Демосфен и Цицерон: роль в истории литературы Цицерон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:30, реферат

Описание работы

Цицерон – писатель, художник слова, пропагандист греческой философии. Его ораторская и писательская деятельность тесно связана с его политической деятельностью. Немецкий историк

Т. Моммзен писал: «Значение Цицерона основано на стилистике, и только как стилист он обнаруживает самостоятельность. Как писатель же, напротив, он стоит так низко, как и в роли государственного человека…»(Т. Моммзен. История Рима. Т.3 М. 1941 г.)

Файлы: 1 файл

DEMOS.DOC

— 58.50 Кб (Скачать файл)
 
 

ДЕМОСФЕН  И ЦИЦЕРОН: РОЛЬ В  ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 

ЦИЦЕРОН 

      Самым знаменитым оратором является, безусловно, Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до Рождества  Христова). С юных лет он мечтал о  политической карьере и, зная, что  для него, как «нового человека»  дорога может открыться только через овладение мастерством оратора, все силы направил на достижение этой цели.

      Исключительный  талант оратора и писателя, обогатившего умы современников и последующих  поколений, снискал ему величайшую славу. Жажда знаний всегда владела Цицероном. У него были лучшие греческие и римские учителя. Однако, он не посещал первой римской риторской школы Л.Плоция Галла. Свое дальнейшее образование Марк Туллий получил на Родосе. В самом Риме Цицерон получил высшую оценку как оратор.

      Квинтилиан писал, что Цицерон «воплотил силу Демосфена, обилие содержания Платона, приятность речи Исократа». В IY веке Цицерон был популярен у христианских писателей. Его речи читались в римских школах. В средние века им интересовались сравнительно мало. Его культ развивается в эпоху Возрождения. Он вызывал преклонение гуманистов прежде всего как яркая человеческая личность, а затем как мастер латинского стиля.

      Цицерон – писатель, художник слова, пропагандист греческой философии. Его ораторская и писательская деятельность тесно связана с его политической деятельностью. Немецкий историк

 Т.  Моммзен писал: «Значение Цицерона  основано на стилистике, и только  как стилист он обнаруживает  самостоятельность. Как писатель  же, напротив, он стоит так низко,  как и в роли государственного человека…»(Т. Моммзен. История Рима. Т.3 М. 1941 г.)

      Многие  ученые высоко ценили Цицерона. На западе – Гастон Буассье, Ф.Али, у нас  – Ф.Ф.Зелинский.

      Цицерон был блестящим оратором. Правда, его речи теперь иногда кажутся слишком  многословными и сильными не столько юридически, сколько риторически, но они блещут остроумием оратора, тонкой иронией, сарказмом, часто исполнены большого пафоса. Рисует яркие портреты обвиняемых, например правителя Сицилии Верреса, «подвиги» которых он изображает с едкой иронией.

      Творчество  Цицерона дает богатый материал для  решения различных литературоведческих  вопросов, проблем, влияний, использования  наследства, традиций, источников. Цицерон  первый в Риме старался как можно  выше поднять гуманитарное образование. Это отразилось в его философских сочинениях. В них он романтизировал греческую, главным образом, этическую философию.

      В своих сочинениях Цицерон показал  себя тонким критиком. В сочинении  «Брут» он дает чрезвычайно меткие и тонкие оценки греческим и римским ораторам, высказывает суждения о римских писателях. Марк Туллий занимает одно из самых видных мест в развитии античной критики. Его многочисленные «Письма» являются неоценимыми историческими источниками, детально отражающие жизнь Рима конца республики и рисующими всесторонне личность самого Цицерона.

      В своих речах и сочинениях Цицерон  выработал «классический» литературный нормализованный латинский язык, который и сейчас считается образцом изящной латинской речи; обогатил лексику латинского языка, а в  «Письмах» дал образец разговорного языка образованных слоев общества, очень ценного для изучения латинского языка в его истории.

      Сам Цицерон гордился тем, что в течение  своего наместничества не допускал никаких  незаконных поборов с населения, отказывал даже, несмотря на ходатайства друзей, в том числе таких влиятельных, как Помпей, назначать на ответственные посты кого-либо из крупных торговцев, чтобы они не могли воспользоваться своей властью для экономической эксплуатации. В своем теоретическом сочинении «Об обязанностях», перечисляя различные способы снискания симпатий, такие, как доброе расположение, оказание благодеяний, образ действий и т.п.

      Цицерон не прекращал учиться у греков и обращаться к ним. Кроме отдельных  сочинений, Цицерон переводил и  вставлял в свои произведения стихи Гомера, Солона, Эсхила, Софокла, Эврипида. О широком знакомстве Цицерона с греческой литературой и мифологией говорят его юношеские стихотворные опыты, оригинальные и переводные. Ему хорошо знакома мифология. В его речи «За Сестия» упоминает легенду о дочерях Эрехфея,   в речи «За Флакка» - историю Спамеленона. Имена Филоктета, Триама, Елены, Медеи упоминаются довольно часто. Цицерон обнаруживает знакомство с греческими историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Основное внимание Цицерона вызывает греческая литература и искусство, красноречие и философия. В цицероновской литературе последнего времени заметна тенденция раскрыть в Цицероне прежде всего специфически римское, хотя проблема источников нисколько не умаляется.

      Из  всех классиков аттизма Цицерон выше всех ценил Демосфена: « Так как лучшие из греческих ораторов были афинские, их же глава несомненно Демосфен, то отсюда следует, что тот, кто воспроизведет стиль Демосфена, будет заодно и самым аттическим и наилучшим оратором». Демосфен  для Цицерона был образцом для подражания.  Интерес к философии никогда не покидал  Цицерона. Во времена жизненных невзгод и вынужденного ухода с политической и судебной арены она давала ему утешение  и довольно призрачную надежду замены  былой власти, а также средство влиять на умы. Он был одним из создателей латинского языка, доведший до совершенства одно из наиболее национально-характерных проявлений римской литературы – ораторское искусство. Цицерон понимал неразрывность и общность греко-римской, да и всей человеческой цивилизации. Это понимание проявилось не только в том, что в своем творчестве он синтезировал греческую и римскую культуру, но и в его намерении написать отечественную историю, включив в нее историю Греции, легенды и мифы. Деятельность

Цицерона  стала основополагающей для всего  последующего развития латинской прозы. Состав дошедших до нас произведений превосходит по своему объему все, что  сохранилось от какого-либо римского писателя (если не считать христианских авторов, находящихся уже на грани средних веков).

      Большое значение для формирования Цицерона как стилиста имело пребывание на Родосе. В годы диктатуры Цезаря очень велика литературная продуктивность Марка Туллия. В римской прозе  стал распространяться « аттический»  стиль. За риторическими произведениями последовал ряд философских трактатов. Римская литература почти не имела еще художественной философской прозы, и Цицерон поставил себе целью заполнить этот пробел. В короткий срок он выпустил серию произведений, охватывающих вопросы теории познания, метафизики, этики и знакомящих римскую публику с важнейшими направлениями эллинистической философии.

        Философские и риторические произведения  его чаще всего имеют диологическую  форму и построены по типу  аристотелевских диалогов. Инсценировке диалога предшествует авторское введение, разъясняющее задачи трактата, противоположные точки зрения изложены в виде больших связных речей. В философских трактатах излагаются нередко взгляды различных школ. Поскольку оригиналы произведений эллинистических мыслителей почти все утеряны, пересказы Цицерона во многих случаях являются основным или даже единственным источником для ознакомления с трактовкой различных философских проблем в отдельных школах, а по легкости изложения и изяществу стиля он далеко оставляет за собой профессиональных философов эллинизма. Немаловажной заслугой Цицерона является создание философской терминологии на латинском языке. Его язык прозы вмещает в себя гибкость, способность выражать разнообразные оттенки сложных мыслей. Его язык отличает дифференцированный лексический отбор, строгость грамматических норм.

      На  основе языка Цицерона создается  «новолатинская»  гуманистическая  проза, сыгравшая огромную роль в  деле оформления национальных литератур  народов Европы. Его произведения стимулировали мысль в самых различных областях литературы и науки. Произведения Цицерона убедили Коперника в том, что небесные  светила вращаются вокруг Земли. Моральная философия англичан, а отчасти и французов Просвещения очень многим обязана Цицерону . На его изложении эллинистических систем ссылаются представители самых различных философских направлений – идеисты и скептики, в особенности же теоретики автономной морали. Влияние Цицерона очень заметно в речах ораторов французской революции.

      Чудовищные обстоятельства убийства Цицерона и надругательства над его телом впоследствии приобрели ореол литературного и культурного мифа. Смерть Цицерона стала распространенным сюжетом для упражнений римских школьников и для речей знаменитых ораторов, услаждавших своим искусством гостей во время послеобеденного отдыха. Два наиболее распространенных сюжета, на которых оттачивали свое мастерство и бесчисленные римские, и опытные ораторы, формулировались так: «посоветуйте Цицерону, следует ли ему просить прощения у Антония, чтобы спасти свою жизнь»; «если бы Антоний, даруя Цицерону жизнь, потребовал от него взамен сжечь все свои сочинения, следовало ли ему соглашаться?» Просвещенные граждане Римской империи подробно обсуждали  эти проблемы. Примечательно и другое: почти все римские писатели убеждены, что Цицерон умер героической смертью.

      В XIX веке, размышляя над склонностью Цицерона  то и дело менять покровителей, Т.Моммзен назвал его «недальновидным эгоистом». Энтони Эверит в своей книге, напротив, представляет Цицерона здравомыслящим прагматиком, восхваляя его «разумный и гибкий консерватизм».  Для ученых эпохи Просвещения философские трактаты Цицерона стали настоящим светочем рационализма. Перевод трактата «Об обязанностях», получивший название «Туллиевы обязанности», служил в XVII веке пособием по этике для английских дворян. На протяжении большей части XIX века и всего XX века в его философии видели лишь вторичный компендий ранней греческой мысли,  в котором если и можно найти что-то ценное, так это упоминания несохранившихся сочинений греков.

      Сюжет «Цицерон-Катилина» вызывал интерес  не только у историков. По меньшей  мере на протяжении четырех последних  веков к противоречивой истории  заговора Катилины неоднократно обращались драматурги, ромагнисты, поэты, создавая либо героические саги о благородном государственном муже, спасающем отечество от гибели, либо романтические трагедии о непонятном современникам визионере, которого сгубили силы реакции. Бен Джонсон в пьесе «Катилина» рисует портрет своего антигероя в мрачных тонах, представляя его как насильника, кровосмесителя и убийцу. Впрочем, Цицерон в этой пьесе оказался скучнейшим занудой. В корне отличается от трагедии Джонсона первая пьеса Ибсена «Катилина». Цицерон здесь практически не принимает участие в действии. Его имя упоминается считанные разы. В XX веке интерпретации того же сюжета появилась в еще больших количествах.

      И сейчас в любой стране, от Африки до Америки, политики могут с успехом  использовать слова Цицерона, - стоит  лишь подставить в классическую формулу вместо «Катилины» имя своего противника. «До каких пор, Кабила, вы будете злоупотреблять нашим терпением?» - такой вопрос задал в этом году один из членов конголезской оппозиции новому президенту. «До каких пор, Хосе Мария Аснар, вы будете злоупотреблять нашим терпением?» - спрашивал автор редакционной статьи в «Эль Паис», опубликованной в августе 1999 года. Таких примеров множество.

      В последнее время только в Англии в среднем каждые пять лет издается новое жизнеописание Цицерона, причем всякий раз авторы уверяют, что хотят посмотреть на события свежим взглядом, добавить  нечто новое  к биографической традиции, которая выглядит и без того достаточно богатой. Что же говорить о других странах. В них порой выпускается жизнеописание Цицерона еще чаще, чем в Англии.

ДЕМОСФЕН

 

      Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны  отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и  имущества присвоили себе. Молодой  человек пытался сначала уговорить  опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил судом добиваться похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было основательное знакомство с афинскими законами, а самое главное – умение хорошо и убедительно говорить. В Афинах появилось в то время много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый повод более сильным. Демосфен обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах, так как посещать школу Исократа он не мог, потому что плата за обучение была слишком высокой. За время обучения он очень хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей. После обучения Демосфен начал судиться с опекунами. Суд затянулся на пять лет. Тяжелая многолетняя тяжба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость. Демосфен писал судебные речи для других, чтобы прокормить свою мать и сестру и сделать некоторые сбережения. После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен не любил пустой болтовни.

      Народное  собрание наградило великого гражданина золотым венком за высокие патриотические заслуги. Эсхин внес жалобу на постановление  собрания в суд. Демосфен должен был защищаться. В знаменитой защитительной речи «О венке» великий оратор дал обзор всей своей деятельности на благо родины и ярко обрисовал предательский образ действий Эсхина. Победил Демосфен.

      Оратор, дипломат, публицист, он долго и яростно защищал демократию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной  дошедшей до нас речи самые известные «Филиппики» - цикл политических речей, произнесенных против македонского царя Филиппа.

      Из  внутриполитических речей особый интерес представляет полемика Демосфена со своим политическим противником оратором Эсхином. В речи «О предательском посольстве», которая представляет собой синтез судебного и политического красноречия, Демосфен, стремясь разоблачить промакедонскую партию а Афинах, требует казнить Эсхина. Все обвинения Демосфена носят исключительно моральный характер, так как фактов у него нет. Вместо них оратор то и дело бранит соперника, использует выгодные ему прорицания богов, клянется и божится. Эсхин в ответной одноименной речи отходит от привычной риторической схемы и выигрывает процесс небольшим количеством голосов.

Информация о работе Демосфен и Цицерон: роль в истории литературы Цицерон