Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:18, реферат
Адам Мицкевич и Александр Пушкин - две национальные знаменитости своих стран.
Как же они могли добиться такой известности, и, поистине, всенародной любви?
Конечно, здесь оказало влияние образование, полученное ими, а также положение, и состояние их семей.
Оказывается, детство двух поэтов-современников дворянского происхождения совершенно отличается!
Детство гениев
Адам Мицкевич и Александр Пушкин - две национальные знаменитости своих стран.
Как же они могли добиться такой известности, и, поистине, всенародной любви?
Конечно, здесь оказало влияние образование, полученное ими, а также положение, и состояние их семей.
Оказывается, детство двух
поэтов-современников
Адам Мицкевич родился 24 декабря 1798 на хуторе Заосье близ Новогрудка, небольшого городка в Белоруссии, который в течение многих столетий был под властью Литвы, в семье обедневшего шляхтича.
Мать поэта, урожденная Барбара Маевская, была дочерью мелкого служащего.
Отец Адама, Миколай Мицкевич, работал в Новогрудке адвокатом. В 1794 он участвовал в восстании Тадеуша Костюшко, направленном против разделения польских земель между Россией, Пруссией и Австрией. Свое чувство национальной гордости и любви к родине отец стремился передать сыновьям, Адаму и Франтишку.
Пушкин же родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве, в знатной и обеспеченной семье.
Отец его, Сергей Львович происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи, совершенно не интересовался хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам.
Мать Пушкина, Надежда
Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила
от знаменитого арапа Петра
Большое влияние на маленького Адама оказали белорусские, польские и литовские народные песни и сказки, многие из которых он услышал от своей няньки, Гонсевской. Будучи в школе, он с другом ходил по окрестным деревням, чтобы понаблюдать за народными обрядами. Вместе со старшим братом, Адам учился в доминиканской гимназии в Новогрудке. Здесь он начал писать первые стихи. Известно, что он написал стихотворение по случаю пожара в городе в 1810 году.
В отличие от Мицкевича, воспитание Пушкина в раннем детстве было беспорядочным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.
Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: "До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою".
Детство Мицкевича окончилось, когда умер его отец, так и не увидев приход наполеоновских войск в Польшу. Тринадцатилетний Адам смог стать свидетелем пребывания на новогрудской земле французской армии, и эти впечатления оставили глубокий след в его душе. Кроме того, после кончины отца семья начала испытывать материальную нужду, и Адаму пришлось стать репетитором для учеников младших классов.
А в России Пушкин собирается поступать в Царскосельский лицей.
В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - лицея в Царском Селе, при дворце Александра I. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей, и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина.
Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
В Литве в 1815 году Мицкевич поступил в университет в Вильно на физико-математический факультет, но вскоре понял, что его больше привлекает изучение филологии, литературы, истории. Уже через год он переходит на историко-филологический факультет. Одним из учителей Мицкевича был знаменитый историк Иоахим Лелевель, с которым поэт впоследствии поддерживал теплые дружеские отношения. Мицкевич выучил несколько языков, среди которых были русский, французский, английский и немецкий. Он читал в оригинале и памятники античной литературы.
В Лицее кругозор Пушкина в то время расширял его друг П.Я. Чаадаев, оказавшийся рядом в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
Виленский университет был крупным культурным центром и славился своим либеральным духом, который не замедлил отразиться и на активном Мицкевиче.
В 1817 г. он с товарищами организовал тайное студенческое “Общество филоматов”, что означает “любящие науку”. Одними из главных положений устава филоматов были любовь к родному языку, национальное достоинство и сочувствие к обездоленным. По сути дела, это было патриотическое общество с определенными политическими взглядами. Позже эти взгляды конкретизировались и превратились в просветительскую программу, призванную воспитывать общественное мнение. Деятельность Мицкевича в “Обществе” отличалась особенной активностью, и его подчас слишком смелые планы не всегда находили поддержку среди других членов общества.
В университетские годы на творчество Мицкевича оказал влияние классицизм. Особенно молодой поэт увлекался Вольтером. Он создал свой поэтический вариант повести Вольтера “Воспитание принца”, назвав его “Мешко, князь Новогрудка”. Несколько лет Мицкевич работал над переводом “Орлеанской девственницы”. Раннее творчество Мицкевича также составляют стихи-послания к друзьям-филоматам, наполненные жизнелюбием и задором. Первое его печатное стихотворение — “Городская зима” — было опубликовано в 1818 г.
Ну а Пушкин в Лицее
углубленно занимался поэзией, особенно
французской, за что он и получил
прозвище "Француз". Среди лицеистов
проводились поэтические
В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с поэтами Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина, начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова.
В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: увлечение Оссианом и подражаниями древним кельтским бардам. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в "Вестнике Европы" в июльском номере стихотворение "К другу стихотворцу".
Вот так закончилось детство двух гениальных поэтов. Родившиеся в разных семьях, получившие разное образование, они станут гениями литературы и внесут огромный вклад в развитие культуры России и Польши.
Литература:
Б.С.Э.,
Шер «Рассказы о русских писателях»,
лекция в Пушкинском Доме А.В. Дубровского
На фото: Санкт - Петербург. Рисунок Любови Колбух, Гимназия №1, Новогрудок.