Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:30, реферат
Цицерон – писатель, художник слова, пропагандист греческой философии. Его ораторская и писательская деятельность тесно связана с его политической деятельностью. Немецкий историк
Т. Моммзен писал: «Значение Цицерона основано на стилистике, и только как стилист он обнаруживает самостоятельность. Как писатель же, напротив, он стоит так низко, как и в роли государственного человека…»(Т. Моммзен. История Рима. Т.3 М. 1941 г.)
ДЕМОСФЕН
И ЦИЦЕРОН: РОЛЬ В
ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
ЦИЦЕРОН
Самым знаменитым оратором является, безусловно, Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до Рождества Христова). С юных лет он мечтал о политической карьере и, зная, что для него, как «нового человека» дорога может открыться только через овладение мастерством оратора, все силы направил на достижение этой цели.
Исключительный
талант оратора и писателя, обогатившего
умы современников и
Квинтилиан писал, что Цицерон «воплотил силу Демосфена, обилие содержания Платона, приятность речи Исократа». В IY веке Цицерон был популярен у христианских писателей. Его речи читались в римских школах. В средние века им интересовались сравнительно мало. Его культ развивается в эпоху Возрождения. Он вызывал преклонение гуманистов прежде всего как яркая человеческая личность, а затем как мастер латинского стиля.
Цицерон – писатель, художник слова, пропагандист греческой философии. Его ораторская и писательская деятельность тесно связана с его политической деятельностью. Немецкий историк
Т.
Моммзен писал: «Значение
Многие ученые высоко ценили Цицерона. На западе – Гастон Буассье, Ф.Али, у нас – Ф.Ф.Зелинский.
Цицерон был блестящим оратором. Правда, его речи теперь иногда кажутся слишком многословными и сильными не столько юридически, сколько риторически, но они блещут остроумием оратора, тонкой иронией, сарказмом, часто исполнены большого пафоса. Рисует яркие портреты обвиняемых, например правителя Сицилии Верреса, «подвиги» которых он изображает с едкой иронией.
Творчество
Цицерона дает богатый материал для
решения различных
В своих сочинениях Цицерон показал себя тонким критиком. В сочинении «Брут» он дает чрезвычайно меткие и тонкие оценки греческим и римским ораторам, высказывает суждения о римских писателях. Марк Туллий занимает одно из самых видных мест в развитии античной критики. Его многочисленные «Письма» являются неоценимыми историческими источниками, детально отражающие жизнь Рима конца республики и рисующими всесторонне личность самого Цицерона.
В
своих речах и сочинениях Цицерон
выработал «классический» литературный
нормализованный латинский
Сам Цицерон гордился тем, что в течение своего наместничества не допускал никаких незаконных поборов с населения, отказывал даже, несмотря на ходатайства друзей, в том числе таких влиятельных, как Помпей, назначать на ответственные посты кого-либо из крупных торговцев, чтобы они не могли воспользоваться своей властью для экономической эксплуатации. В своем теоретическом сочинении «Об обязанностях», перечисляя различные способы снискания симпатий, такие, как доброе расположение, оказание благодеяний, образ действий и т.п.
Цицерон не прекращал учиться у греков и обращаться к ним. Кроме отдельных сочинений, Цицерон переводил и вставлял в свои произведения стихи Гомера, Солона, Эсхила, Софокла, Эврипида. О широком знакомстве Цицерона с греческой литературой и мифологией говорят его юношеские стихотворные опыты, оригинальные и переводные. Ему хорошо знакома мифология. В его речи «За Сестия» упоминает легенду о дочерях Эрехфея, в речи «За Флакка» - историю Спамеленона. Имена Филоктета, Триама, Елены, Медеи упоминаются довольно часто. Цицерон обнаруживает знакомство с греческими историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Основное внимание Цицерона вызывает греческая литература и искусство, красноречие и философия. В цицероновской литературе последнего времени заметна тенденция раскрыть в Цицероне прежде всего специфически римское, хотя проблема источников нисколько не умаляется.
Из всех классиков аттизма Цицерон выше всех ценил Демосфена: « Так как лучшие из греческих ораторов были афинские, их же глава несомненно Демосфен, то отсюда следует, что тот, кто воспроизведет стиль Демосфена, будет заодно и самым аттическим и наилучшим оратором». Демосфен для Цицерона был образцом для подражания. Интерес к философии никогда не покидал Цицерона. Во времена жизненных невзгод и вынужденного ухода с политической и судебной арены она давала ему утешение и довольно призрачную надежду замены былой власти, а также средство влиять на умы. Он был одним из создателей латинского языка, доведший до совершенства одно из наиболее национально-характерных проявлений римской литературы – ораторское искусство. Цицерон понимал неразрывность и общность греко-римской, да и всей человеческой цивилизации. Это понимание проявилось не только в том, что в своем творчестве он синтезировал греческую и римскую культуру, но и в его намерении написать отечественную историю, включив в нее историю Греции, легенды и мифы. Деятельность
Цицерона стала основополагающей для всего последующего развития латинской прозы. Состав дошедших до нас произведений превосходит по своему объему все, что сохранилось от какого-либо римского писателя (если не считать христианских авторов, находящихся уже на грани средних веков).
Большое значение для формирования Цицерона как стилиста имело пребывание на Родосе. В годы диктатуры Цезаря очень велика литературная продуктивность Марка Туллия. В римской прозе стал распространяться « аттический» стиль. За риторическими произведениями последовал ряд философских трактатов. Римская литература почти не имела еще художественной философской прозы, и Цицерон поставил себе целью заполнить этот пробел. В короткий срок он выпустил серию произведений, охватывающих вопросы теории познания, метафизики, этики и знакомящих римскую публику с важнейшими направлениями эллинистической философии.
Философские и риторические
На основе языка Цицерона создается «новолатинская» гуманистическая проза, сыгравшая огромную роль в деле оформления национальных литератур народов Европы. Его произведения стимулировали мысль в самых различных областях литературы и науки. Произведения Цицерона убедили Коперника в том, что небесные светила вращаются вокруг Земли. Моральная философия англичан, а отчасти и французов Просвещения очень многим обязана Цицерону . На его изложении эллинистических систем ссылаются представители самых различных философских направлений – идеисты и скептики, в особенности же теоретики автономной морали. Влияние Цицерона очень заметно в речах ораторов французской революции.
Чудовищные обстоятельства убийства Цицерона и надругательства над его телом впоследствии приобрели ореол литературного и культурного мифа. Смерть Цицерона стала распространенным сюжетом для упражнений римских школьников и для речей знаменитых ораторов, услаждавших своим искусством гостей во время послеобеденного отдыха. Два наиболее распространенных сюжета, на которых оттачивали свое мастерство и бесчисленные римские, и опытные ораторы, формулировались так: «посоветуйте Цицерону, следует ли ему просить прощения у Антония, чтобы спасти свою жизнь»; «если бы Антоний, даруя Цицерону жизнь, потребовал от него взамен сжечь все свои сочинения, следовало ли ему соглашаться?» Просвещенные граждане Римской империи подробно обсуждали эти проблемы. Примечательно и другое: почти все римские писатели убеждены, что Цицерон умер героической смертью.
В XIX веке, размышляя над склонностью Цицерона то и дело менять покровителей, Т.Моммзен назвал его «недальновидным эгоистом». Энтони Эверит в своей книге, напротив, представляет Цицерона здравомыслящим прагматиком, восхваляя его «разумный и гибкий консерватизм». Для ученых эпохи Просвещения философские трактаты Цицерона стали настоящим светочем рационализма. Перевод трактата «Об обязанностях», получивший название «Туллиевы обязанности», служил в XVII веке пособием по этике для английских дворян. На протяжении большей части XIX века и всего XX века в его философии видели лишь вторичный компендий ранней греческой мысли, в котором если и можно найти что-то ценное, так это упоминания несохранившихся сочинений греков.
Сюжет
«Цицерон-Катилина» вызывал
И сейчас в любой стране, от Африки до Америки, политики могут с успехом использовать слова Цицерона, - стоит лишь подставить в классическую формулу вместо «Катилины» имя своего противника. «До каких пор, Кабила, вы будете злоупотреблять нашим терпением?» - такой вопрос задал в этом году один из членов конголезской оппозиции новому президенту. «До каких пор, Хосе Мария Аснар, вы будете злоупотреблять нашим терпением?» - спрашивал автор редакционной статьи в «Эль Паис», опубликованной в августе 1999 года. Таких примеров множество.
В последнее время только в Англии в среднем каждые пять лет издается новое жизнеописание Цицерона, причем всякий раз авторы уверяют, что хотят посмотреть на события свежим взглядом, добавить нечто новое к биографической традиции, которая выглядит и без того достаточно богатой. Что же говорить о других странах. В них порой выпускается жизнеописание Цицерона еще чаще, чем в Англии.
Когда
Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны
отдали ему лишь дом с рабами,
а большую часть денег и
имущества присвоили себе. Молодой
человек пытался сначала
Народное собрание наградило великого гражданина золотым венком за высокие патриотические заслуги. Эсхин внес жалобу на постановление собрания в суд. Демосфен должен был защищаться. В знаменитой защитительной речи «О венке» великий оратор дал обзор всей своей деятельности на благо родины и ярко обрисовал предательский образ действий Эсхина. Победил Демосфен.
Оратор, дипломат, публицист, он долго и яростно защищал демократию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной дошедшей до нас речи самые известные «Филиппики» - цикл политических речей, произнесенных против македонского царя Филиппа.
Из внутриполитических речей особый интерес представляет полемика Демосфена со своим политическим противником оратором Эсхином. В речи «О предательском посольстве», которая представляет собой синтез судебного и политического красноречия, Демосфен, стремясь разоблачить промакедонскую партию а Афинах, требует казнить Эсхина. Все обвинения Демосфена носят исключительно моральный характер, так как фактов у него нет. Вместо них оратор то и дело бранит соперника, использует выгодные ему прорицания богов, клянется и божится. Эсхин в ответной одноименной речи отходит от привычной риторической схемы и выигрывает процесс небольшим количеством голосов.
Информация о работе Демосфен и Цицерон: роль в истории литературы Цицерон