Философские мотивы в творчестве Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 12:57, реферат

Описание работы

Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.

Файлы: 1 файл

Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Философские мотивы в литературе включают в себя размышления  о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного  совершенства и многие другие. 

Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества. 

Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность  с действительностью, с землей и  небом «Земля и небо», «Я не для  ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все  это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад - прошедшее ужасно; Гляжу вперед - так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны. 

Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни». 

В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет  упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» - шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет... Я один...», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками: 

Не пылит дорога, 

Не дрожат листы. 

Подожди немного 

Отдохнешь и  ты. 

Для Лермонтова оказываются неразрывна связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу...». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей порази­тельно: 

Уж не жду  от жизни ничего я 

И не жаль мне  прошлого ничуть. 

Я ищу свободы  и покоя, 

Я б хотел  забыться и заснуть... 

Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день». 

Мотив избранности, понимание внутреннего родства  с трагическими героями своего времени, как мне представляется, - еще один аспект темы одиночества. Лермонтов пишет: 

Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в  этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда  единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время... может с тоскою глубокой...» 

Но в ответ  «чинара молодая» произносит слова, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!». 

Мотивы одиночества  и непонятости особой силы, на мой  взгляд, достигают в программном  для Лермонтова стихотворении «Пророк». 

Лирический герой  произведения, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться  в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но пророк не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мнению автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе. 

Один из известных русских поэтов Николай Гумилев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя светилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцающий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние лирика поэта сохранила и до наших дней.


Информация о работе Философские мотивы в творчестве Лермонтова