Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:59, доклад
Бунин Иван Алексеевич(1870-1953гг) – русский писатель, почетный академик Петербургской Академии Наук (1909). Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году.Его часто называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», отдавали должное его прекрасному языку. Самым совершенным своим созданием Бунин считал книгу «Темные аллеи» — цикл рассказов о любви. Книга была написана во время второй мировой войны в 1938 году . В сборник входит тридцать восемь рассказов . Сюда входят такие рассказы , как Кавказ Баллада Степа Муза Поздний час .
Бунин «Тёмные аллеи»
Бунин Иван Алексеевич(1870-1953гг) – русский писатель, почетный академик Петербургской Академии Наук (1909). Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году.Его часто называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», отдавали должное его прекрасному языку.
Самым совершенным своим
созданием Бунин считал книгу
«Темные аллеи» — цикл рассказов
о любви. Книга была написана во время
второй мировой войны в 1938 году . В сборник
входит тридцать восемь рассказов . Сюда
входят такие рассказы , как Кавказ Баллада Степа Муза Позд
Само словосочетание, что послужило названием для сборника, было взято писателем из стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарёва, которое посвящено первой любви, у которой так и не случилось ожидаемого продолжения.
В самом же сборнике есть рассказ с таким названием, но это не говорит о том, что этот рассказ – основной, нет, это выражение – олицетворение настроения всех рассказов и повестей, общий неуловимый смысл, прозрачная, почти невидимая ниточка, связывающая рассказы между собой.
Особенностью цикла рассказов «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться. Зачастую палачом пылких чувств героев Бунина становится смерть, порой непредвиденные обстоятельства или несчастья, но самое главное – любви никогда не дано осуществиться.
В этом и состоит ключевая концепция
представления Бунина о земной любви
между двумя. Он желает показывать любовь
на пике ее расцвета, он желает подчеркнуть
ее настоящее богатство и
Рассказы «Темных аллей» раскрывают
не только тему любви, они раскрывают
глубины человеческой личности и
души, и само понятие «любви»
И любовь не обязательно должна быть взаимной, чтобы приносить незабываемые впечатления, любовь не обязательно должна превращаться во что-то вечное и неустанно продолжающееся, чтобы радовать и делать человека счастливым.
Бунин проницательно и тонко показывает лишь «мгновения» любви, ради которых и стоит переживать все остальное, ради которых стоит жить.
ассказ «Чистый понедельник» - это загадочная, и не до конца понятная история любви. Бунин описывает пару молодых влюбленных, которые, казалось бы, внешне идеально подходят друг другу, но загвоздка состоит в том, что их внутренние миры не имеют ничего общего.
Образ молодого человека прост и логичен, а образ его возлюбленной – недосягаемый и сложный, поражающий ее избранника своей противоречивостью. Однажды она говорит о том, что хотела бы уйти в монастырь, и у героя это вызывает полное недоумение и непонимание.
И конец этой любви так же сложен и непонятен, как сама героиня. После близости с молодым человеком она молча покидает его, затем – просит его ни о чем не спрашивать, а вскоре он узнает, что она ушла в монастырь.
Решение она приняла в Чистый понедельник, когда произошла близость между возлюбленными, и символ этого праздника – символ ее чистоты и мук, от которых она хочет избавиться.
Символизм , акмеизм , футуризм , модернизм в русский литературе
"Серебряный век" -
сложное явление русской
Поэты Серебряного века
Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны Иннокентий Анненский, Александр Бло, Андрей Белый,, Анна Ахматова , Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Игорь Северянин, многие другие.
Этому периоду присущи следующие художественно-литературные направления : символизм , акмеизм , футуризм , модернизм .
Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.
Главные принципы символизма первоначально проявились в творчестве франузских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме, Артюра Рембо.
Для символистов характерен внутренний мир человека, стремление раскрыть картину душевных переживаний, тонких чувств и настроений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха – им удалось наполнить его яркими и выразительными образами
Принципы:
Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности).
Культ таинственного; представление о непознаваемости мира.
Акмеизм – литературное течение XX века. Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов».
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики.
Принципы:
— стремление придать слову
определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность
деталей;
Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства .
футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский – на достижения Некрасова и Кольцова. Северянин высоко чтил А.К.Толстого .
Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.
Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
Творчество поэта Серебряного века Николая Гумилева
Н. С. Гумилев — поэт, критик, переводчик, драматург. В 1911 г. создана литературная группа «Цех поэтов». В статье «Наследие символизма и акмеизм» (1913) Н. С. Гумилев представляет манифест нового направления
- Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности).
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
Поэтический мир Н. С. Гумилева наполнен экзотикой и романтикой. Сборники «Путь конквистадора» (1905) и «Романтические цветы» (1908) представляют образ лирического героя-завоевателя, который отдает предпочтение миру естественной природы
Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропасти и безднам.
О личности
«Озеро Чад»
Много стихотворений Гумилев
посвятил теме любви. Главная героиня
его любовной лирики может принимать
различные облики — и сказочной
принцессы, и фантастической египетской
царицы, и легендарной возлюбленной
Данте — Беатриче, и Маргариты
из “Фауста” Гете. Особенное место
в его поэзии занимают стихотворения,
посвященные Анне Ахматовой, с которой
поэта связывали сложные, неровные
отношения, сами по себе достойные романного
сюжета (“Из логова змиева”, “Она”,
“Укротитель зверей” и др.).
Поздние стихотворения Гумилева
отличает пристрастие поэта к
философским темам. ?Он жил в то
время в голодном и страшном Петрограде,
занимался активнейшей работой
по собиранию литературных сил, создавал
студии для молодых поэтов, был
их кумиром и наставником.
И в это же время Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьями о о судьбе России, о предназначении поэта (“Память”, “Шестое чувство”, “Заблудившийся трамвай”, “Пьяный дервиш”, “Мои читатели”).
Гумилев стал одним из символов культуры “серебряного века”.
Нет особенностей поэзии
Повесть «Ночь» Петрушевская
Людмила Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Она российский прозаик, поэтесса, драматург.
Произведения, о чё в общем
В 1992 создаёт роман «Время ночь» .
Произведение имеет рамоҹную композицию и открывается кратким предисловием, из которого мы узнаем историю появления основного текста повести. Сообщается, ҹто автору позвонила женщина с просьбой проҹитать рукопись своей матери. Так перед нами появляется дневник поэтессы Анны Андриановны, раскрывающий трагедию жизни многодетной семьи. В
повести Время ноҹь мы обнаруживаем практиҹески все основные темы и мотивы, звуҹащие в творҹестве Л. Петрушевской: одиноҹество, сумасшествие, болезнь, страдание, старость, смерть. При этом используется прием гиперболизации: изображается крайняя степень ҹеловеҹеских страданий, ужасы жизни предстают в концентрированном виде, возникает множество натуралистиҹески-отталкивающих деталей. Тем самым у нас создается впеҹатление полного погружения в неразрешимые бытовые проблемы героев повести. Именно поэтому Время ноҹь, с моей тоҹки зрения, можно сҹитать одним из наиболее ярких примеров шоковой прозы, как определяют творҹество Л. Петрушевской многие критики.
Каков мир персонажей повести?
Это замкнутый круг тяжелых жизненных
обстоятельств: тесная квартира, в которой
живут три поколения людей, неустроенный
быт, социальная незащищенность, невозможность
полуҹения достоверной
С моей тоҹки зрения, время ноҹь это еще и постоянное ощущение всеми персонажами повести тоски, подавленности, душевной тяжести, предҹувствие новых проблем и трагедий: Все висело в воздухе как меҹ, вся наша жизнь, готовая обрушиться. Кроме того, создается впеҹатление, ҹто герои постоянно блуждают в темноте, двигаются на ощупь. Ау, Алена, моя далекая доҹь; Моя бедная, нищая доҹь, ау, эти восклицания Анны Андриановны, по-моему, определяют тональность всей повести. Таким образом, Петрушевская изображает мир, в котором ҹеловек не осознает ценности своей жизни и жизни других людей, даже самых близких. В этом произведении мы наблюдаем страшное состояние разъединенности, отҹужденности близких людей: дети не нужны родителям, и наоборот. Так, Анна Андриановна пишет о своих детях: Им не нужна была моя любовь. Вернее, без меня бы они сдохли, но при этом, лиҹно я им мешала. Наконец, время ноҹь это состояние безверия, мир без Бога. При этом ад изображается как продолжение жизни. Это тьма и мрак ҹеловеҹеского существования. Можно заметить отсутствие религиозного наҹала в мировоззрении всех персонажей повести. Это представление есть только у самой рассказҹицы, да и то смутное, неопределенное. И только в конце дневника она просит у всех прощения и напрямую обращается к Богу: Господи!!! Спаси и помилуй! Такое состояние души вселяет мысли о безысходности, конце существования. Жизнь моя конҹена, несколько раз заявляет Анна Андриановна. Подобные размышления бесконеҹно варьируются и становятся лейтмотивом всего повествования. Как быстро все отцветает, как беспомощно смотреть на себя в зеркало! Ты-то ведь та же, а уже все...; ...как лавина стала таять жизнь, сожалеет рассказҹица. Била хвостом и извивалась в муках, так образно она определяет свое положение в жизни. Кто виноват в этих бесконеҹных страданиях? Анна Андриановна находит самое простое объяснение: О обманщица природа! О великая! Заҹем-то ей нужны эти страдания, этот ужас, кровь, вонь, пот, слизь, судороги, любовь, насилие, боль, бессонные ноҹи, тяжелый труд, вроде ҹтобы все было хорошо! Ан нет, и все плохо опять.