Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:38, доклад
Понятие сказки и фантастики. По Проппу, сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки. Конечными функциями иногда являются награждение, добыча или вообще ликвидация беды, спасение от погони и т. д. Такое развитие названо им ходом.
1. Понятие сказки и фантастики. По Проппу, сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки. Конечными функциями иногда являются награждение, добыча или вообще ликвидация беды, спасение от погони и т. д. Такое развитие названо им ходом.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово баснь. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам.
Фанта́стика — жанр и творческий метод в художественной литературе
и других формах искусства, характеризуемый
использованием фантастического
допущения, «элемента необычайного»,
нарушением границ реальности, принятых
условностей. Фантастическое
допущение, или фантастическая
идея — основной элемент жанра фантастики.
Он заключается во введении в произведение
фактора, который не встречается или невозможен
в реальном мире, в котором живет читатель,
либо герои произведения. Фантастическое
допущение противопоставляется реалистиче
Истоки фантастики — в пост-мифотворческом фольклорно
Фантастика, по выражению Ольги Фрейденберг, — «первое
порождение реализма»: характерным признаком
вторжения реализма в миф служит появление
«фантастических существ» (божеств, сочетающих
звериные и человеческие черты, кентавров и т. п.) . Первичные жанры фантастики, утопия и фантастич
Правда, Ф. не совсем порывает с действительностью, по крайней мере пользуется ее элементами, которые только свободно и заново компонует, разрушая их связи в действительном мире и создавая новые образы, непохожие на действительные, — необычайные. Но Ф. сплошь и рядом сочетается с реализмом, составляя таинственную подкладку обычных вещей и событий.
II. В литературе реализма можно выделить следующие произведения, в которых присутствует элемент сказки или фантастики: «Оливер Твист» и «Домби и сын» Чарльза Диккенса, «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака, «Уолден, или жизнь в лесу» Генри Торо.
III. Что же так привлекло писателей-реалистов в фантастике и сказке? Всех перечисленных авторов объединяет их близость к эпохе романтизма, то есть истоки этой тенденции нужно смотреть в предыдущем направлении. В романтизме была тенденция к изображению исключительной личности в исключительных обстоятельствах, поэтому романтики нередко прибегали к «фантастическому» как к идеалу своих творческих исканий (Гофман, Гёте, Э. По, Шамиссо и т.п.).
Реализм же стремился к типизации, глобальному обобщению массовых явлений в конкретной истории, и обращение к сказке здесь также глубоко оправдано. Издревле фольклорная сказка представляла собой не просто историю одного человека, а некую типичную ситуацию (инициацию, по терминологии Проппа), обучение. За ней крылось решение общечеловеческих проблем и ответы на вопросы о смысле жизни и социальном поведении для каждого человека.
IV. Шагреневая кожа. Здесь, как говорилась ранее, фантастика выступает как средство чисто реалистического изображения. Во-первых, придает особую занимательность и колорит повествованию. Также, поднимает на высоту больших философских обобщений: шагрень выступает не просто как убывающая жизнь Валантена, но как символ жизни вообще, жизни современного человека, охваченного страстями, который смыслом своей жизни выбирает не знание и не божественную любовь, а «желать и мочь» осуществить все свои прихоти. Через элемент фантастического Бальзак показывает материальное воплощение абстрактной идеи, то есть использует фантастику для наглядности. Но в то же время, фантастика здесь не приходит в противоречие с действительностью, все происходящее могло быть мотивировано естественным стечением обстоятельств, как, например, когда Валантен только пожелал оргий, как тут же через полчаса встретил своих приятелей, идущих на банкет к Тайферу.
Еще один элемент фантастики в «Шагреневой коже» - картина Рафаэля, изображавшая Иисуса Христа. «При виде этого бессмертного творения он забыл все диковины лавки, капризы своего сна, вновь стал человеком, признал в старике земное существо, вполне живое, нисколько не фантастическое, вновь стал жить в мире реальном. Благостная нежность, тихая ясность божественного лика тотчас же подействовали на него. /…/ Впечатление этого чуда еще усиливалось очарованием света: мгновениями казалось, что голова движется вдали, среди облака. /…/ Слова старика вернули его к роковому жребию, и путем неуловимых выводов он спустился с высот последней надежды, за которую
было ухватился». Религиозная мистика, возможно, в 19 веке еще не воспринималась как нечто фантастическое, однако здесь фантастика антиквара-искусителя с его шагреневой кожей противопоставляется фантастике божественной любви, которая одна может дать верный ответ на вопрос о смысле человеческого существования.
Другой, менее фантастический с первого взгляда, элемент – жена Валантена Полина. Если старичок-антиквар предстает искусителем, то она, относится к «лагерю» Иисуса и выступает как ангел-хранитель Валантена. Существо неземное, вся - дух, вся любовь… В эпилоге нам ясно дается понять, что она не человек со своей судьбой, и на вопрос воображаемого читателя, интересующегося дальнейшей судьбой героев романа: Полина описывается как «слово, которого тщетно ищешь, витает где-то в памяти, но его нельзя поймать»; а Феодора – «если угодно, она – это общество». Полину же он связывал со спасением от современного общества, противопоставляет пошлости и эгоизму современности ее жертвенность и любовь.
«Приключение Оливера Твиста» Чарльза Диккенса. Это произведение не относится к жанру сказки как таковому, однако оно соответствует сказочной логике. Во-первых, Оливер Твист, мальчик с еще неокрепшим сознанием, с детства растет в антисоциальной среде, терпит и ругань, и побои, проходит школу воровского мастерства Фейгина, однако он остается чистым и непорочным от начала и до конца, тогда как злодей Монкс является злодеем абсолютным, не имеющим ни одной положительной черты, гротескным и карикатурным.
Во-вторых, это deus ex machinа, счастливый неожиданный конец, венчающий интригу. Фейгин казнен, а Стайкс даже не дожил до виселицы, Роз оказывается тетушкой Оливера и весьма аристократичной особой, поэтому ей удается выйти замуж за Гарри, мистер Браунлоу оказывается давним другом отца Оливера и усыновляет его. Все персонажи, случайно встретившись, оказываются связаны между собой и подходят к счастливому финалу, что, конечно, может быть оправдано только сказочной логикой.
Зачем же Диккенс прибегает к такому приему? Ответ достаточно прост и также связан с традициями сказки: это дидактика. В то время развелось достаточно много романов, в которых воры и преступники изображались в лирической тональности и являлись положительными героями, Диккенс же хотел показать, что это дурное занятие для порядочного человека, и даже симпатизировать ему значит быть недостаточно благодетельным. Он достаточно прямо, бескомпромиссно указывает на такие положительные качества человека, как доброта, порядочность, честность и т.п., тем самым придавая своему произведению исключительно нравоучительный характер, отождествляя его с детской сказкой, хотя и писалось сие для взрослых.
Информация о работе Фантастическое и сказочное в зарубежной литературе второй половины 19 века