Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 12:57, реферат
Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.
Философские мотивы
в литературе включают в себя размышления
о взаимоотношениях личности и общества,
человека и мира, раздумья о смысле
жизни, поиски нравственного, духовного
совершенства и многие другие.
Для произведений
Михаила Юрьевича Лермонтова характерны
мотивы тоски, разочарования, одиночества.
И это не отражение только каких-то черт
личности именно этого автора, но своеобразная
«примета времени». Разрыв между реальной
действительностью и идеалом представлялся
непреодолимым, поэт не видел приложение
не только собственным силам, но и силам
всего поколения. Неприятие действительности,
обличение пороков, жажда свободы - темы,
которые занимают важное место в лирике
Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим,
объясняющим взгляды поэта является мотив
одиночества.
Уже в ранней
лирике отражается мотив одиночества.
Лирический герой испытывает разобщенность
с действительностью, с землей и
небом «Земля и небо», «Я не для
ангелов и рая» он замкнут, угрюм,
любовь его чаще безответна. Все
это обусловило нарастающее чувство
безысходного одиночества. Лермонтов
создает горькие, проникнутые пессимизмом
строки: «Гляжу назад - прошедшее ужасно;
Гляжу вперед - так нет души родной». И
парус, ставший символом лермонтовской
лирики, отнюдь не случайно «одинокий».
Даже в программном для автора стихотворении
«Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое
поколение, сознательно раскрывая его
«грядущее», которое «иль пусто, иль темно»,
Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников,
но уже смотрит на них несколько со стороны.
Белинский, отмечавший,
что «эти стихи написаны кровью, они вышли
из глубины оскорбленного духа», был, безусловно,
прав. И страдание поэта вызвано не только
отсутствием в обществе «внутренней жизни»,
но и в том, что его ум, его душа тщетно
искали отклика. Лермонтов пытался найти
кого-либо, способного его понять, но ощущал
лишь разочарование, растущее чувство
одиночества. В стихотворении «И скучно,
и грустно» Лермонтов не только говорит
о своем разочаровании в обществе, людях,
но и искренне сожалеет о том, что «некому
руку подать в минуту душевной невзгоды».
Именно об этом произведении Белинский
писал: «Страшен... этот потрясающий душу
реквием всех надежд, всех чувств человеческих,
всех обаяний жизни».
В отличие от
Пушкина в лирике Лермонтова нет
упоения жизнью, столь свойственного
романтизму воспевания, вакхических радостей:
«Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок»
- шедевры творчества поэта. Но те же мотивы
усталости, безысходности, одиночества,
непонятости отразились и в стихотворении
«Никто словам моим не внемлет... Я один...»,
в котором уже первая строка поражает
читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом
произведение «Из Гете», созданное в 840
году, оканчивается строками:
Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного
Отдохнешь и
ты.
Для Лермонтова
оказываются неразрывна связанными понятия
«покой» и «одиночество». И это коренным
образом отличает его лирику от пушкинской,
для которой чрезвычайно характерно другое
сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества,
как мне кажется, получил в произведении
«Выхожу один я на дорогу...». Ощущение
одновременно и единства с миром, и полной
отделенности от людей поразительно:
Уж не жду
от жизни ничего я
И не жаль мне
прошлого ничуть.
Я ищу свободы
и покоя,
Я б хотел
забыться и заснуть...
Мечта лирического
героя, а во многом и самого автора, в том,
чтобы не просто слиться с природой, но
и слушать «сладкий голос», поющий о любви
«всю ночь, весь день».
Мотив избранности,
понимание внутреннего родства
с трагическими героями своего времени,
как мне представляется, - еще один
аспект темы одиночества. Лермонтов пишет:
Нет, я не Байрон,
я другой. Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой. И в
этом произведении выражается в одно
и то же время и острая жажда
единения с отчизной, и невозможность
обретения «покоя». Поэту близок образ
«странника», который «приюта на время...
может с тоскою глубокой...»
Но в ответ
«чинара молодая» произносит слова,
не оставляющие надежды: «иди себе дальше;
о странник! Тебя я не знаю!».
Мотивы одиночества
и непонятости особой силы, на мой
взгляд, достигают в программном
для Лермонтова стихотворении «Пророк».
Лирический герой
произведения, провозглашающий «любви
и правды чистые ученья», вынужден удалиться
в пустыню. Там обретает он покой,
там слушают звезды, «лучами радостно
играя». Но пророк не нужен людям, которые
не только не желают его слушать, но и изгоняют
его, презирают. По мнению автора, такова
судьба истинных пророков, да и любой творческой
личности в обществе.
Один из известных русских поэтов Николай Гумилев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя светилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцающий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние лирика поэта сохранила и до наших дней.
Информация о работе Философские мотивы в творчестве Лермонтова