Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:38, реферат
Ф.Энгельс писал о нём в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.
Глубоко злободневным было величайшее творение Данте «Божественная комедия», которую В.Г. Белинский назвал «истинной илиадой средних веков»; по словам великого русского критика, поэма Данте выразила собой «всю глубину духовной жизни своего времени, в свойственных этой жизни и этому времени формах».
Введение
1. Италия ХIII-ХIV вв.
2. Жизнь и деятельность Данте
3. «Божественная комедия»
4. Жанр и сюжет
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Италия ХIII-ХIV вв.
2. Жизнь и деятельность Данте
3. «Божественная комедия»
4. Жанр и сюжет
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Введение
В конце ХIII-начале ХIV в. в Италии выступает великий поэт Данте Алигьери.
Ф.Энгельс писал о нём в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.
Глубоко злободневным было
величайшее творение Данте «Божественная
комедия», которую В.Г. Белинский
назвал «истинной илиадой средних
веков»; по словам великого русского критика,
поэма Данте выразила собой «всю
глубину духовной жизни своего времени,
в свойственных этой жизни и этому
времени формах». В «Божественной
комедии» как и в других своих
более ранних произведениях, Данте
еще влачит тяжелый груз теологических
схоластических образов и представлений,
завещанных ему средними веками. Вместе
с тем он уже обнаруживает замечательно
острое чувство жизни и огромную
силу критической мысли, которые
делают его первым подлинно великим
поэтом нового времени. С большим
уважением относится он к античной
культуре, вскоре ставшей знаменем
гуманистов. Он ценит в человеке
пытливый дух, на которые в средние
века взирали как на один из самых
тяжких грехов. Его манит мир земных
человеческих чувств и страстей. При
этом, о чем бы он ни повествовал,
Данте никогда не бывает безучастным
наблюдателем совершающихся событий.
Он страшно ненавидит пороки своего
времени. Он всегда готов обрушиться
на тех, из-за кого, по его мнению, страдает
Италия, раздираемая вечными
Замечательно политическое мастерство Данте - его сжатый, чеканный стиль, его умение скупыми средствами создавать очень рельефные, незабываемые образы. Особенно примечательны в этом отношении образы «Ада», « начертанные гением сурового Данте» (В.Г.Белинский. Сочинения Александра Пушкина, ст.II)
1. Италия ХIII-ХIV вв.
В предисловии к «Манифесту
Коммунистической партии» объяснена
и причина, почему «первый поэт нового
времени» появился именно в Италии.
«Первой капиталистической
Самым передовым городом
в общественно-экономическом
В этих новых общественных условиях формировался Данте Алигьери как человек и поэт.
2. Жизнь и деятельность Данте
Данте Алигьери (1265-1321) происходил из обедневшей дворянской семьи. Он получил прекрасное по тому времени образование в богословском духе, однако был хорошо знаком и с античной литературой, особенно с творчеством Вергилия, который стал его любимым писателем.
Из книги Данте «Новая жизнь» мы узнаём историю его любви, зародившейся ещё в детстве, к девочке Беатриче, дочери соседа, с которой Данте встретился на весеннем празднике в доме её отца. Беатриче (Биче) Портири - реально существовавшее лицо. Данте позднее встречался с нею, когда она была уже взрослой девушкой, а затем замужней женщиной, и поклонялся ей в духе возвышенной любви, отчасти похожей на рыцарскую. Беатриче умерла молодой. Её образ, предельно идеализированный, стоит в центре всего творчества Данте. Об этой любви Данте рассказывает в книге «Новая жизнь», где прозаическое повествование чередуется со стихами.
Буржуазное развитие Италии настоятельно выдвигало задачу объединения страны. На этой почве происходила ожесточённая борьба двух партий: гвельфов - поборников объединения под властью римского папы и гибеллионов - сторонников германского императора. Данте Алигьери по традиции своей семьи состоял в партии гвельфов. В 1300 г. она раскололась на так называемых «чёрных» и «белых» (названия по цвету гербов двух семейств). Кроме сложной борьбы социально-экономических интересов, толчком к расколу послужили интриги папы Бонифация VIII: он задумал полностью подчинить себе Флоренцию, сделав своего родственника её властителем. «Чёрные» поддерживали папу, «белые», в том числе Данте, яростно восстали против его происков. Будучи дворянином, Данте, однако, присоединяется к горожанам, отстаивающим свободу города-республики, и выступает за союз с широкими массами народа. Бонифаций с помощью наёмного французского полководца добивается победы своих сторонников и разгрома «белых». В 1302 г. Данте был приговорён к изгнанию и больше не возвращается в родной город. В последние годы жизни Данте скитается по разным городам Северной Италии.
3. «Божественная комедия»
В течение многих лет на чужбине Данте вынашивал и обрабатывал своё величайшее создание - поэму «Божественная комедия». Он закончил её, по-видимому, незадолго до смерти. Произведение это - итог всей его жизни - даёт широчайшую картину представлений Данте о мире, о действительности и пламенную проповедь дорогих ему идей. «Божественная комедия» - высшее достижение средневековой культуры и знаменует собой переход к новой эпохе.
4. Жанр и сюжет
Поэма не только является
итогом развития идейно-политической
и художественной мысли Данте, но
даёт грандиозный философско-
Наименование поэмы нуждается в разъяснении. Сам Данте назвал её просто «Комедия», употребив это слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией - всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом. Таким образом, в понятие «комедия» во времена Данте не входили ни драматургическая специфика этого жанра, ни установка обязательно вызвать смех. Что касается эпитета «божественная» в заглавие поэмы, то он не принадлежит Данте, и утвердился не раньше XVI в., притом отнюдь не с целью обозначения религиозного содержания поэмы, а исключительно как выражение её политического совершенства.
Как и другие произведения Данте, «Божественная комедия» отличается необыкновенно чёткой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвящённые изображению трёх частей загробного мира, согласно учению католической церкви, - ада, чистилища и рая. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, причём к первой кантике добавляется ещё одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трёхстрочными строфами - терцинами).
Господство в композиционной структуре поэмы числа 3 и производного от него 9 объясняется его мистическим значением (символизация христианской идеи о троице). В «Божественной комедии» на числах 3 и 9 основана вся архитектоника загробного мира. Она продумана Данте до мельчайших подробностей, вплоть до точного обозначения всех пространственных и временных моментов. Сюда можно добавить, что каждая кантика кончается одним и тем же словом «звёзды» (stelle), что имя Христа рифмуется только с самим с собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Марии, и т.д.
Поэма задумана в средневековом жанре видения, т.е. рассказа о путешествии по загробному миру. Она построена на целой системе символов - образов, которым придан второй, иносказательный смысл (ими всегда широко пользовались богословы). Данте повествует о том, как он однажды заблудился в тёмном лесу, под которым, по-видимому, подразумеваются заблуждения и греховные нравы. Три зверя - лев, пантера и волчица - преграждают ему дорогу; это символические образы трёх грехов - властолюбия, честолюбия и алчности. На помощь ему приходит незнакомец, который оказывается духом его любимого писателя Вергилия. В поэме он символизирует светскую (не церковную) науку.
Вся первая песнь поэмы -
сплошная аллегория. В религиозно-моральном
плане она истолковывается
Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этот смелый приём находит объяснение в том, что Вергилия считали в средние века провозвестником христианства. Вергилий проводит Данте через ад и чистилище, чтобы указать ему путь к спасению души.
На смену Вергилию приходит Беатриче, которая становится водительницей Данте по небесному раю, ибо для созерцания божественной награды, даруемой праведником за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна: необходима небесная, религиозная мудрость - богословие, олицетворенное в образе возлюбленной поэта. Она возносится с одной небесной сферы на другую, и Данте летит за ней, увлекаемый силой своей любви. Его любовь очищается теперь от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной целью ее является лицезрение бога, который сам есть «любовь, движущая солнцем и другими звездами».
(Существует глубокая
принципиальная разница между
поэмой Данте и клерикальной
литературой раннего
Загробный мир Данте изображает согласно представлениям схоластической науки: земля составляет неподвижный центр мира, внутри неё помещается ад. На воротах его - страшная надпись: «Оставь надежду, всяк, сюда входящий!» Ад имеет форму гигантской воронки, состоящей из девяти кругов. В каждом кругу казнится определённый грех; чем ниже и уже круг, тем тяжелее грех и кара.
В первом кругу (лимбе) тоскуют,
хотя и не мучаются, души тех, кто
не совершил греха, но умер не крещённым
и потому, согласно учению церкви, не
может попасть в рай. Здесь
Данте встречает античных героев
и поэтов. Во втором кругу терпят
кару за греховную жизнь. Души грешников
здесь кружатся в вечном вихре, подобном
вихрю их земной страсти. Восьмой
круг состоит из десяти рвов, где
караются различные виды ненавистного
Данте обмана - ложные прорицания, лесть,
фальшивомонетничество и
Чистилище находится на высокой горе. В каждом из его семи кругов несут временную кару мертвецы, совершившие какой-либо из более лёгких грехов. Рай расположен на девяти сферах неба. Праведники в раю помещаются на той или иной планете в зависимости от своих заслуг.
Всё это фантастическое, религиозно-богословское построение с его символикой в то же время своеобразно отражает реальную жизнь.
Отражение политической жизни.
Вся поэма, и в особенности «Ад», проникнута духом страстной политической борьбы, порожденной новой эпохой. С наибольшим презрением изображает поэт не решительных, не желавших в жизни бороться ни на чьей стороне. Эти души мечутся толпой в преддверии ада, не допущенные ни в рай, ни в ад, так как рядом с ними грешники могли бы возгордиться. «Они не стоят слов: взгляни - и мимо!» - говорит о них Вергилий.
Образ родного города Флоренции, судьбы, люди, нравы, события ее общественной жизни постоянно оживают перед Данте в картинах загробного мира.
Остро выражены во всей поэме
симпатии и антипатии автора. Для
французского императора-завоевателя