Французский реалистический роман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Французская литература первой половины 20 века богата значительными художественными открытиями, яркими именами поэтов, драматургов и романистов.Зачастую новая эпоха связана не с числом на календаре, а с событием, происходящим в это время. Таким событием стала Первая мировая война 1914-1918 годов, заставившая по-другому взглянуть на многие явления и процессы. Новая эпоха ознаменовалась появлением многих литературных течений и школ. Движением литературной жизни было отражено в количестве художественных манифестов, деклараций и проектов. Но нас данной работе интересует только реалистическое направление .Обратимся к термину: реализм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

Файлы: 1 файл

фр рел ром.docx

— 27.01 Кб (Скачать файл)

Французская литература первой половины 20 века богата значительными художественными открытиями, яркими именами поэтов, драматургов и романистов.Зачастую новая эпоха связана не с числом на календаре, а с событием, происходящим в это время. Таким событием стала Первая мировая война 1914-1918 годов, заставившая по-другому взглянуть на многие явления и процессы. Новая эпоха ознаменовалась появлением многих литературных течений и школ. Движением литературной жизни было отражено в количестве художественных манифестов, деклараций и проектов.

Но  нас  данной работе интересует только реалистическое направление .Обратимся к термину: реализм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

Реалистическая  традиция( Золя, Толстой,Бальзак) как известно, не только не прерывалась во Франции XX века, но, напротив, давала о себе знать бессмертными творениями Ромена Роллана, Барбюса, Мартен дю Гара и других крупных романистов довоенного периода. Послевоенная Франция также породила ряд сильных и талантливых произведений, реалистически отражающих драмы и устремления современного поколения французов, прошедших через вторую мировую войну, нацистскую оккупацию, и те настроения разочарования и утраты иллюзий, которые многие честные люди страны испытали в годы, последовавшие за подъемом Сопротивления и освобождением Франции от нацистского ига.  
Обращаясь к социальной теме, к конкретной общественной среде, которая всегда была неотъемлемым атрибутом реалистического романа, современные романисты совершенно естественно обращаются и к такому традиционному реалистическому жанру, как жанр многотомного семейного романа-хроники типа "Форсайтов" или "Семьи Тибо", трактующего тему разложения буржуазной семьи; или к роману, отражающему события только что пережитой войны, как в свое время "Разгром" Золя или "Огонь" Барбюса отразили войны 1870 и 1914 - 1918 годов. Немалое значение, особенно для писателей младшего поколения, имеет роман о судьбах молодого человека в современной буржуазной действительности - роман "утраченных иллюзий", созданный еще Бальзаком и Стендалем и постоянно обновляемый последующей плеядой великих французских реалистов (Мопассан, Флобер, Роллан, Мартен дю Гар и др.). 
 
Разумеется, этими темами не исчерпывается все многообразие современной литературы критического реализма

A теперь более подробно хотелось бы остановиться на творчестве трех наиболее интересующих нас авторов 20-30х годов 20 века : Aнри Барбюса, Ромена Роллана,Мартена дю Гара.

Aнри Барбюс 
Aнри Барбюс родился 17 мая в Аньере. Видный французский писатель и общественный деятель, завоевавший широкую известность реалистическими антивоеными романами.Барбюс занимает особое место во французской литературе. Продолжатель традиций критического реализма, он стал вместе с тем основоположником литературы социалистического реализма во Франции. Анри Барбюс - писатель нового типа, жизнь и деятельность которого связаны с революционной борьбой пролетариата. Он говорил: «Чтобы не изменить своему долгу человека и своим обязанностям творца художественных ценностей, писатель должен неразрывно связать свою творческую работу с борьбой за общественный прогресс, который в наши дни воплощается в форме прогресса социалистического». В 1895 г. появился сборник стихотворений Барбюса «Плакальщицы», пессимистическая настроенность которого была скорее близка к декадентам. В романе «Умоляющие» (1903)также преобладают пессимистические настроения. Герой его, Максимилиан, - индивидуалист, замыкающийся в кругу собственных переживаний, ищет истину в «человеческом сердце». Роман «Ад» (1908) дает более реалистическую картину жизни. Этот большой роман композиционно состоит из ряда жизненных сцен, которые герой наблюдает через щель в комнате парижской гостиницы. В сборнике новелл «Мы», созданном в те же годы, еще более отчетлива реалистическая линия. Особенно правдивы рассказы ; этого сборника, осуждающие войну, шовинизм и колониализм. В рассказе «Коварная луна» описывается, как два патруля из одной воинской части, участвующей в Балканской войне, при свете луны не узнав своих, расстреливают друг друга. Трагическая гибель солдат раскрывает бесчеловечность войны. В рассказе «Орден» солдат, получивший орден Почетного легиона за участие в уничтожении африканской деревни, вспомнив о Своих «геройствах», среди которых ему особенно запомнилось убийство «негритянской парочки» - двух влюбленных, стыдливо прячет орден «как украденную вещь». Своеобразным дневником фронтовой жизни Барбюса являются его «Письма с фронта». В романе «Ясность» (1919) показан процесс революционизирования сознания человека.

 

«ОГОНЬ»

Первым  романом, в котором война показана с беспощадной правдивостью стал «ОГОНЬ» (1916 год)Этот роман – произведение документальной художественной прозы(одним из основоположников и стал Барбюс). Многие страницы его романа представляют собой фрагменты фронтовых писем и дневниковых записей. Герои произведения – люди, которых Барбюс узнал на фронте, в госпитале, где лежал после ранения.Он слушал и записывавал рассказы раненых, в том числе тех, кого перевозил на машине Красного Креста, работая санитаром на фронте.

Перед нами  - дневник одного взвода, возглавляемого капитаном Бертраном. Рассказчик говорит от своего имени, но чаще употребляет «МЫ».Поскольку судьба одного сливается с судьбой всего взвода, создавая единство. В романе Барбюса создан образ коллективного героя.     Война свела на полях сражения людей разных возрастов, различных политических убеждений, различных профессий, но связанных общей непоправимой судьбой: рабочего - капрала Бертрана, шахтеров с Севера Франции Адольфа Бекюва и Потерло, крестьянина-батрака Ламюза, возчика Паради, посыльного из магазина Барка. Всех их оторвали от родных очагов. И вот, пока смерть их пощадила, понуро бредут они, с трудом переставляя ноги, по опаленным дорогам боев, измученные вконец голодом и усталостью. Перед глазами читателя проходят кровавые будни войны, бесконечное однообразие бед, потрясающие драмы, многие тысячи ни в чем не повинных жертв.    

Солдаты начинают доискиваться истины, они хотят понять и трезво, опираясь на собственный опыт, оценить  смысл происходящего, "они трепещут, стараясь разжечь в себе свет мудрости и воли", проникнуть мысленным  взором "за пределы настоящего времени". Они осознают теперь, что война - это насилие и издевательство над здравым смыслом, что она  противна самой человеческой природе.     

Роману «Огонь» была присуждена Гонкуровская премия.

Ромен Роллан (1866 - 1944) - величайший художник XX в., создатель "нового искусства для нового общества", утвердивший в нем героическое, действенное начало; "Человек Человечества", защитивший вечные гуманистические ценности в мире, раздираемом ненавистью и насилием; духовный вождь европейской интеллигенции, призвавший ее к объединению в борьбе против войны и фашизма.Еще юношей Роллан определил для себя основное нравственное правило: "никогда не переставать искать Истину". Жизнь и творчество писателя, наполненные страданием и борьбой, сомнениями и иллюзиями, победами и утратами, и были такими поисками истины, "пути к своему народу, чтобы пустить корни".Ромен Роллан одним из первых на Западе приветствовал Октябрьскую революцию. Он выступил в защиту Советской России, разоблачая блокаду как преступление, раскрывающее «лживость так называемых демократий Европы и Америки» (статья «Против блокады»-1919). Но, восприняв Великую Октябрьскую революцию как событие огромного международного значения, Роллан отвергал «насилие», революционную диктатуру пролетариата.

Роллан  завоевал признание как романист, драматург и т.д. еще до Первой Мировой войны.

Он  начал публиковать свои драматические  циклы «Трагедии веры» и «Театр революции»

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Наиболее  известное произведение — роман «Жан-Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи. В 1914 году был завершен роман «Кола Брюньон» - гимн народному характеру. ». В художественных произведениях военных лет проявилась противоречивость мировоззрения писателя. Так, в романе «Клерамбо» (1916-1920), как и в публицистических статьях, Роллан отрицает войну, разоблачает шовинистов.

В аллегорической пьесе-памфлете «Лилюли» (1919), пользуясь приемами сатиры, Роллан показывает силы, породившие и развязавшие войну. В пьесах «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927) отдается дань пессимистической концепции истории-круговорота. В 20-е годы Роллан создает книги об Индии - «Жизнь Рамакришны», «Жизнь Вивекананды», «Махатма Ганди». в 1934 г., Роллан пишет статью О Владимире Ильиче - «Ленин.

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

ОЧAРОВAННAЯ ДУШA

Cамым значительным произведением Роллана, написанным в период между двумя войнами является роман «Очарованная душа» (1922-1933) Состоит из четырех книг: первая - «Аннета и Сильвия» (1921), вторая - «Лето» (1922-23), третья - «Мать и сын» (1925-26) и последняя - «Провозвестница» (1929-33). Это роман о судьбе женщины на протяжении 40 лет.Главная героиня «Очарованной души», Аннета Ривьер, принадлежит к авангарду того поколения женщин, которому во Франции пришлось упорно пролагать себе дорогу к независимому положению в борьбе с предрассудками и злой волей своих спутников-мужчин. С особой силой в романе звучит тема матери

В начале романа молодая Аннета не знает  жизни, отгорожена от нее богатством отца. Ее не интересует политика, хотя из свободолюбия «ей суждено было принимать сторону угнетенных». Смерть отца заставляет ее стать самостоятельной. И уже в этот период в характере Аннеты проявляются необыкновенные для ее среды качества: чувство собственного достоинства, цельность натуры заставляют ее сопротивляться обычаям буржуазного круга, не подчиняться господствующей морали. Так, ей претит буржуазная семья Бриссо, в которой «умело сочетали благоговейное отношение к своим принципам с благоговейным отношением к своим выгодам». Аннета не желает стать собственностью Бриссо, отказаться от самостоятельной духовной жизни и поэтому порывает с ним. Разорение способствует началу новой жизни Аннеты. Погоня за куском хлеба, «борьба тружеников между собой, вырывание друг у друга крох», унизительное положение - все тяготы нищеты испытала Аннета, как и другие бедняки-интеллигенты; «на дне души незаметно скапливалась усталость -от долгих лет беспощадного труда и борьбы». Но, несмотря на это, героиня обретает смысл жизни в труде. Благодаря трудовой жизни она познает неблагополучие общества, противоречия его. Работа делает Аннету сильной, мужественной, независимой. Аннета смело выступает против шовинизма. Она стремится помочь дружбе француза Жермена и немца Франца.

В дальнейшем центральное место в  романе рядом с Аннетой занимает ее сын Марк. Роллан показывает еще  один аспект жизни своей героини - сложные отношения с сыном, материнские  заботы, но вместе с тем и стремление обоих отстоять свою духовную независимость. По мере возмужания Марка Роллан раскрывает историю жизни юноши, судьба которого олицетворяет судьбу передовой молодёжи послевоенного поколения. В поисках  смысла жизни, в поисках правды Марк вначале идет путем, проторенным  его матерью, но затем роли меняются - Аннета следует за Марком. Отправная  позиция Марка строится на принципе «сам по себе» В тяжелый период жизни, «в обстановке, гибнущего мира», распада буржуазной цивилизации, Марк встречается с русской девушкой Асей; вместе с ней в роман входит тема «нового мира». В образе Аси и другого носителя «русской темы» - Джанелидзе много надуманного и нежизненного. Роллан в те годы имел весьма смутное представление о характере русского революционера, о советских людях. Ася - дочь белоэмигранта.

Но  Марк начинает все больше понимать, что позиция интеллигентов, защищающих «независимость духа», фальшива и бездейственна. Жизнь героя обрывается в тот момент, когда он приходит к весьма важным выводам, которые помогли бы ему стать революционером-коммунистом. Деятельность Марка вызывает бешеную ненависть реакционных сил, которые расправляются с ним руками итальянских фашистов. Смерть сына окончательно решает судьбу поддерживавшей его во всем Аннеты: происходит «второе рождение» героини. «Она научилась понимать его миссию лучше, чем понимал он сам... Аннета не колебалась. Она подхватила знамя. Нельзя оставаться вне битвы».

Аннета  «продолжает восхождение с той  самой ступеньки, на которой остановилась нога ее сына». Она становится активным борцом-антифашистом, выступает в  народных собраниях, побуждая людей  к действию. Она - член многих антифашистских и антимилитаристских организаций. Главное же, Аннета воспитывает молодежь -г- внука Ваню, дочь Жюльена Жорж и других, которые сменят ее и Марка, - она подготавливает будущее.

Мартен  дю Гар. 
Роже французский писатель. Происходил из семьи судейских чиновников. Получил образование в Эколь де Шарт — высшем архивно-историческом учебном заведении. С самого начала писателя привлекала проблема становления человеческой личности, формирования характера. Пафос романа «Жан Баруа» (1913, русский перевод 1958) — в утверждении идеалов демократии и философии материализма. Распад человеческих отношений под влиянием золота рисуется в повести «Старая Франция» (1933, русский перевод 1934). 
 
Главное произведение — многотомный роман «Семья Тибо» выступил как новый вариант романа о войне и мире, (Нобелевская премия, 1937; русский перевод 1936, 1959, 1972), начат в жанре семейной хроники («Серая тетрадь», 1922; «Исправительная колония», 1922; «Солнечная пора», 1923; «День врача», 1928; «Сестрёнка», 1928; «Смерть отца», 1929), которая перерастает в политический роман, в широкую картину французской действительности начала 20 века. «Семья Тибо» завершалась в 30-е годы («Лето 1914 года», 1936; «Эпилог», 1940), в обстановке движения Народного фронта. Под пером М. дю Г. рассказ о распаде буржуазной семьи перерастает в историю упадка целого класса. Жизненный путь главы семейства Оскара Тибо, пришедшего к полному «очерствению», — характерный пример того, как общество калечит человека. Различным формам эгоизма, индивидуализма писатель противопоставляет идеал гармоничной деятельного человека. Антуан Тибо, талантливый детский врач, в конце 1-й мировой войны 1914—1918 перед смертью находит в себе силы осудить избранный им путь компромиссов. Младший из братьев Жак от протеста против семейного деспотизма приходит к революционной деятельности и трагически гибнет, пытаясь в одиночку преградить путь империалистической войне. В лице Жака Тибо автор создал образ бунтаря и подвижника, выступающего против буржуазного общества. В «Лете 1914 года» даётся строго документированное описание подготовки 1-й мировой войны империалистическими державами, показан крах 2-го Интернационала. 
 
Как романист М. дю Г. стремится к максимальной объективности, его герои раскрываются в действии и диалоге. Его произведениям присущи характерные черты французской классической литературы: широта социальной панорамы, этический пафос, ясность мысли и чёткость её выражения. В создании крупных человеческих характеров, в стремлении постигнуть «диалектику души» французский писатель опирался на опыт своего любимого автора — Л. Н. Толстого. Творчество М. дю Г. знаменует существенные сдвиги в развитии французского критического реализма. В годы 2-й мировой войны 1939—45 писатель занимал антифашистскую патриотическую позицию. В «Автобиографических и литературных воспоминаниях» (1955) он защищает реалистические взгляды на искусство.


Информация о работе Французский реалистический роман