Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:44, контрольная работа
Максим Горький, настоящее имя Алексей Максимович Пешков, родился 16 марта (28 – по новому стилю) 1868 года в Нижнем Новгороде. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879), отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) столяр, умер от холеры, когда Горькому было 3 года. Детство Горького прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который вместе с бабушкой Акулиной Ивановной обучали внука.
Максим Горький,
настоящее имя Алексей
А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют.
— «Легенда о Марко»
Следующее крупное произведение - роман "Трое" (1900-1901) имеет также антибуржуазную направленность. 19 февраля 1901 года писатель приехал в Петербург. Он был на заседании Петербургского Союза писателей, на котором - по полицейским донесениям - произносились речи "крайне противоправительственного содержания", вообще "нижегородский мещанин" Пешков, как сообщали полицейские чиновники, "вращался исключительно в среде неблагонадежных в политическом отношении". Горький тесно связан с революционным движением. Из Петербурга он послал нижегородским революционерам мимеограф - аппарат для печатания листовок. Об этом узнала полиция - и Горький в ночь с 16 на 17 апреля очутился в нижегородской тюрьме, его высылают в Арзамас. В феврале 1902 года Академия наук выбрала его почетным академиком (по разделу словесности), который после сочли недействительными в следствии его революционной деятельности (Николай II), о чем многие протестовали, включая Короленко и Чехова. Писатель часто ездит в эти годы в Москву, где у него устанавливаются тесные связи с Московским Художественным театром. В начале века в театрах России ставятся "Фома Гордеев", "Бывшие люди", "Варенька Олесова". Слава Горького-драматурга началась с его первой пьесы "Мещане" (1900-1901), поставленной на сцене Московского Художественного театра. Воплощение "Мещан" стал большим событием культурной жизни России. Вторым драматическим произведением Горького стало "На дне". Пьеса "На дне" - грозный обвинительный акт строю, порождающему ночлежки, в которых гибнут лучшие человеческие качества - ум (Сатин), талант (Актер), воля (Клещ). Уже "Мещан" с трудом пустили на сцену, и билеты проверяли в театре переодетые полицейские - власти опасались демонстраций. Страхи у властей вызывала и пьеса "На дне". Ее разрешили к постановке лишь потому, что сочли скучной и были уверены в провале спектакля, плюс внесли цензурные изменения. Но зрителям и так была ясной роль властей в существовании дна, строй, превращающий людей в жильцов ночлежки Костылева, должен быть уничтожен. "На дне" имело невиданный успех. Воодушевленный успехом, Горький продолжает работу в области драматургии - пишет пьесу "Дачники" (1904). В ней - следом за Чеховым - писатель обличает обывательскую интеллигенцию - спокойную и довольную, чуждую забот о благе народа. Также была успешна. В 1903 году Горький пишет поэму в прозе - "Человек". Это гимн человеческому величию, человеческой мысли. Большое значение в жизни писателя и в истории русской литературы имела деятельность Горького в издательстве "Знание". Благодаря Горькому "Знание" стало центром, вокруг которого сплачивалась передовая русская литература. Знаньевцев объединяло резкое оппозиционное отношение к существующему социальному укладу, а в эстетическом плане - позиции критического реализма. Издательство выпускало сочинения Горького, Л.Андреева, Бунина, Куприна, Вересаев, Серафимовича и других писателей-реалистов. С 1904 года стали выходить "Сборники товарищества "Знание". Здесь были опубликованы горьковские произведения "Человек", "Дачники", "Дети солнца", "Варвары", "Враги", "Мать", "Лето", "Последние", "Жизнь Матвея Кожемякина". Сборники имели невиданные по тем временам тиражи, которые быстро расходились. Все теснее становится связь писателя с партией большевиков: он дает средства для партийной работы, участвует в создании нелегальных библиотек и типографий, конспиративных квартир, хранит революционную литературу. Вместе с тем растет и число почитателей его таланта, о нем написаны книги, но также и его популярность за рубежом. Пятьсот раз было сыграно "На дне" в Берлине к 1905 году, в 1901 году 50 произведений Горького были переведены на 16 языков. Растет и недовольство властей его творчеством и общественной деятельностью. В 1903 по взаимному согласию разошелся с женой. Его следующая жена, гражданская Мария Федоровна Андреева, с которой он познакомился в Крыму. Андреева стала другом Горького на долгие годы, женой, ближайшей помощницей, переводчиком и секретарем. Революционные события 9 января 1905 года застали Горького в Петербурге. В день Кровавого воскресенья он с утра был на улицах, вместе с толпой шел с Выборгской стороны к Зимнему дворцу, стал свидетелем дикой расправы царских палачей с мирной демонстрацией рабочих. Горький выступает на митинге в Публичной библиотеке и собрании в Вольном экономическом обществе, пишет воззвание ко "всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств", в котором называет расправу с рабочими предумышленной и обвиняет в этом царя. Воззвание было передано для подписи членам делегации, ходившей к министрам, при обыске одного из них оказалось в руках полиции и послужило причиной ареста писателя. 12 января привезли в Петербург и посадили в Петропавловскую крепость. По всей России, а также в Европе проходят выступления с требованиями освободить писателя. Под давлением многочисленных протестов, 14 февраля 1905 года Горький был освобожден под залог в 10 тысяч рублей до суда, который, все откладывали, а осенью 1905 года вообще прекратили дело. В Петропавловской крепости пишет пьесу "Дети солнца". Во второй половине 1905 года, а возможно, и раньше, он становится членом партии. ("С 903 года я считаю себя большевиком, т.е. искренним другом пролетариата... - писал Горький, - с большевиками я с 1903 г. и немного раньше..."). В Петербурге Горький активно участвует в работе легальной большевистской газеты "Новая жизнь" (первый номер вышел 27 октября; последний - 3 декабря). Газета подвергалась постоянным репрессиям. Издателем была М.Ф.Андреева, фактическим редактором скоро стал вернувшийся из-за границы В.И.Ленин. 27 ноября 1905 года и произошла его первая встреча с писателем. Ленин и до этой встречи знал о Горьком не только как о писателе, но и как о человеке, помогавшем партии. В "Новой жизни" было напечатано двенадцать ленинских статей, в том числе "Партийная организация и партийная литература". Ленин в этой статье выдвигал задачу создания социалистической, открыто связанной с борьбой пролетариата литературы. На страницах "Новой жизни" появилось и несколько статей Горького, в частности известные "Заметки о мещанстве". События Кровавого воскресенья Горький описал в очерке "9 января" (1906), но смог опубликовать его лишь за границей. Начинает писатель работу над оставшейся неоконченной пьесой "Конституция", участвует в организации сатирических журналов "Жупел", "Жало", "Адская почта". После декабрьских событий Горький вынужден уехать в Финляндию, позже в Америку. Творческая деятельность Горького периода первой русской революции была ответом на ленинский призыв создать литературу, открыто связанную с революционной борьбой пролетариата, воодушевленную социалистическими идеалами. В июне 1906 года писатель начинает упорно работать над романом "Мать", в августе заканчивает пьесу "Враги". "Мать" - это книга о духовном пробуждении и духовном росте пролетариата, о том, как рабочий класс встает на путь борьбы против капитала; книга в художественных образах запечатлела великий исторический процесс соединения социализма с рабочим движением. В 1907 году "Мать" была напечатана в Англии, Германии, Франции, Америке, Италии, Испании, Норвегии, Сербии, Турции, Болгарии, Дании, Швеции, Голландии. В России против Горького за публикацию "Матери" было возбуждено уголовное дело, а без цензурных искажений книга была напечатана только в 1917 году. К "Матери" примыкает повесть "Лето" (1909) - о революционном движении в деревне. В произведениях об Америке - "Город Желтого Дьявола", "Жрец морали", «В Америке». В сентябре 1906 года из США Горький едет в Италию (на Капри), но живо следит за русской жизнью. Горький читает много рукописей начинающих писателей, содействует их опубликованию. Впечатления Горького от рукописей начинающих литераторов, надежды на их литературное будущее изложены в статье "О писателях-самоучках" (1911). Заканчивает повесть "Жизнь ненужного человека" и пьесу "Последние" (1908) - произведения о полицейском аппарате самодержавия. Выдающимися произведениями Горького, созданными на Капри, были "Городок Окуров" и "Жизнь Матвея Кожемякина". Преодоление рабочими мещанских, окуровских влияний, трудности, которые встречаются на их пути к борьбе за свои права, стали темой рассказов "Романтик" (1910) и "Мордовка" (1911). Их, как и повесть "Лето", писатель считал набросками к продолжению "Матери" - "Сыну" (замысел этот осуществлен не был). Сатирический характер носили разнообразные по тематике "Русские сказки" (1912). В пьесах этого времени Горький решает большие социальные проблемы на судьбе одной семьи. Социальные битвы эпохи - в отличие, например, от "Врагов" - проходят за сценой, но они накладывают свой яркий отпечаток на характеры и действия сценических персонажей в пьесах «Чудаки», «Зыковы». Не раз обращался Горький в это время к теме Матери, в пьесах "Последние", "Васса Железнова", которая позднее была существенно переработана. В 1907 года Горький (V съезд РСДРП в Лондоне) решает написать автобиографическую трилогию - "Детство" (1913), "В людях" (1916), "Мои университеты" (1923). В 1911 и 1912 годах Горький встречался с Лениным в Париже. Ленин стремится наладить постоянное сотрудничество Горького в газете "Пролетарий", где он возглавляет литературно-критический отдел. Также сотрудничает в большевистских газетах "Звезда", "Правда", журнале "Просвещение". На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с богостроительсвтом. Итальянские впечатления легли в основу горьковских "Сказок об Италии". С марта 1914 года писатель живет в Петербурге, пишет "В людях", цикл рассказов "По Руси". К трилогии близка повесть "Хозяин" (1913). Пишет пьесу "Старик" (1915). С декабря 1915 года Горький издает журнал "Летопись" (выходил до декабря 1917 года). "Летопись" была задумана как журнал антивоенный жестоких цензурных репрессий. В журнале печатались писатели Короленко, Бунин, Блок, Есенин, Пришвин, Гладков, Маяковский, Бабель, др. Основывает издательство демократического направления "Парус". Готовя первый сборник, Горький просмотрел около 500 рукописей, тщательно отредактировал ряд из них. Были изданы "Парусом" "Статьи 1905-1916" самого Горького (в 1917 и 1918 годах), "В людях", "Русские сказки", "Ералаш и другие рассказы". "Парус" выпускал книги политического характера - серию "Европа до и во время войны". Публикуется поэма "Девушка и Смерть", цикл статей "Несвоевременные мысли" (с подзаголовком "Заметки о культуре и революции" вышли отдельной книгой в октябре 1918 года). Огромный размах приобрела общественная и организаторская деятельность Горького после Октябрьской революции. Он руководит издательством "Всемирная литература", задачей которого было выпускать лучшие произведения мировой литературы, возглавляет редколлегию детского журнала "Северное сияние", редактирует отдел беллетристики в первом советском "толстом" журнале "Красная Новь", где печатаются "Мои университеты". Активно выступал как публицист; его статьи печатались в "Правде", "Известиях", "Петроградской правде", "Красной газете". В 1919 году выходят очерки о Льве Толстом, Ленине, Короленко, Леониде Андрееве. Крупнейшее произведение Горького этих лет - "Дело Артамоновых" (1925) - роман о трех поколениях русских капиталистов, задуманный еще в начале века. Горьковская книга "Заметки из дневника. Воспоминания" включает портретные зарисовки и дневниковые записи предыдущих лет. Пишет цикл рассказов, заканчивает "Мои университеты". 1928 год — по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу», "Рассказы о героях" (1930-1931). Пишет пьесы "Егор Булычов и другие" (1931), "Достигаев и другие" (1932), "Сомов и другие", вторую редакцию пьесы "Васса Железнова" (1935). В Москве и Ленинграде состоялись премьеры "Егора Булычова", также постановки МХАТом в 1935 году "Врагов", мхатовская инсценировка биографических произведений Горького. 11 мая 1934 года умирает любимый и единственный сын писателя Максим, что Горький трудно переживает. С конца сентября 1934 года Горький продолжает работу над "Жизнью Клима Самгина", боялся, что не успеет закончить роман. Так и вышло, остались недописанными самые последние страницы. Сильно болеет в 1936 году и в 11 час. утра 18 июня Горький умер на даче в Горках. Также было несколько версий по поводу смерти Горького и его сына, включая отравления, обвиняли Троцкого или Сталина и др., но подтверждений не нашли. 20 июня на Красной площади состоялся траурный митинг. Прах писателя помещён в урне в Кремлёвской стене в Москве.