Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:21, доклад
Сны в романе Чернышевского играют очень важную роль, они несут на себе определенную функциональную нагрузку. Первые три сна Веры Павловны играют сюжетообразующую роль.
Сны в романе Чернышевского играют очень важную роль, они несут на себе определенную функциональную нагрузку. Первые три сна Веры Павловны играют сюжетообразующую роль.
В первом сне она видит, как выходит из подвала, как излечивается от паралича. Таким образом, автор наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь Верочки в доме у матери равносильна жизни в подвале и болезни, которая являет собой паралич. Но затем девушка выходит из подвала и выздоравливает, что также наталкивает читателя на мысль о том, что вскоре Верочка вырвется из-под опеки матери, а именно выйдет замуж.
Во втором сне Веры Павловны прослеживается мысль автора о том, что люди делятся на две категории по критерию злости. Есть люди, которые истинно являются злыми и ничто их не изменит, они злы от природы. Но есть и второй тип людей, такие как, Марья Алексеевна – мать Верочки. Таких людей обстоятельства заставляют быть злыми, и при других обстоятельствах жизни, такие люди не были бы злыми, а были бы добрыми и несли бы радость в окружающий мир. Этот сон также выполняет сюжетообразующую функцию. Именно через «Второй сон Веры Павловны» читатель узнает о спорах в лопуховском кружке по поводу естественнонаучных трудов немецкого химика Либиха, о философских дискуссиях, о реальных и фантастических желаниях людей, о законах исторического прогресса и гражданской войне в Америке. В домашнем молодежном «университете», усвоив мысль о том, что «жизнь имеет главным своим элементом труд», Вера Павловна приняла решение организовать трудовое товарищество нового типа.
Третий сон Веры Павловны
также выполняет
Четвертый сон Веры Павловны
несколько отличается по своей смысловой
нагрузке, потому что несет в себе
не сюжетообразующую роль, а наполнен
идейно-философским содержанием, которое
отражает взгляды самого Чернышевского.
Таким образом, Чернышевский выбрал удобную
форму, чтобы рассказать о социальном
составе русского общества, которое резко
разделяется на богатых и бедных. Получается
такое сравнение: хорошая почва («реальная
грязь») — это здоровая жизнь людей труда
(«...жизнь имеет главным своим элементом
труд, а потому главный элемент реальности
— труд, и самый верный признак реальности
— дельность»).
Как на хорошей почве («грязи») при соответствующих
условиях (тепле, солнце, орошении) может
вырасти хороший колос пшеницы, так и условия
трудовой жизни обеспечивают прочную
основу нормального развития общества
и высокие морально-психологические качества
человека. И наоборот, отсутствие труда
в жизни людей — явление нездоровое, ненатуральное,
фантастическое.
«Гнилая», «фантастическая грязь» — это
жизнь господствующих классов. Паразитизм
подтачивает основы общества, искажает
морально-этический облик людей. Как же
возвращать здоровье таким полянам, которые
имеют гнилую почву, «фантастическую грязь»?
Как добиться уничтожения общественного
неравенства? Ответ на первый вопрос в
романе один: необходимо провести дренаж,
то есть механическими средствами обработать
землю и отвести лишнюю воду с заболоченных
мест. Ответ на второй вопрос дан иносказательно:
необходима революция. Таков художественный
смысл сновидений Веры Павловны. Примером
сна, в котором выражено утопическое светлое
будущее, служит последний сон героини.
Она видит совершенно иной мир, в котором
всё подчинено общим интересам.
В этом мире не существует семьи и собственности.
Вера Павловна видит перед собой громадное
здание, стоящее «на фоне нив и лугов, садов
и рощ, с широкими галереями, громаднейшими,
великолепнейшими залами, способными
вместить тысячи посетителей и в часы
обеда и во время вечернего отдыха». Кругом
фонтаны, оранжереи, стекло, оркестр, хор,
певцы, разнообразные и богатые костюмы
гостей, великолепная сервировка обеденного
стола.
Все эти праздничные детали в картине
будущей жизни простых людей, умеющих
работать и отдыхать после трудового дня
сегодня, кажутся странными, идиллическими,
невозможными. Но писатель верил в возможность
этого будущего и всеми силами старался
его приблизить.
Информация о работе Функция снов в романе Чернышевского "Что делать?"