Булгаков врач и писатель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотреть М.А. Булгакова как писателя и врача.
Задачи реферата:
Рассмотреть историю становления М.А. Булгакова, как врача;
Описать врачебную деятельность М.А. Булгакова;
Привести примеры книг, рассказов, где М.А. Булгаков описывает медицину.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………....3
1.Биография М. А. Булгакова……………………………………..…………………………...4
2.Врачебная деятельность М. А. Булгакова………………………………………..…………5
3.Медицинская деятельность в произведениях М. А. Булгакова………………………..….6
Заключение………………………………………………………………………….………13
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Булгаков.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Я бы выделил на грандиозной сценической площадке произведения три «сегмента»: исторический, реальный и фантастический. Они рядом, примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.

При чтении произведения мы находимся  сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней перед Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действия романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины, творчество.

С большим волнением и интересом  знакомишься с тем, о чем говорится  в историческом «сегменте». Это повествование  о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Главным его стержнем является тема виновности Пилата, который является сложной драматической фигурой. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - слышит во сне Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», - неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора. Трусость – крайнее проявление внутренней подчиненности, «несвободы духа», главная причина подлостей на земле. И наказан за нее Пилат страшными муками – муками совести. Тема совести – одна из центральных в романе.

Таким образом, в историческом «сегменте» сосуществуют возвышенное и безобразное. Возвышенное, по мнению Булгакова, - это  верность идеям, доброта и свободомыслие, которые проповедует Иешуа. А  рядом низменное – в предательстве, корысти Иуды, в трусости Понтия Пилата.

Далекие сцены в Ершалаиме абсолютно  реальны. У читателей создается  впечатление в полном правдоподобии  происходящего. История Иешуа Га-Ноцри  лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика – дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на скамейке, Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать всё: это он незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями. В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.

В московском пространстве сосуществуют два «сегмента» - реальный и фантастический, которые причудливо переплетаются друг с другом. К реальному «сегменту» относится очень интересная и увлекательная история. Это история мастера и Маргариты.

На фигуре мастера я вижу свет возвышенного, во-первых, потому что  он соотносится с великим Фаустом. Ему тоже свойственна жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Во-вторых, он близок Иешуа. Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, гордость, способность сопереживать человеческому горю. В-третьих, мастер весь живет во власти творчества, осмысляя свои возвышенные идеи и претворяя их в образы. Мастера занимают вечные общечеловеческие проблемы, которыми он мучается как творец. И он не случайно для своего романа выбрал определенное время: оно слишком напоминало писателю свое время.

Рядом с мастером через весь роман Булгакова проходит Маргарита, его любовь, мечта, счастье. Она не только красива и умна. Она постоянно борется за мастера и собственное счастье с ним, найдя в себе силы в буквальном смысле слова подняться над суетой, убожеством, ханжескими запретами, жертвуя собой, она находит поддержку только у Воланда, то есть у Сатаны.

А рядом с образами мастера и  Маргариты и высоким строем их мыслей и чувств живет низменное. Это целая галерея писателей  из МАССОЛИТа, которые ради собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям не ведомы честь, совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков, Павианов. Низкими и безобразными этих людей делают пресмыкательство перед инструкциями, умение «держать нос по ветру», хамелеонство и злоба. Вот почему ненавидят этих героев мастер и Маргарита, и так сатирически описывает их Булгаков.

А теперь обратимся к третьему пласту повествования – фантастическому.

Дьяволиада, один из любимых авторских  мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую. Это литературный прием, с помощью которого изображены бесчисленные уродства нашего быта.

В столице появляется Сатана и его  свита, которые грозой проносятся над  булгаковской Москвой, карая глумливость  и непорядочность. Воланд оказывается в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Правда, суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. Дьяволиада понадобилась Булгакову еще и для того, чтобы показать нам, что грань между добром и злом действительно мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

Единственным абсолютно положительным  героем романа «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Он носитель «света», проповедующий добро и  любовь ко всем людям. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей  нет на свете, есть люди несчастливые». Он, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком, видит лучшее, что порою спрятано в человеке, верит в силу добра и добрую природу человека, убежден в том, что на земле не будет больше зла, подлости, если все люди будут Перед лицом смерти Иешуа остается верен своим убеждениям, поэтому и заслуживает «свет». С помощью добра он побеждает Понтия Пилата (прокуратор принимает идеи, проповедуемые Иешуа), заставляет дьявола доносить до людей истину («Иисус существовал»,- говорит Воланд Берлиозу и Бездомному на Патриарших прудах), выносить человеку справедливый приговор по заслугам после его смерти, карать зло и помогать тем людям, чья совесть чиста, которые несут в себе добро. Прочитав роман «Мастер и Маргарита», понимаешь, что Булгакову удалось найти необычное в самом обыденном, сделать необычайное близким. В его произведениях фантастическое и мистическое обретает вполне реальное объяснение, обязательно мотивировано. Читателям «Мастера и Маргариты» дана возможность выбора, они могут воспринимать текст в соответствии со своими взглядами на жизнь. Реальные и фантастические, отражающие пороки и воспевающие всё прекрасное, что есть в жизни (любовь, милосердие, добро), булгаковские истории были прекрасно поняты читателями, как его времени, так и нашего.

Булгакову в повести «Собачье сердце»  и в романе «Мастер и Маргарита» с помощью причудливого переплетения реального и ирреального удалось  показать поучительную картину сложнейшей механики текущей жизни, вечной борьбы в ней сил созидания и разложения. Эти, полные глубокого смысла, повествования обращены в будущее и являются книгами на все времена, чему способствует их высочайшая художественность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данном реферате была рассмотрена тема «М.А. Булгакова – врач и писатель».  Были рассмотрены его достижения в области медицины и литературы, приведены примеры из книг, где он подробно описывал медицинскую деятельность.

Таким образом  все задачи, поставленные в работе, подробно раскрыты, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. - 1990 - №7
  3. Казаркин А.П. Литературно-критическая оценка. - Томск, 1987

 


Информация о работе Булгаков врач и писатель