Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 21:55, реферат
До Пушкина не было в России истинных поэтов; русская публика знала поэзию только по слухам, из переводов или по слабым опытам, в которых искры поэзии гасли в пучине риторики или льдах внешней холодной отделки. Пушкин дал первые художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией.
1. ВСТУПЛЕНИЕ……………………… 3
2. БИОГРАФИЯ ………………………..3
ЛИЦЕЙ ……………………………………4
ПЕТЕРБУРГ ……………………………..4
ССЫЛОЧНЫЙ НЕВОЛЬНИК ……….5
В НАДЕЖДЕ СЛАВЫ И ДОБРА ……5
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ ……………….6
САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА ………..6
ПОЕДИНОК ……………………………...6
3. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ……….7
ЮНОСТЬ ………………………………….7
ПРОЩАНИЕ С ЮНОСТЬЮ…………..8
СВОБОДА …………………………………9
БОЛДИНО ………………………………..11
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …15
Министерство образования молодёжной политики Чувашской Республики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум»
Реферат
По русской литературе
На тему «Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина»
Выполнил: студент по профессии «мастер наладчик» группы № 11
Сабакаев Максим Юрьевич
Проверила: преподаватель по чувашской и русской литературе и русскому языку Сергеева З.П.
ПЛАН.
1. ВСТУПЛЕНИЕ……………………… 3
2. БИОГРАФИЯ ………………………..3
ЛИЦЕЙ ……………………………………4
ПЕТЕРБУРГ ……………………………..4
ССЫЛОЧНЫЙ НЕВОЛЬНИК ……….5
В НАДЕЖДЕ СЛАВЫ И ДОБРА ……5
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ ……………….6
САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА ………..6
ПОЕДИНОК ……………………………...6
3. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ……….7
ЮНОСТЬ ………………………………….7
ПРОЩАНИЕ С ЮНОСТЬЮ…………..8
СВОБОДА …………………………………9
БОЛДИНО ………………………………..11
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …15
До Пушкина не было в России истинных поэтов; русская публика знала поэзию только по слухам, из переводов или по слабым опытам, в которых искры поэзии гасли в пучине риторики или льдах внешней холодной отделки. Пушкин дал первые художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией.
Он истинный отец русской поэзии, он воспитатель эстетического чувства и любви к благородным и эстетическим наслаждениям в русской публике, масса которой чрезвычайно значительно увеличилась благодаря ему, — вот его права на вечную славу в русской литературе.
Когда Пушкин ушел из жизни, русская литература была вполне сложившимся молодым существом, со своим оригинальным лицом, с твердо звучащим голосом, с обещанием самого блестящего дальнейшего расцвета. Одно за другим являлись яркие, оригинальные молодые дарования: Баратынский, Языков, Полежаев, Лермонтов, Тютчев, Гоголь, Веневитинов. «Пушкин, — говорит Гоголь, — был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты».
И вся последующая литература шла от Пушкина, как от своего основоположника и учителя. Крупнейший непосредственный преемник Пушкина Гоголь так отозвался на смерть Пушкина: «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина. Ничего не предпринимал, нечего не писал я без его совета. Все, что у меня хорошего, всем этим я обязан ему ... О, Пушкин, Пушкин! Какой прекрасный сон удалось мне видеть в жизни и как печально было мое пробуждение!». Пушкина, как бесспорнейшего своего учителя, благоговейно чтили Тургенев, Лев Толстой, Достоевский, Гончаров, Островский, Некрасов, Чехов.
И Пушкин не был таким учителем, у которого ученики взяли то, что им было нужно, и пошли дальше, не оглядываясь на оставленного позади старика, — учителя, какими, например, для самого Пушкина были Державин, Батюшков, Жуковский. Пушкин был и остается учителем, как непревзойденный мастер; над ним до сих пор ломают головы; тщетно стараясь открыть законы и тайны несравненного звучания его стиха.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 — 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, прозванная за происхождение от "арапа" Ганнибала и за смуглый цвет лица «прекрасной креолкой».
Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы — гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.
Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.
ЛИЦЕЙ
В августе 1811 Пушкин зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора. Сильнейшее впечатление лицейских лет — Отечественная война 1812. Лицей, не дав систематического образования, научил товариществу и остался для Пушкина символом братства (близкие друзья — начинающие поэты А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист И. И. Пущин).
Уже первые сохранившиеся стихотворения свидетельствуют о мастерстве Пушкина. Он ориентируется по преимуществу на французскую легкую поэзию, К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского, но учитывает и другие образцы.
ПЕТЕРБУРГ
Петербургский период (лето 1817 — весна 1820) проходит бурно: формально числясь по Коллегии иностранных дел, Пушкин не обременен службой. Продолжается дружба Пушкина с П.Я. Чаадаевым, он общается с убежденным противником крепостничества Н. И. Тургеневым. ), пишет стихи в высокой гражданственной традиции, отказывается от безоглядного карамзинизма и отдает должное исканиям поэтов—архаистов. Молодой словесностью Пушкин осознается как признанный лидер. Итогом этих лет стала поэма «Руслан и Людмила».
Жуковский сразу по прочтении поэмы признает в Пушкине «победителя—ученика», а прозвучавшие позднее упреки не отменяют огромного успеха.
Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина. Пушкин был вызван к военному губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу и, сознавшись в том, что загодя уничтожил крамольные стихи. Тронутый рыцарским жестом, Милорадович обещал царское прощение. Пушкин был откомандирован в распоряжение наместника Бессарабии генерал—лейтенанта И. Н. Инзова.
ССЫЛОЧНЫЙ НЕВОЛЬНИК
Встретившись в Екатеринославе с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев. Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний», контакты с членами тайных обществ способствовали как росту политического радикализма, так и творческому увлечению Дж. Байроном.
Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско—одесский период далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанрово—стилистических традициях. В Кишиневе был начат «Евгений Онегин» — «роман в стихах», рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и о духовно—интеллектуальной эволюции автора.
Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспекти и реакция в России, изучение «чистого афеизма» привели Пушкина к кризису 1823—24; мотивы разочарования, близкого отчаянию, охватывают не только сферу политики, но получает и метафизическое обоснование. В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.
На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П. А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает. Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршее прощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание к истории и фольклору, далеким культурам, новое открытие ценностей любви, дружества, простого и грустного бытия, убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта, трезвый скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.
В НАДЕЖДЕ СЛАВЫ И ДОБРА
В суматохе междуцарствия Пушкин намеревался нелегально прибыть в Петербург, но в последний момент переменил планы. 13—14 декабря 1825 написан «Граф Нулин». Известия о восстании, арестах и следствии вызвали у Пушкина сложные чувства: товарищеское сострадание к декабристам соединялось с признанием сложившейся ситуации, надежды на освобождение.
8 сентября 1826 Пушкин был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I, результатом которой стало взаимное признание; император взял на себя цензуру пушкинских сочинений. Пушкин, отдавая должное преобразованиям Николая, сохранил верность друзьям.
Свободно заняв «государственническую» позицию, Пушкин не желал ставить свой дар на какую—либо службу, что вело к внешне парадоксальному соседству стихов гражданских и отстаивающих абсолютную свободу творчества.
Оправдание действительности не гарантировало от внешних конфликтов. Отношения с императором были далеки от намеченной идеальной модели. Стремление к твердому общественному статусу оказалось трудно реализуемым — отсюда «охота к перемене мест»; отсюда мотивы одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом «равнодушной природы», судьбы, деспотизма; отсюда же мотивы расчета с прошлым и надежды на спасительную новую любовь.
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ
В 1830 Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицы—бесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородская губерния). «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» — ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости и поискам новых путей.
САМОСТОЯНЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Первое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в Царском Селе. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны — предмет его постоянных размышлений, отразившихся в эпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Общение с Жуковским и Н. В. Гоголем, взаимно стимулировало обращение к фольклору. Вопрос о сложных, чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народом становится для Пушкина важнейшим. Большинство оставшихся нереализованными замыслов, планов, отрывков обычно «эпичны» по форме и «лиричны» по сути.
ПОЕДИНОК
Семейная жизнь радовала (имел четверых
детей), но была осложнена отношениями
с двором и светским обществом. Петербургская
жизнь вводила в расходы, не искупаемые
высокими гонорарами за редкие публикации.
Ориентированный на культурную элиту
журнал «Современник», как и «История
Пугачева», успехом у публики не пользовался.
Духовная независимость Пушкина, его культурно—государственная
стратегия, установка на особые отношения
с государем, личная честь и презрение
к бюрократическо—
Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге; у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек.
Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности — центральные вопросы русской литературы. "Проклятыми вопросами" назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми — ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это — залог бессмертия человечества, прочу, что вечная жизнь духа в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.
Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути Человека: со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.
ЮНОСТЬ
Так, юность не может не узнать себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо днем сегодняшним, стремясь возможно более полно исчерпать все радости, которые он нам несет , ибо кто знает, что будет завтра?! Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой сточке стихотворения 1814 года "Пирующие студенты":
«Друзья! досужный час настал;
Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья! почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков
Без них мы пить умеем».
Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура бросившего в века девиз : "Живи сегодняшним днем!"
Жизнь ценна лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела, пока души полны огня и желаний. Великолепно сформулировано кредо тех лет в послании:
«Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.
Пусть остылой жизни чашу
Тянет медленно другой;
Мы ж утратим юность нашу
Вместе с жизнью дорогой».
Так ставится знак равенства между юностью и жизнью.
ПРОЩАНИЕ С ЮНОСТЬЮ
Информация о работе Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина