Бойцовский клуб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Бойцовский клуб – роман американского писателя Чака Паланика, написанный в 1996 году . Он рассказывает о безымянном герое , который страдает бессонницей .В связи с этим он много времени уделяет раздумиям о своей жизни и о том какое место оно занимает в бесконечном потоке истории. Рассказчик испытывает социальный дискомфорт от жизни белого воротничка и от того,как в наши дни проявляются мужские качества

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 25.96 Кб (Скачать файл)

Реферат “Бойцовский Клуб”

Бойцовский клуб – роман американского писателя Чака Паланика, написанный в 1996 году . Он рассказывает о безымянном герое , который страдает бессонницей .В связи с этим он много времени уделяет раздумиям о своей жизни и о том какое место оно занимает в бесконечном потоке истории. Рассказчик испытывает социальный дискомфорт от жизни белого воротничка и от того,как в наши дни проявляются мужские качества.Он обращает внимание на тот факт,что его жизнь,как и жизни миллионов людей не имеет никокого смысла:нет ни мечты,столь высокой и благородной какие были у наших предков,нет и бесстрашных и самоотверженных подвигов совершаемых ради этой цели,мечты или хотя бы соблазна...Людей его типа интересует совсем другое ,их жизнь течет в повседневной суете,единственное,что их интересует это сохранение и благоустраивание этой рутины.Карьера не дает им свободы действий, а в тех случаях когда она все же представляется они ее не используют по существу, зарплатные рабы вроде него просто не могут этого сделать для них это непривычно и устрашающе. Их больше привлекает старое, доброе “ничего”:утром на работу, вечером домой, чашка кофе, глупое ток-шоу – еще один день, который не станет красным в календаре. И Джека, как принято условно называть Рассказчика, это устаревает : он как и все ему подобные привык считать самым ценным комфортную квартиру и ее благоустраевание.

Все мои  знакомые, которые раньше сидели в  туалете с порнографическим журналом в руках, теперь сидят с каталогом  фирмы "ИКЕА".

Страдания причиняемые ему  бессонницей заставляют его обратиться к врачу, который утверждает, что бессонница не смертельная болезнь и если Рассказчик хочет увидеть истинные страдания он может посетить группы больных раком .Там Рассказчик и находит свой покой : слезы , страдания  и доверие несчастных дают ему долгожданный покой и он вновь обретает сон. Однако посещение групп больных раком не продолжалось долго. Рассказчик встречает симулянтку Марлу Сингер, во лжи которой отражается его ложь, что бесит и надоедает ему больше всего, он вновь теряет сон и несмотря на то ,что он согласует с Марлой посещения так, чтобы они не встречались он к нему не возвращается.

Джек работает на крупную  автомобильную компанию и в связи  с этим много путешествует. Во время своих перелетов он встречает массу людей(так называемых одноразовых друзей) и много времени уделяет своим раздумьям. Зачастую многие его раздумья говорят о том, что он не доволен своей жизнью, своим место в обществе, своим предназначением…Он имеет тягу к смерти: при каждом полете он мечтает, чтобы самолет разбился, однако это не случается...

 Если я могу проснуться в другом месте и в другое время, чем те место и время, в которых я заснул, почему бы однажды мне не проснуться другим человеком?

В итоге так и случается…

Во время одного из перелетов  он встречает Тайлера Дердена, молодого человека, который легко производит на него глубокое впечатление, несмотря, или может благодаря тому, что является полной противоположностью Джека. После загадочного взрыва квартиры Рассказчик решает обратиться именно к Тайлеру. Их разговор  в пабе дает Рассказчику понять,что есть человек взгляды которого с ним схожи,он мечтает стать другом Тайлера.По просьбе Тайлера они дерутся и испытавают ощущения, которые були чужды им всю жизнь.Тайлер соглашается дать кров Рассказчику, и тот перебирается к нему в заброшенное здание, находящееся в трущобах города. Он вынужден жить без телевизора и других благ электротехники .Образ жизни Тайлера кажется ему безбашенным, но невероятно интересным, и он вместе с ним получает из жира мыло ,а также раз в неделю с ним дерется у того самого паба…Вскоре на них обращают внимание прохожие, некоторые из которых желают это повторить…Это приводит к повседневной практике,а в далнейшем к открытию подпольного бойцовского клуба, как метода радикальной психотерапии , дабы вернуть людям, выращенным в бетонных джунглях чувства  свойственные настоящим мужчинам…

 После первого посещения бойцовского клуба люди начинают относиться к футболу по телевизору примерно так же, как к порнографии, когда под боком - шикарная женщина

Тайлер становится своеобразным катализатором, именно он является тем, кто поддерживает и пытается осуществить мечты Джека о новой реальности не столь циничной и безнравственно. Число участников клуба растет в геометрической прогрессии и взгляды Тайлера и Рассказчика разделяют многие из них, но пока что они лишь искали самих себя в порывах гнева, муках боли и в радости одержанной победы. На ряду с этим общение Рассказчика с Тайлером становится более спецэффическим. Трудно представить двух мужчин живущих в одном доме, вынашивающих одни и те же идеи и борющихся против действующей нравственной системы на подпольном уровне.

Карты путает опять же женщина. После очередного акта самоубийства, экстраординарная Марла звонит Рассказчику, дабы поведать ему вербально какова смерть. Рассказчик бросает трубку, которую подбирает Тайлер. Он решает спасти Марлу Сингер. После знакомства и активной половой связи Тайлера и Марлы , Джек чувствует большой дискомфорт: Тайлер будто его бросает, изменяет своим идеям ради потехи с женщиной. В этой атмосфере Джек чувствует себя ребенком. Отношения Тайлера и Сингер он считает очень похожими на отношения его родителей: Тайлер каждый раз после секса не желал ее видеть и передавал различные сообщения через Джека. Ему же все это не нравилось ведь он сам был рад покончить с той жизнью родителями, которых он откровенно осуждал, как и других родителей во всем мире, чей подход к детям или же его отсутствие вовсе привело к распутности и неуравновешенности его поколения:

Мой отец всегда говорил: 
- Женись, прежде чем секс тебе надоест, иначе вообще никогда не женишься. Моя мать всегда говорила: 
- Никогда не покупай вещей с пластмассовой молнией. 
За всю свою жизнь мои родители ни разу не сказали чего-то такого, что хочется вышить шелком на своей подушке

Между тем Тайлер увеличивал свое влияние и в клубе, который они основали совместно. Его взгляды являлись смесью многих политических и социальных мировоззрений, подкрепляемыми буддистическими лозунгами,такими как знаминитое выражение : “Только потеряв все мы приобретаем свободу”…

Тайлер все больше отдалялся  от Джека, с которым все начинал ,он становился настоящим идеалом в глазах других членов клуба, его образ как человека исчезал и для единомышленников он был настоящим идолом. Для Расскачика же он оставался тем же и ему было обидно, что их отношения не так гармоничны  как когда-то: Тайлер все больше отдаляется, заводит себе любимчиков и не перестает общаться с Марлой. Больше всего главного героя задело то, что он последним узнал о Проекте “Разгром”,новом детище Тайлера. Проект “Разгром” должен был стать шедевром Тайлера, окончательным ударом по потребительскому обществу, радикальным действием, которое бы изменило мышления миллионов. Здесь то Джек и осознал, что пора остановиться, что он не желает продольжать, что он не так полон решимости как все другие участники проекта , возглавляемые его другом .Тайлер же был уверен в том что лишь этим путем можно найти выход из сложившейся неприемлемой для него и его единомышленников ситуации, что лишь силою можно все изменить…

  Бойцовский клуб делает мужчин из клерков и кассиров. "Проект Разгром" сделает что-нибудь более приличное из современной цивилизации

После серьезной ночной ссоры, проснувшись утром Рассказчик не обнаруживает Тайлера. Пытаясь найти его Джек осознает, что Тайлер основал клубы во всех крупных городах страны, причем во всех клубах его принимают за Тайлера звонок Марле ставит все точки над i.Герой осознает, что он и есть Тайлер, точнее его альтер-его, его скрытая сторона, его демонизм, бунтарство и храбрость.Все то, что было сделано Тайлером сделал он сам и он же должен был покончить с этим. Тайлер появляется на финишной прямой,в смятении Рассказчик не находит иного выхода как самоубийство. После этого Рассказчик, он же Тайлер оказывается в раю, где Бог каждый день в белом халате спрашивает о его самочувсвии, а ангелы дают ему цветные таблетки и тихо шепчут ему на ухо, что с нетерпением ждут его возвращения…

Дать оценку этому произведению мне крайне сложно, учитывая всю глубину мысли Паланика. Однако попробовать стоит.

Как и во всех произведениях , рассказывающих о раздвоении личности и его тяжелых последствиях , в  «Бойцовском клубе» нам представлены два персонажа , которые по большому счету являются противоположностью друг друга. Как часто и бывает , первый персонаж , являющийся основным и положительным, испытывает симпатию к своему алтер-эго, который в свою очередь имеет более радикальные взгляды , и в связи с этим выглядит внушительнее и производит более глубокое впечатление , нежели первый…

Итак , Рассказчик представляет из себя все те отрицательные последствия в психике и поведении человека , которые проявились во второй половине двадцатого века . Он ненавидит своего отца бросившего его еще ребенком и оставившим за собой лишь плохие воспоминания . Он не имел мужского примера подражания , что привело к пассивности , робости и женственности главного героя : здесь Паланик отсылается на волну разводов прошедшею по США в 50-ых,60-ых годах . Рассказчик работает на солидной автомобилестроительной компании , где всюду встречается ненавистное ему лицемерие , aka деловой этикет , и где , как он говорит одному из своих «одноразовых друзей» совершаются разные махинации , которые приводят к гибели огромного количества людей . Весь его образ жизни и его работа показывает стандартную для сегодняшнего дня ситуацию - люди работают не покладая рук ради премии или удобного кабинета .Его как и многих гложет повсеместный вещизм : его мебель и его квартира олицетворяет его самого и приятнейшим для него занятием является благоустраевание своего гнездышка ; даже когда он присоединяется к Тайлеру он говорит , что взорвавший его квартиру ,  убил его .Весь дискомфорт испытываемый Рассказчиком ввиду своего образа жизни , который для большинства является стандартом , приводит к многочисленным раздумьям и внутреннему протесту главного героя , протесту , который в последствии приводит к раздвоению личности и появлению Тайлера .Как и во многих случаях с раздвоением личности его альтер-эго намного сильнее его и является его противоположностью в бытовых и моральных критериях : он дерзок , смел , умен , харизматичен , именно он воплощает идеи Рассказчика , именно он предпочитает действие , а не бесконечные раздумья .Если к Рассказчику мы можем применить какое-нибудь прилагательное , то по отношению к Тайлеру мы повторим его добавкой «более» .В лице Тайлера герой видит себя идеального .Его можно охарактеризовать как внутреннего сверхчеловека , того кто разберется со всеми проблемами без всякого труда , для кого все трудности и страхи жизни Рассказчика просто потеха . Появление Тайлера Дердена в жизни протагониста становится ярким событием для последнего . Их первая драка дает ему новые , неизведанные ощущения , а весь образ жизни Тайлера , насыщенный и интересный , несмотря на свою простоту , становиться для Рассказчика настоящей нирваной , ведь он полон необузданного , ведь в нем кишат события , которые были неизвестны из-за повседневной рутины . Вся сущность Тайлера Дердена , весь этот беспрерывный хаос , для главного героя становится идеологией . Саморазрушение , лишение всех благ и уюта современной жизни – все эти жертвы Рассказчик приносит с удовольствием , так как теперь его ждет что-то большее , чем секундная радость при приобретении журнального столика в форме ин-янь , - его ждет эйфория победы , столь чуждая ему , его ждет нестерпимая физическая боль , неизвестная и страшившая его прежде , ныне утоляющая и радующая его. Их дружба , сотрудничество или симбиоз (все эти термины им будут в пору) приносит неплохие плоды : Рассказчик получает от жизни то , что всегда хотел получить , Тайлер же имеет возможность испытать свою первую обезьянку. Хотя Тайлер безмерно нравится Рассказчику , в тончайших вопросах он с ним согласится не может. Все больше и больше на протяжении повествования влияние и мощь Тайлера увеличивается , весь его демонизм всплывает наружу , все его радикальные и брутальные замыслы вот-вот будут осуществлены. Рассказчик же будучи слабым и безоружным перед таким оппонентом как Тайлер , все равно является сторонником добра и милосердия , пусть он и не проявляет это однозначно. Увеличивающиеся разногласия и нестыковки главного героя и Тайлера , а также разоблачение последнего приводят к желанию Рассказчика покончить с ним раз и навсегда , с ним и со всем тем хаосом и беспорядком , который они учудили. Внутренняя борьба и сила воли Джека приводит к окончательной победе над его более сильной стороной . Несмотря на то , что концовка не однозначна и нам не известно ни о дальнейшей судьбе «Проекта Разгром» , ни о планируемых актах терроризма , одно известно точно Тайлера больше нет …  

 Теперь о самом романе… 

Примечательно то , что Паланик в отличии от многих других , разоблачает Тайлера лишь в конце. Ни то , чтобы это было открытием в мировой литературе , но он преподносит нам это очень эффективно , ведь учитывая то , что рассказ ведется от первого лица , мы имеем возможность видеть все глазами Рассказчика , кроме этого разоблачение оставляет глубокое одураченное впечатление , хотя Паланик дает подсказку в самом начале книги «Я знаю это потому , что это знает Тайлер» .Поздняя разгадка дает ответы на множество вопросов, которые возникают при чтении. Паланик рисует нам картину раздвоения личности, позволяя нам наблюдать за ней от первого лица. И какой эффект! Ведь нам всем знаком этот строгий и решительный внутренний голос, который запрещает или наоборот вынуждает нас делать то или иное , однако у Рассказчика это не ангел и демон сидящие на его плечах , а вымышленный друг , который его одновременно и вдохновляет и пугает , который разделяет с ним все его взгляды , однако проявляет более радикальный подход .Их диалоги являются ничем иным как раздумьем обычного человека , их драки ничем иным как самобичевание , их споры – внутренняя борьба.

Чак Паланик на закате века создал гениальное творение, достойно давшее оценку сложившейся ситуации в обществе, столь испорченной и циничной в наши дни. Он привел пример человека, вроде бы стандартного для своего времени, с массой комплексов, недугов и слабостей, созданных в следствии испорченности и аморальности окружающей его среды. Однако он пример человека разумного, беспокоящегося о своей судьбе и о судьбе человечества. Его отчаяние привело к рождению внутреннего демона, который чуть было не разрушил опору сегодняшней цивилизации. Очень важен тот факт что в конце побеждает именно слабая, терпеливая сторона. Катострофы все же не случилось,но концовка романа неоднозначна, Паланик не дает нам ясно понять каков будет конец истории. Он посылает своеобразный мессидж сегодняшнему социуму, которое, несмотря на это не желает меняться, а предпочитает ставшую стабильной безнравственность и похоть.


Информация о работе Бойцовский клуб