ливорно - Неаполь - Рим - Лондон - Брюссель - Антверпен - Веймар - Йена - Дрезден.
На английский язык "Войну и мир", "Севастопольские рассказы", повесть "Казаки" первым перевел американский переводчик и издатель Ю. Скайлер. По свидетельству современников, произведения Толстого нашли гораздо больше почитателей в США, чем в Англии. В стране повсеместно создавались клубы Толстого. Сам Толстой называл Америку "самой сочувственной" ему страной. Вместе с тем он считал в начале ХХ в., что "Америка утратила свою молодость", что это страна, чьи идеалы "не пережили и одного поколения людей". Признавая факт достижения Америкой "высшей ступени материального благосостояния", Толстой отмечал одновременно ее падение на "низшую ступень нравственности, религиозного сознания" и иллюстрировал это убеждение тем, что ни один из посетивших его американских литераторов не знал лучших писателей своей страны (1906). Президент США Теодор Рузвельт назвал Толстого "великим писателем" и заметил, что читал "Анну Каренину" с большим интересом, чем "когда-либо на моей памяти какую-либо другую книгу".
Среди произведений Льва Николаевича Толстого - романы, повести, пьесы, рассказы, сказки, публицистика: "Детство" (1852, повесть, 1 часть автобиографического романа "Четыре эпохи развития"), "Отрочество" (1852-1854, повесть, 2 часть автобиографического романа "Четыре эпохи развития"), "Набег" (1853), "Рубка леса" (1853-1855), "Казаки" (1853-1863, повесть), "Юность" (1855-1857, повесть, 3 часть автобиографического романа "Четыре эпохи развития"; 4 часть "Молодость" не была написана), "Севастопольские рассказы" (1855-1856), "Утро помещика" (1856, рассказ, фрагмент неосуществленного "Романа русского помещика"), "Люцерн" (1857, рассказ, навеян впечатлениями первой поездки в Западную Европу), "Семейное счастье" (1858-1859, роман), "Война и мир" (1863-1869, начало публикации 1865), "Азбука" (1871-1872, рассказы, сказки, басни), "Новая азбука" (1874-1875, рассказы, сказки, басни), "Анна Каренина" (1873-1877, роман, опубликован 1876-1877), "Исповедь" (1879-1880, опубликована 1884), "Исследование догматического богословия" (1879-1880), "Соединение и перевод четырех евангелий" (1880-1881), "В чем моя вера?" (1882-1884), "Так что же нам делать?" (1882-1886), "Смерть Ивана Ильича" (1884-1886, повесть), "Власть тьмы" (1886, драма) "Плоды просвещения" (1886-1890, комедия, опубликована 1891), "Крейцерова соната" (1887-1889, повесть, опубликована 1891), "Дьявол" (1889-1890, повесть, опубликована 1911), "Воскресение" (1889-1899, роман, сюжет возник на основе подлинного судебного дела), "Отец Сергий" (1890-1898, опубликован 1912), "Хозяин и работник" (1894-1895), "Хаджи-Мурат" (1896-1904, повесть, опубликована 1912), "Что такое искусство?" (1897-1898, трактат), "Рабство нашего времени" (1899-1900), "Живой труп" (1900, драма, опубликована 1911), "Фальшивый купон" (1902-1904, опубликован 1911), "После бала" (1903, опубликован 1911), "Посмертные записки старца Федора Кузмича..." (1905, опубликован 1912), "Не могу молчать" (1908, протест против смертной казни), "Нет в мире виноватых" (опубликована 1911, неоконченная повесть)