Драматургия Н.В.Гоголя на уроках литературы в седьмом классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:52, статья

Описание работы

В методике преподавания литературы давно упрочилось мнение о том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы – один из самых сложных этапов работы по освоению жанрово-родовой специфики словесного творчества. Об особенностях драматических произведений не раз писали и сами авторы–создатели. «Пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы, – писал М.Горький. – … В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки… управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями…

Файлы: 1 файл

Драматургия Н.В.Гоголя на уроках литературы в 7 классе.docx

— 25.91 Кб (Скачать файл)

Евдошенко М.Н. (Беларусь, Мозырь)

Драматургия Н.В.Гоголя на уроках литературы

в седьмом классе

В методике преподавания литературы давно упрочилось мнение о том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы – один из самых сложных этапов работы по освоению жанрово-родовой специфики словесного творчества. Об особенностях драматических произведений не раз писали и сами авторы–создатели. «Пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы, – писал М.Горький. – … В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время  с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки… управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями… Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора…» [2; с. 76].

Методически выверенная система  работы над драматическим произведением  не только помогает понять учащимся самобытность и оригинальность каждого из изучаемых  художественных текстов, но и способствует более осмысленному его восприятию. Поэтому необходимо искать такие  приемы и формы работы, которые, с  одной стороны, дали бы возможность  познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой, – помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения персонажей, предназначенных для сцены и поэтому требующих значительно большего воображения и усилия со стороны читателя.

Драматических произведений не так уж много в школьной программе (Минск, 2012). Изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» является важным звеном в  расширении представлений учащихся о литературе и о театре, о творческом методе автора, о композиции и языке  художественного произведения.

В критической литературе «Ревизор» Н.В.Гоголя обычно называют лучше социально направленной комедией своего времени. Она была создана  на основе всестороннего и глубочайшего проникновения в самую суть различных  общественных явлений и впоследствии сыграла огромную роль в развитии общественного самосознания.

Уникальностью комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» является «гармоничное слияние  реализма с сатирическими вкраплениями, а также с разнообразными идеями переустройства имеющегося социума. Роль юмора, искреннего, здорового смеха в данном произведении очень велика» [7]. Сам Н.В.Гоголь в своих записях четко указал на данное обстоятельство: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо – был смех…»  [8].

Автор поставил перед собой  реальную цель – «смеяться сильно»  над фактами и происшествиями, которые достойны «осмеяния всеобщего». Именно в искреннем, здоровом смехе, по мнению Н.В.Гоголя, заключается мощнейшее  средство эффективного воздействия  на существующее общество. Можно добавить, именно в этом заключается современность  пьесы, ее актуальность для сегодняшнего школьника. «Комизм кроется везде… живя среди него не видим, но… если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху», - таким был ответ автора на реплику его ближайшего друга, писателя Аксакова, - «современная русская жизнь не дает материала для комедии» [7]. «Действительно, даже в тяжелой, обременяющей действительности, обладая некоторым воображением и живостью ума, можно обнаружить комические, смешные моменты. В данном случае предметом рассмотрения является не поведение конкретного человека, героя повествования, а вся современная жизнь в каждом ее уродливо комическом, гротескном проявлении [10].

Гоголь был убежден, что  в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно  выразить, прежде всего, через отрицание  безобразной действительности. Именно таким было его творчество, в этом заключалось своеобразие его  реализма [6].

Из всего многообразия литературы о Гоголе, созданной русскими литераторами (эмигрантами первой волны), наиболее значимы книги К.Н.Мочульского  «Духовный путь Гоголя» (1934), профессора протопресвитера В.В.Зеньковского «Н.В.Гоголь» (1961) и В.В.Набокова «Николай Гоголь» (1944).

Они во многом определи гоголеведческую  мысль не только на Западе, но и в  России. Наряду с этими исследованиями есть целый ряд менее объемных трудов, которые также внесли свой вклад в изучение жизни и творчества великого русского писателя. Это работы С.Л. Франка,               И.А. Ильина, Д.М. Чижевского, П.М. Бицилли, В.Н. Ильина. Назовем еще публикации В.К.Зайцева, В.Ф. Ходасевича, А.М. Ремизова, Г.И. Газданова, Г.А. Мейера, Ю.П.Анненкова, А.Л. Бема, Р.В. Плетнева – статьи, в которых имеются полезные для науки о драматурге наблюдения. Заметим, что почти все писавшие о гоголе в эмиграции как одним из важнейших источников пользовались книгой В.Вересаева «Гоголь в жизни» (1933) [1; с.6-33].

Творчеству Н.В.Гоголя посвящены  не только многочисленные литературоведческие  исследования, но и накоплен значительный методический опыт, разнообразный по трактовкам и способам осмысления материала [4], [5], [1].

На изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в современной школьной программе (Минск, 2012) отводится 6 часов [9]. Определяя путь изучения Гоголя в школе, мы, прежде всего, решаем для себя, каким бы мы хотели запечатлеть его в сознании учащихся, какой круг знаний мы хотим им дать. При этом, конечно, нельзя говорить о каких-то канонах в работе над темой. Различны системы уроков, многообразны приемы и методы анализа драматического текста.

Одним из путей, оправдавших  себя на практике в общеобразовательных  учреждениях, может быть система  уроков по изучению комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в седьмом классе, апробированная нами в период педагогической практики в ОШ №8 г. Мозыря.

Урок 1: Н.В.Гоголя – великий сатирик. История создания комедии «Ревизор».

Урок 2: Хлестаков и хлестаковщина (Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова).

Урок 3: Чиновники на приеме у «ревизора».

Урок 4: Город N в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Урок 5: Бессмертная комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

Урок 6: Герои Н.В.Гоголя на современной сцене.

Таким образом, методическая палитра анализа способна учесть эстетические реакции современных школьников и выявить глубину авторской мысли. Прослушивание и выразительное чтение наиболее комических эпизодов пьесы подчеркнут дух героев, их человеческие качества. Понять сложность и неоднозначность оценки писателем героев и событий поможет прием сопоставления двух редакций пьесы, ее исторический комментарий. Выявить авторское отношение к персонажам помогут творческие приемы анализа текста: работа с иллюстрациями, обсуждение авторских интерпретаций гоголевского текста, составление киносценария. Разнообразные приемы анализа выводят учеников на новый качественный уровень в общении с искусством: школьники могут дать аргументированные оценки героев и событий, опираясь на эмоционально-эстетический строй текста. Выбранные приемы расширяют «ассоциативный фон» (круг мотивов, образов, идей), который является «ключом» к разгадке замысла комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Чтобы пьесу оценить по достоинству, необходимо «отвергнуть привычную шкалу литературных ценностей и последовать вслед за автором по пути его сверхчеловеческого воображения» (В.Набоков). Этот тезис определил приемы, обеспечивающие эволюцию читателей-школьников седьмых классов в процессе моделирования всей системы работы над драматическим наследием Н.В.Гоголя.

 

Литература:

  1. Ветловской, В. Е. Гоголь – комедиатор / В. Е. Ветловской // Русская литература. – 1990. – № 1. – С. 6–33.
  2. Владимиров, С. Действие в драме / С. Владимиров. – М.: Просвещение, 1972. – 127с.
  3. Гоголь, Н.В. Повести. Мертвые души. Ревизор/ Н.В.Гоголь. – М.: АСТ, 2007. – 816 с.
  4. Докусов, А.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" в школьном изучении: Пособие для учителя / А.М. Докусов, В.Г. Маранцман. – 2–е изд. – Л.: Просвещение, 1975. – 190 с.
  5. Докусова, А.М. Изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в школе / А.М.Докусова, В.Г.Маранцман. – Л., 1967.
  6. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова.  – М.: "Просвещение", 1963. – 315 с.
  7. Своеобразие гоголевского смеха в комедии «Ревизор» //                 [Эл. ресурс]. – 2013. – режим доступа: file://localhost/D:/00042401184864108924.html. - Дата доступа: 12.02.2013.
  8. Страхова, Л.Д.  Н.В. Гоголь. Мертвые души: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Л.Д. Страхова. – М: Дрофа, 2002.
  9. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения: русская литература V-XI классы. – Минск: Национальный институт образования. – 2012.
  10. "Цель комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — высмеять «все дурное в России»"// [Эл. ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://mysoch.ru/sochineniya/gogol/_story/revizor/cel_komedii_n_v_gogolia_revizor_vismeiat_vse_durnoe_v_rossii/. – Дата доступа: 12.02.2013.

Информация о работе Драматургия Н.В.Гоголя на уроках литературы в седьмом классе