Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 14:45, реферат
Второй период творческого пути отмечен четырьмя сборниками стихов: «Tertia Vigilia» («Третья Стража», 1900), «Urbi et Orbi» («Городу и Миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909). Поэзия Брюсова этого времени свидетельствует о значительных изменениях в его мировосприятии и эстетике и резко противоречила постулатам русского символизма. Он обращается к древности. Брюсов искал в далёком прошлом образец личности яркой, поднимающийся над обыденностью, могущей стать идеальным примером для современности.
Творческий путь Брюсова В.Я........................................................................................3стр.
Темы и настроения в творчестве Брюсова.....................................................................3стр.
Брюсов как экспериментатор...........................................................................................4стр
Лидер символизма.............................................................................................................4стр
Псевдонимы Брюсова.......................................................................................................5стр
Брюсов-редактор...............................................................................................................5стр
Брюсов-журналист............................................................................................................5стр
Переводы............................................................................................................................5стр
Брюсов и революция.........................................................................................................5стр
Список литературы...............................................................
Реферат
Брюсов Валерий Яковлевич
(1873 - 1924)
2015г.
Содержание:
Творческий путь Брюсова В.Я...........................
Темы и настроения в творчестве Брюсова.......................
Брюсов как экспериментатор...............
Лидер символизма....................
Псевдонимы Брюсова.......................
Брюсов-редактор...............
Брюсов-журналист..............
Переводы......................
Брюсов и революция.....................
Список литературы....................
Творческий путь Брюсова В.Я
Брюсова Валерий Яковлевич (1873-1924) - поэт, прозаик, символист, теоретик литературоведения, переводчик.
Творческий путь Брюсова распадается на четыре периода:
Первый период складывается в 90 гг. когда Брюсов организовал группу молодых поэтов и выпустил три сборника «Русские символисты».
Второй период творческого пути отмечен четырьмя сборниками стихов: «Tertia Vigilia» («Третья Стража», 1900), «Urbi et Orbi» («Городу и Миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909). Поэзия Брюсова этого времени свидетельствует о значительных изменениях в его мировосприятии и эстетике и резко противоречила постулатам русского символизма. Он обращается к древности. Брюсов искал в далёком прошлом образец личности яркой, поднимающийся над обыденностью, могущей стать идеальным примером для современности.
Третий период появился в годы реакции. Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости, одиночества («Умирающий костёр», 1908; «Демон самоубийства», 1910, и др.). Но и в этот период творчества («Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916), «Девятая камена» (1916- 1917), «Последние мечты» (1920)) поэт продолжает славить человека - труженика, дерзкого искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции.
Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвёртый, последний период его литературного пути, представленный сборниками «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Дали» (1922) и вышедшим уже после смерти поэта сборником «Меа!» («Спеши!») (1924). Брюсов мучительно ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своём мировоззрении («Третья осень», «К русской революции», 1920; «У Кремля», 1923 и др.)
Темы и настроения в творчестве Брюсова
Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Мировоззрение молодого Брюсова, во многом обусловлена исторической ситуацией, что легло в основу ранней лирики Брюсова. Две основные темы его творчества: урбанизация и тема личности. Тема города прошла через всё творчество поэта. Брюсов стал по сути первым русским поэтом - урбанистом ХХв., отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Брюсов ищет в городских лабиринтах красоту, но несмотря на любованием городом он угадывает в урбанизации жизни враждебные человеку черты.
А индивидуализм и субъективизм Брюсов считал главными чертами характера поэта.. Также Брюсов обращается к древности, ища там героев-символов, которые были бы примером для нынешнего поколения. В этом и была одна из его черт символизма. Каждый его герой индивидуален и имеет собственное мнение, субъективное, отличное от других.
Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его стремление "вызвать в душе читателя совершенно особые движения", которые он называл "настроениями"
Брюсов как экспериментатор
Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы:
"Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине… "
Так же у него встречаются акростихи:
Леший бороду Почесывает,
Палку сумрачно Обтесывает.
И гипергипердактилической рифмы:
Холод, тело тайно Сковывающий,
Холод душу Очаровывающий…
От луны лучи Притягиваются,
К сердцу иглами Притрагиваются.
Многим известна его знаменитая монопоэма:
О закрой свои бледные ноги
Лидер символизма.
В. Я. Брюсов был одним из теоретиков русского символизма. Свое понимание искусства он выразил в статье «Ключи тайн» (1904). Брюсов считал, что в момент творческого озарения поэты интуитивно постигают окружающий мир. Рационально передать созерцаемые тайны нельзя, поэтому поэт вынужден прибегать к помощи образов-символов. Возглавляемый им «Весы» стал авторитетным модернистским журналом. В первом номере журнала появилась статья Брюсова “Ключи тайн”, воспринятая как манифест символизма, которую многие годы символисты любили приводить в обоснование своих взглядов.
Русские символисты традиционно делятся на "старших" и "младших", и их разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
"Старшие" - их также называли декадентами, пришедшие в литературу в 90-е годы, в период глубокого кризиса поэзии ( Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, Ж. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. В 1900-е "Младшие" символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские искания.
Псевдонимы Брюсова
При работе над сборниками «Русские символисты» (1894—1895) Брюсов использовал множество псевдонимов. Функция псевдонима здесь состоит не в сокрытии подлинной фамилии автора, а в мистификации читателя. Поэт в качестве редактора сборников стремился создать впечатление большого числа своих единомышленников и последователей, якобы у него имевшихся в этих изданиях, и, таким образом, увеличить их общественное значение. В этом состоит уникальность применения псевдонимов Брюсовым. (Аврелий, Бакулин, В. Галахов, Анатолий Гармодий и т.д)
Брюсов-редактор.
Брюсов занимался редакторской деятельностью — под его контролем производилось издание собрания сочинений Каролины Павловой, нескольких изданий пушкинских произведений. Он приступил к редактированию полного собрания сочинений Пушкина
Брюсов-журналист.
Свою журналистскую деятельность Брюсов начал в журнале «Русский архив», где с конца 90-х годов прошёл школу научного публикаторства под руководством видного историка и редактора журнала П. И. Бартенева. Позднее Брюсов стал основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном органе русского символизма. Всю свою энергию Брюсов вложил в редакторское дело. Кроме него там печатались Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин. В. Я. Брюсов руководил также книгоиздательством «Скорпион» и участвовал в издании альманаха этого издательства «Северные цветы»
Переводы.
Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия.
Брюсов и революция.
В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати; с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в 1919 году Брюсов стал членом РКП(б). Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова).
Список литературы:
1. Шаповалов М.А. «Валерий Брюсов» (1992г.)
2. Эллис. Журн «Русские символисты» (1998г.)
3. Брюсов В. Я. «Ключи тайн»//Критика русского символизма в 2-х т. Т. 1.
4. Гречишкин С. С., Лавров А. В. «Брюсов-новеллист»
5. Википедия