Детские альбомы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Современная школьная девичья альбомная традиция, традиция письменного фольклора, попала в поле зрения фольклористов совсем недавно. Изучение " классической " русской альбомной традиции заканчивается на альбомах " уездных барышень " первой половины XIX века. Таким образом период со второй половины XIX века до 80 годов XX столетия когда в альбомной культуре произошли серьезные изменения и, собственно, появился школьный альбом как таковой, остается неисследованным.

Файлы: 1 файл

детские альбомы реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

Современная школьная девичья  альбомная традиция, традиция письменного  фольклора, попала в поле зрения фольклористов  совсем недавно. Изучение " классической " русской альбомной традиции заканчивается на альбомах " уездных  барышень " первой половины XIX века. Таким образом период со второй половины XIX века до 80 годов XX столетия когда в альбомной культуре произошли серьезные изменения и, собственно, появился школьный альбом как таковой, остается неисследованным.

Первые значимые изменения  в альбомной культуре, на наш взгляд, произошли в последней трети XIX века, когда из семейной среды альбом стал активно переходить в среду ученическую - в закрытые пансионы и женские гимназии. Альбомы гимназисток конца XIX - начала XX века еще достаточно строги в своей организации, многие из них открываются советом матери, включают аллегорические рисунки, четкие символы цветов, рисованных игральных карт, и обязательные кладбищенские сцены. Доля альбомных поэтических штампов в них не так высока, часто встречаются многострочные авторские стихи хорошего поэтического уровня, хотя и в рамках типичных альбомных сюжетов. Встречается даже гекзаметр: " Веру в любовь потеряв, слезы печально пролила..." ( РО РНБ, 694-1-19 ). В альбомных стихах ощущается влияние как модной, так и программной поэзии. Часто цитируются Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Тютчев, Полонский, Апухтин, Бальмонт и особенно Надсон. Много строк из популярных фортепианных романсов. Альбом гимназисток не был лишен и прозы: ее можно определить как экзальтированные стихотворения в прозе с сентиментальной лексикой гимназисток, характерными гимназическими прозвищами : " Голубка моя Серка, в те часы когда я с тобой говорила, когда мои мысли и стремления находили отзвук и сочувствие в твоей душе, я была бесконечно счастлива; Голубка моя Серуха ! В те часы когда мы с тобой говели..." ( РО РНБ, 694-1-19. Гимназический альбом М.М.Серовой. ). Юрьевские гимназистки начала века даже имели для альбома специальное гусиное перо, хотя в ходу были уже металлические перья и резервуарные ручки ( некая ориентация на старину - всегда более благородную ). Аналогию можно найти только в некоторых английских литературных обществах, где и в XX веке использовали гусиные перья.

Альбомная культура вновь  испытала достаточно серьезные изменения  в 20 - 30-х годах XX столетия. Эти изменения связаны с множеством факторов: сменой социальный статуса и снижением образовательного уровня владельца альбома, поменялись ценностные ориентиры, кардинально изменился культурный быт. Но самой главной причиной альбомных новаций, на наш взгляд, является то, что новый советский ученик часто был носителем крестьянской или " посадской " ( " фабрично- заводской " ) фольклорной традиции. Фольклорный контакт города и деревни, аристократии и крестьянства постоянен, своеобразен и имеет иногда достаточно причудливые выражения.

Еще в начале 20-х годов  в альбомах явственно чувствуется  статус владельца. В одних "теплится" лирическая гимназическая поэзия и  лексика ( ангел, голубка, душечка, глаза-совершенство, лента голубая, милые щечки ), в других обретает право и новая городская лирика. С конца 20-х годов содержательная разница альбомов практически исчезает. Для примера приведем все стихотворения с образом Ангела только в одном альбоме 1918-1923 годов, любезно предоставленного нам Еленой Владимировной Душечкиной: 
 
 
В школьных альбомах оседают и сохраняются различные произведения, популярные много лет назад. Один из наиболее интересных примеров - судьба стихотворения " Журнал любви " ( 1790 г.). В различных альбомах и песенниках ( современных и прошлого века) обнаружено пять вариантов этого стихотворения. Они даже могут восприниматься как пародии на первоначальный текст, где герой только на 12 день добивается свидания, влюбившись в первый день. Вот два текста из мещанского альбома 1895 года:

 

В понедельник, день несчастный,

Я красотку увидал,

И в нее влюбился страстно,

И весь вторник прострадал.

В среду не было терпенья!

Я к красотке покатил 

И без всякого вступленья

Руку с сердцем предложил.

Весь четверг я протомился.

От тоски не ел, не пил,

Но потом развеселился,

Как согласье получил.

В пятницу я обвенчался

В нашей церкви приходской,

А в субботу наслаждался 

Тихим счастием с женой.

В воскресенье же к кузену

Я жену приревновал 

И чтоб не было измены

Потасовку ей задал.

 

( ИРЛИ, р.V., 254-1-8-34 )

 

 

В понедельник я влюбился.

Весь-то вторник прострадал.

В среду я в любви  открылся.

А в четверг решенья  ждал.

В пятницу пришло решенье,

А в субботу разрешенье, есколько слов об оформлении детского альбома 1920 - начала 1930-х годов. Он отчасти сохраняет свою живописную форму - чередуются изображения сердец, цветов ( которые уже теряют свою знаковую символику). Сохранились устойчивые орнаменты, портреты подруг, местные пейзажи. Вместе с тем это уже другая техника иллюстрирования : вырезанные и наклеенные картинки, сердца из фольги. Если в альбомах гимназисток встречаются только птицы ( с особой символикой ), то здесь уже самый разнообразный животный мир: щенки, собаки, котята, лошади и даже поросята. Альбом 20-х годов очень напоминает своим живописным разнообразием заднюю стенку крестьянского сундука, или солдатского чемодана с потрясающим рядом всевозможных, ярких картинок и фотографий. Вторгается в альбом и пионерская тематика - наклеенные картинки трубачей и барабанщиков, появляется и пионерская поэзия.

В школьном альбоме 20 - 30 -х  годов значительно реже цитируются упомянутые выше поэты - остаются, пожалуй, только Пушкин и Лермонтов. Иногда даже встречаются совершенно " непрограммные " для того времени авторы - С. Есенин ( " Выткался на озере алый цвет зари " ) и даже К. Бальмонт ( " Нет дня, чтоб я не думал о тебе ). Альбом, отражая общекультурную ситуацию конкретного времени, остается интимным дневником.

Авторский пласт в альбомах 20-30 годов заменяется своеобразным разделом " Для воспоминаний ", где часто доминирует новая лирика - " На Варшавском, на главном вокзале ", " На муромской дороге ", " Серая юбка ", " Детский садик, как пчелиный рой " и многие другие. Этот раздел составляет только " новая лирика " ( типа жестокого романса ) , столь популярная в крестьянской, и окраинно - городской среде и примитивная поэзия.

Многие " жестокие романсы " перешли в девические альбомы  как из устной традиции, так и  из альбомов девушек предшествующих поколений и многочисленных печатных песенников. Известная доля романсов стала распространятся и бытовать в школьных альбомах только в письменном виде, переходя из альбома в альбом. Альбом - квинтэссенция любовных чувств, поэтому тема несчастной любви, ревности, измены, воплощенная в " жестоких романсах ", находит здесь свое место наряду с элегическими, мадригальными и пасторальными стихотворениями. Сравним текст из послевоенного альбома, явно связанный с традицией жестокого романса:

 

Увлеклась ты рано, девица,

В эти юные годы свои.

Посмотри на себя, девица.

Любовь путает мысли твои. 
В воскресенье под венец

И любви моей конец. 
 
 
Как и в альбомах предшествующих поколений, в современных альбомах идет активный процесс фольклоризации - из массовой культуры в письменный фольклор трансформируются песни. Более того в альбоме фиксируется множество текстов устной традиции ( загадки, садистские куплеты, школьная хроника и т.д. ) - как некая память для последующих поколений, и как "требование" современного мировоззрения, отдающее определенный приоритет носителю письменной традиции.

Бытование современного письменного  фольклора наблюдалось 1987 по 1989 гг. в двух 4-х и двух 5-х классах  средней школы Ленинграда (с разными  учащимися). Собирались сведения и в  других школах в средних и старших  классах, но сплошная выборка и опрос учащихся был проведен только в одной школе, где В.Ф. Лурье работал учителем русского языка и литературы. Всего было опрошено около 150 человек.

Предварительные наблюдения (которые, несомненно, будут уточняться в дальнейшем), показали, что практически в каждом классе с 4-го по 8-й есть девочки (от одной до трех), которые имеют различные сборники письменного фольклора. Вокруг них собираются небольшие (около семи человек) группы одноклассниц, участвующих в чтении песенников, обсуждении входящих в них текстов, пользующихся "гадательными справочниками" и вообще интересующихся произведениями письменного фольклора. Иногда они участвуют и в заполнении песенников, снабжая владелиц нравящимися текстами. В таких кружках "гадалки" и "песенники" очень ценятся, обладатели красочно оформленных песенников пользуются уважением. Завести свой песенник может каждая девочка, но не у всякой хватит терпения его аккуратно заполнять и красиво оформлять; кроме того, далеко не каждой девочке он нужен для выражения своих эстетических вкусов и формирующихся половых потребностей.

Письменный фольклор школьников отражает массовую культуру общества, а пользуются ее канонами красоты  и морали далеко не все. У многих девушек те же самые потребности, которые могут вызвать обращение к альбомной традиции, реализуются иначе. В большинстве случаев интерес к песенникам проходит, когда после многих увлечений, в которых реализуются полученные из письменного фольклора знания, девушкой овладевает сознательное, серьезное чувство.

Песенники дают выход зарождающимоя  чувствам, предлагают определенную линию  поведения. Насколько ей следуют - вопрос особый, но думается, что не все и  не всему, что предлагают стихи и  песни, близкие к жестокому романсу. Что касается "гадательных справочников" и этикетных правил, то они чаще всего разумны и отвечают потребностям школьниц определенного возраста. В пионерских лагерях (где тоже велись наблюдения) в одном отряде гораздо больше девочек имеют песенники, чем в одном классе (в одном лагере во всех десяти отрядах около 30%). Именно в п/л происходит наиболее активный обмен произведениями письменного фольклора, ведь в одном отряде находятся девочки из разных школ, иногда разных городов. И потребность в п/л в песенниках и других письменных жанрах больше, чем в школе, т.к. девочки, круглосуточно находясь вместе и общаясь на личные темы, имеют больше возможностей реализовывать получаемые из письменного фольклора сведения, использовать "гадалки".

Наблюдения не показали отличий  в бытовании письменного фольклора среди детей коренных ленинградцев и детей мигрантов.

У некоторых девочек, имеющих  песенники, несколькими годами раньше увлекались песенниками их старшие  сестры. Когда девушки вырастают, они часто сохраняют песенники  на память о своей юности, и многие тексты переходят к младшим сестрам от старших.

Песенник - основная форма  существования письменного фольклора  школьниц 10-16 лет. Аналогичные по содержанию рукописные сборники прошлого века и 20-50-х  годов нашего века имели название "альбом". В наши дни в качестве заголовка это слово употребляется редко.

Примерно с 4-го класса некоторые  девочки начинают вести тетради, в которые записывают понравившиеся  стихи, песни, афоризмы и т.п. Большинство  записей переходит из тетради  в тетрадь при общении в  школе и пионерском лагере. Записи ведутся обычно до 8-10 класса. 
 
Песенник как правило начинается с надписи на внутренней стороне обложки - визитной карточкой владелицы, например:

На Н. моя фамилия,

На П. меня зовут,

На 0. подруга милая,

На С. мой  лучший друг.

Иногда последняя  буква не вписывается и это  объясняется:

В секрете пусть  останется 

Та буква, что  сюда я не вписала 

В последнюю  строку.

Часто в начале тетради содержится требование к  посторонним не читать песенник. Например:

Прошу тетрадь не портить, листов, не вырывать.

И кому не следует  в руки че давать.

А кто со мной не дружит, вообще не открывать.

Песенник может  начинаться и иначе:

Котик лапку  поднял,

Лапку опустил,

Написал красиво:

Лена, будь счастлива.

Зачастую владелица альбома заранее извиняется за допущенные ошибки:

Диктовал мне  попугай,

За ошибки не ругай.

Или:

Прошу мои ошибки считать за улыбки.

Подобные "зачины" характерны для песенников школьниц младших классов, приведенные выше встречаются наиболее часто. В песенниках более старших школьниц нередок "Адрес любви":

Куда: Ревнующая  область, Страдающий район,

г. Любви, ул.Влюбленного, Дом Тоскующий, кв. Свиданий.

Кому: Самому дорогому человеку. 
 
"Анкета" - это опросный лист, вопросы в котором касаются интересов и предпочтений одноклассников владельца анкеты. Вопросов обычно около 20-30, которые записываются на первую страницу тетради. "Анкета" передается всем желающим, и всем можно читать ответы (подписанные учениками). На "анкету" отвечают и мальчики. И то, о чем не решаются говорить вслух, ребята доверяют бумаге, в надежде найти понимание. Записи в "анкете" могут перемежаться со стихами и рисунками.

Вопросы в "анкетах" разные, так как различны интересы владелиц "анкет". Обязательный вопрос: указать имя, отчество, фамилию, адрес, телефон и день рождения. Остальные вопросы анкеты - самые разнообразные. Вот вопросы из анкеты девочки 11-ти лет (4-й класс): "Какое у вас самое заветноеп желание? Какой предмет вам больше всего нравится? Кого из семьи вы больше всего любите? Вам нравится хозяин анкеты? Что в хозяине анкеты есть плохое? Что хорошее? Хотели бы вы дружить с хозяином анкеты? С какими мальчиками из класса вы дружите? С какими девочками? Какой мультфильм вам нравится? Какой фильм? Что такое дружба? Ваша любимая певица зарубежной эстрады? Любимый певец? Что такое радость? Нравится ли вам учительница по математике?". Эти и многие другие вопросы, знать ответы на которые хочется хозяйке "анкеты", интересуют и большингство ее сверстниц в классе.

У девушек постарше вопросы и проблемы другие. Вот вопросы "анкеты" девушки 15-ти лет (8-й класс): "Ваше отношение к противоположному полу? Есть ли у вас любимый человек? Что такое любовь? Что такое дружба? Что такое счастье? Нравится ли вам свой характер? ... мой характер? Почему? С кем бы вы хотели дружить? Что вы цените в девушке? В юноше? Бывает ли любовь с первого взгляда? Могли бы вы первой признаться в любви или предложить дружбу? Как вы думаете, кто должен любить крепче: девушка парня или парень девушку? Стали бы вы дружить с человеком, который вам совсем не нравится? (противоположного пола). Что бы вы стали делать, если бы вам изменил любимый человек? Как вы думаете, должна ли быть гордой девушка? Парень?"

Информация о работе Детские альбомы