Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:10, сочинение
Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» представляет собой фантастическое произведением с сатирической направленностью - здесь фантастический сюжет имеет под собой реальную историческую основу.
На первый взгляд, произведение представляет собой захватывающее повествование об интереснейшем научном эксперименте профессора-хирурга Филиппа Преображенского, в ходе которого он пересадил собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга, после чего, к его же великому изумлению, собака начала превращаться в человека.
Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» представляет собой фантастическое произведением с сатирической направленностью - здесь фантастический сюжет имеет под собой реальную историческую основу.
На первый взгляд, произведение представляет собой захватывающее повествование об интереснейшем научном эксперименте профессора-хирурга Филиппа Преображенского, в ходе которого он пересадил собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга, после чего, к его же великому изумлению, собака начала превращаться в человека.
Однако, как «медико-хирургический»
эксперимент условно переходит
в разряд «нравственно-психологического»
В этом произведении отражены общие настроения предреволюционного общества, дух того времени, побуждающий «сделать сказку былью». Булгаков гротескно-сатирически представляет идеологический миф о «пролетарии, как новом человеке».
В операционной Преображенского
по прихоти науки возникает
Под фантастическим превращением Шарика в Шарикова, собаки в человека, подразумеваются не только великие научиные достижения двадцатых годов, но и попытка советской власти сделать «всем» человека, бывшего «никем» как в социальном, так и в интеллектуальном плане.
Реалии нового строя стремительно торопились из старого «человеческого материала» сотворить «нового человека». В повести эти процессы из реального «фантастически» отражают собой идеи Филлипа Филлиповича : он намерен сделать человека, да еще высокой культуры и нравственности, из собаки. Ученый создал «мертвую душу», и перед ним встает новая задача – «из этого хулигана сделать человека».
«Неожиданно появившееся... лабораторное» существо требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает — Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает «интересы трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит союзника. Вскоре Шариков предъявляет хозяину квартиры «бумагу от Швондера», согласно которой ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 квадратных метров.
Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает ему на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Человекоподобное существо не одобряет ни того, ни другого автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Причем он даже знает, как это сделать. «Да какой тут способ, — отвечает Шариков на вопрос Борменталя, — дело не хитрое. А то, что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет».
С точки зрения Преображенского - все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных - Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают.
Когда Швондер устраивает Шарикова заведующим подотдела очистки города от бродячих животных, тот нераздумывая берется за преследование бродячих собак и кошек, несмотря на то, что сам вчера принадлежал к их числу. Последовательно «развиваясь», он пишет донос-пасквиль на своего создателя — профессора Преображенского. Шарикову чужды совесть и мораль, ему чуждо понятие «человечность».
Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя , ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.
За социально-политическим конфликтом виден глубочайший нравственный конфликт.
Так и благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести "Собачье сердце" профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в тысяча девятьсот семнадцатом году.
Возможно предположить, что
триада «Преображенский — Швондер — Шариков» символически
соответствует революционному процессу, осмысляемому
в сатирической перспективе: именно интеллигенция, первой
признавшая революцию, породила в
России агрессивный феномен «нового человека»
и осознала свою историческую «ошибку» слишком
поздно, когда у власти были уже такие,
как Швондер. В Москве тогда все
переменилось – место «хозяев», «господ»
заняли «товарищи» и пролетарии».
«Собачье сердце» явило собой повесть, где фантастика, так искусно и мастерски, насквозь пропитана реальностью. Произведение подчеркивает авторскую мысль о том, как неестественны и опасны эксперименты с человеческим сознанием. В такой форме Булгакову удалось выразить свое видение результатов взаимодействия трех сил: аполитической науки, агрессивного социального хамства и опустившейся до уровня домкома духовной власти. Сам Михаил Афанасьевич Булгаков крайне скептически смотрел на попытку искусственного и ускоренного воспитания «нового человека». И спустя годы «Собачье сердце» не утратило своей злободневности, оставаясь актуальным и в наши дни, оно служит предупреждением грядущим поколениям.
Особенную значимость
получает финал повести, доказывающий
невозможность чудесного
Но изменить внутренний
мир оказывается намного
Поведение фантастического героя Шарикова в повести олицетворяет собой реальное поведение людей, «ставших всем из ничего» и пришедших к власти. Шариков подобно слону в посудной лавке с крейсерской скоростью «наводняет» дом и быт профессора Преображенского, олицетворяющих собой советский союз, беспорядком и неразберихой.
Информация о работе Фантастический реализм в повести Булгакова "Собачье сердце"