Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 05:41, биография
Описание работы
Происхождение Александра Сергеевича Пушкина идёт от разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Ратше[6][K 2]. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом[8].
Вскоре после приезда Пушкина
в Михайловское у него произошла крупная
ссора с отцом, фактически согласившимся
на негласный надзор за собственным сыном.
В конце осени все родные Пушкина уехали
из Михайловского[38].
Вопреки опасениям друзей, уединение
в деревне не стало губительным для Пушкина.
Несмотря на тяжёлые переживания, первая
Михайловская осень была плодотворной
для поэта, он много читал, размышлял, работал[38]. Пушкин часто навещал соседку
по имению П. А. Осипову
в Тригорском
и пользовался её библиотекой[39] (отец Осиповой, масон, соратник
Н. И. Новикова, оставил большое собрание
книг). С михайловской ссылки и до конца
жизни его связывали дружеские отношения
с Осиповой и членами её большой семьи.
В Тригорском в 1826 году Пушкин встретился
с Языковым,
стихи которого были ему известны с 1824
года.
Пушкин завершает начатые в
Одессе стихотворения «Разговор
книгопродавца с поэтом», где формулирует
своё профессиональное кредо, «К
морю» — лирическое раздумье о судьбе
человека эпохи Наполеона
и Байрона, о жестокой власти исторических
обстоятельств над личностью, поэму «Цыганы»
(1827),
продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824
года он возобновляет работу над
автобиографическими записками, оставленную
в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывает
сюжет народной драмы «Борис
Годунов» (окончена 7
(19) ноября 1825,
опубликована в 1831),
пишет шуточную поэму «Граф
Нулин». Всего в Михайловском поэтом
создано около ста произведений.
В 1825
году встречает в Тригорском племянницу
Осиповой Анну
Керн[K 4], которой, как принято считать,
посвящает стихотворение «Я
помню чудное мгновенье…».
Через месяц после окончания
ссылки он вернулся «вольным в покинутую
тюрьму» и провёл в Михайловском около
месяца. Последующие годы поэт периодически
приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской
жизни и писать на свободе. В Михайловском
в 1827 году Пушкин начал роман «Арап Петра
Великого»[40].
В Михайловском поэт также приобщился
к игре в бильярд, хотя выдающимся игроком
он не стал, однако, по воспоминаниям друзей,
орудовал кием на сукне вполне профессионально[41].
После ссылки
В ночь с 3 на 4 сентября 1826
года в Михайловское прибывает нарочный
от псковского губернатора Б. А. Адеркаса:
Пушкин в сопровождении фельдъегеря
должен явиться в Москву, где в то время
находился Николай
I, коронованный 22 августа.
8 сентября, сразу же после
прибытия, Пушкин доставлен к
императору для личной аудиенции.
Беседа Николая с Пушкиным
происходила с глазу на глаз[42]. Поэту по возвращении из
ссылки гарантировалось личное высочайшее
покровительство и освобождение от обычной цензуры.
Именно в эти годы возникает
в творчестве Пушкина интерес к личности Петра
I, царя-преобразователя. Он становится
героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме
Ганнибале, и новой поэмы «Полтава».
В рамках одного поэтического произведения
(«Полтава») поэт объединил несколько
серьёзных тем: взаимоотношений России
и Европы, объединения народов, счастья
и драмы частного человека на фоне исторических
событий. По собственному признанию Пушкина,
его привлекли «сильные характеры и глубокая,
трагическая тень, набросанная на все
эти ужасы»[43]. Опубликованная в 1829 году,
поэма не нашла понимания ни у читателей,
ни у критиков. В черновой рукописи статьи
«Возражения критикам „Полтавы“» Пушкин
писал:
Самая зрелая изо всех моих
стихотворных повестей, та, в которой всё
почти оригинально (а мы из этого только
и бьёмся, хоть это ещё и не главное), —
«Полтава», которую Жуковский, Гнедич,
Дельвиг, Вяземский предпочитают всему,
что я до сих пор ни написал, «Полтава»
не имела успеха[44].
К этому времени в творчестве
поэта обозначился новый поворот. Трезвый
исторический и социальный анализ действительности
сочетается с осознанием сложности часто
ускользавшего от рационального объяснения
окружающего мира, что наполняет его творчество
ощущением тревожного предчувствия, ведёт
к широкому вторжению фантастики, рождает
горестные, подчас болезненные воспоминания,
напряжённый интерес к смерти.
В то же время после его поэмы
«Полтава»
отношение к нему в критике и среди части
читательской публики стало более холодным
или критичным[45].
В 1827
году началось расследование по
поводу стихотворения «Андрей Шенье»
(написанного ещё в Михайловском в 1825),
в котором был усмотрен отклик на события
14 декабря 1825[46], а в 1828
правительству стала известна кишинёвская
поэма «Гавриилиада».
Дела эти были по высочайшему повелению
прекращены после объяснений Пушкина[47], но за поэтом был учреждён
негласный полицейский надзор.
В декабре 1828 года Пушкин знакомится
с московской красавицей, 16-летней Натальей
Гончаровой. По собственному признанию,
он полюбил её с первой встречи. В конце
апреля 1829 года через Фёдора
Толстого-Американца Пушкин сделал
предложение Гончаровой. Неопределённый
ответ матери девушки (причиной была названа
молодость Натальи), по словам Пушкина,
«свёл его с ума». Он уехал в армию Паскевича,
на Кавказ, где в то время шла война с Турцией.
Свою поездку он описал в «Путешествии
в Арзрум». По настоянию Паскевича, не
желавшего брать на себя ответственность
за жизнь Пушкина, оставил действующую
армию, жил некоторое время в Тифлисе[48]. Возвратившись в Москву,
он встретил у Гончаровых холодный приём.
Возможно, мать Натальи боялась репутации
вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным,
его бедности и страсти к игре[49].
Болдино
Основная статья: Болдинская
осень
Портрет Н. Н. Пушкиной работы Александра
Брюллова (1831—1832 гг.)
Пушкин чувствует необходимость
житейских перемен. В 1830
году повторное его сватовство к Наталье
Николаевне Гончаровой было принято,
и осенью он отправляется в нижегородское
имение своего отца Болдино
для вступления во владение близлежащей
деревней Кистенево, подаренной отцом
к свадьбе. Холерные карантины задержали
поэта на три месяца, и этой поре было суждено
стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей
точкой пушкинского творчества, когда
из-под его пера вылилась целая библиотека
произведений: «Повести покойного Ивана
Петровича Белкина» («Повести
Белкина»), «Опыт драматических
изучений» («Маленькие
трагедии»), последние главы «Евгения
Онегина», «Домик
в Коломне», «История
села Горюхина», «Сказка
о попе и о работнике его Балде»,
несколько набросков критических статей
и около 30 стихотворений.
Среди болдинских произведений,
словно нарочито непохожих одно на другое
по жанру и тональности, особенно контрастируют
друг с другом два цикла: прозаический
и драматический. Это два полюса его творчества,
к которым тяготеют остальные произведения,
написанные в три осенних месяца 1830.
Стихотворные произведения
этого периода представляют всё разнообразие
жанров и охватывают широкий круг тем.
Одно из них — «Румяный критик мой…» перекликается
с «Историей села Горюхина» и настолько
далеко от идеализации деревенской действительности,
что было впервые опубликовано лишь в
посмертном собрании сочинений под изменённым
названием («Каприз»)[50].
«Повести
Белкина» явились первым из дошедших
до нас завершённым произведением пушкинской
прозы, опыты к созданию которой предпринимались
им неоднократно. В 1821
году он сформулировал основной
закон своего прозаического повествования:
«Точность и краткость — вот первые достоинства
прозы. Она требует мыслей и мыслей — без
них блестящие выражения ни к чему не служат».
Эти повести — также своеобразные мемуары
обыкновенного человека, который, не находя
ничего значительного в своей жизни, наполняет
свои записки пересказом услышанных историй,
поразивших его воображение своей необычностью.
«Повести…» знаменовали собой завершение
начавшегося в 1827 году с «Арапа Петра Великого»
становления Пушкина как прозаика. Цикл
определил как дальнейшее направление
творчества Пушкина: последние шесть лет
его жизни он обращался преимущественно
к прозе, так и всего, до сих пор не развитого
русского художественного прозаического
слова[51][52].
Петербург 1831—1833
Уменьшенное факсимиле
рукописи Пушкина (проза)
А. С. Пушкин. Портрет работы П. Ф. Соколова
(1831)
В это же время Пушкин принимал
активное участие в издании «Литературной
газеты» (газета выходила с 1 января
1830 г. по 30 июня 1831 г.) своего друга издателя А. А. Дельвига.
Дельвиг, подготовив первые два номера,
временно выехал из Петербурга и поручил
газету Пушкину, который и стал фактическим
редактором первых 13 номеров[53]. Конфликт «Литературной
газеты» с редактором полуофициозной
газеты «Северная
пчела» Ф. В. Булгариным,
агентом Третьего
отделения, привёл, после публикации
газетой четверостишия Казимира
Делавиня о жертвах Июльской
революции, к закрытию издания.
18 февраля (2 марта) 1831 венчается
с Натальей Гончаровой в московской церкви Большого
Вознесения у Никитских
ворот. При обмене кольцами кольцо
Пушкина упало на пол. Потом у него погасла
свеча. Он побледнел и сказал: «Всё — плохие
предзнаменования!»[54].
Сразу после свадьбы семья Пушкиных
ненадолго поселилась в Москве на Арбате,
дом 53 (по современной нумерации; сейчас музей).
Там супруги прожили до середины мая 1831
года, когда, не дождавшись срока окончания
аренды, уехали в столицу, так как Пушкин
рассорился с тёщей, вмешивавшейся в его
семейную жизнь[55]:62.
На лето Пушкин снял дачу в Царском
Селе. Здесь он пишет «Письмо Онегина»,
тем самым окончательно завершая работу
над романом в стихах, который был его
«спутником верным» на протяжении восьми
лет жизни.
Новое восприятие действительности,
наметившееся в его творчестве в конце 1820-х
годов, требовало углублённых занятий историей:
в ней следовало найти истоки коренных
вопросов современности. В 1831
году ему разрешено работать в архивах.
Пушкин снова поступил на службу в качестве
«историографа», получив высочайшее задание
написать «Историю Петра». Холерные бунты,
ужасные по своей жестокости, и польские
события, поставившие Россию на
грань войны с Европой, представляются
поэту угрозой российской государственности.
Сильная власть в этих условиях кажется
ему залогом спасения России — этой идеей
вдохновлены его стихотворения «Перед
гробницею святой…», «Клеветникам
России», «Бородинская
годовщина». Последние два, написанные
по случаю взятия Варшавы, вместе со стихотворением
В. А. Жуковского «Старая песня на новый
лад» были напечатаны специальной брошюрой
«На взятие Варшавы» и вызвали неоднозначную
реакцию. Пушкин, никогда не бывший врагом
какого-либо народа, друживший с Мицкевичем,
тем не менее не мог смириться с претензиями
восставших на присоединение к Польше
литовских, украинских и белорусских земель[56]:236. По-разному отнеслись к отклику
Пушкина на польские события его друзья:
отрицательно Вяземский и А. И. Тургенев.
22 сентября 1831 года в своём дневнике Вяземский
писал:
Пушкин в стихах своих: Клеветникам России кажет им шиш
из кармана. Он знает, что они не прочтут
стихов его[K 5], следовательно, и отвечать
не будут на вопросы, на которые отвечать было
бы очень легко даже самому Пушкину. <…>
И что опять за святотатство сочетать Бородино
с Варшавою?
Россия вопиет против этого беззакония[57].
Чаадаев
же направил после публикации стихов их
автору восторженное письмо, его позицию
разделяли и ссыльные декабристы[56]:232, 236. Вместе с тем Ф.
В. Булгарин, связанный с III отделением,
обвинял поэта в приверженности либеральным
идеям.
С начала 1830-х
годов проза в творчестве Пушкина
начинает превалировать над поэтическими
жанрами. «Повести Белкина» (изданы в 1831)
г. успеха не имели. Пушкин замышляет широкое
эпическое полотно — роман из эпохи пугачёвщины
с героем-дворянином, перешедшим на сторону
бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется
из-за недостаточных знаний той эпохи,
и начинается работа над романом «Дубровский»
(1832—33),
герой его, мстя за отца, у которого несправедливо
отняли родовое имение, становится разбойником.
Благородный разбойник Дубровский изображён
в романтическом ключе, остальные действующие
лица показаны с величайшим реализмом[58]. Хотя сюжетная основа произведения
почерпнута Пушкиным из современной жизни,
в ходе работы роман всё больше приобретал
черты традиционного авантюрного повествования
с нетипичной в общем-то для русской действительности
коллизией. Возможно, предвидя к тому же
непреодолимые цензурные затруднения
с публикацией романа, Пушкин оставил
работу над ним, хотя роман был и близок
к завершению. Замысел произведения о
пугачёвском бунте вновь привлекает его,
и, верный исторической точности, он прерывает
на время занятия по изучению Петровской
эпохи, штудирует печатные источники о Пугачёве,
добивается ознакомления с документами
о подавлении крестьянского
восстания (само «Дело Пугачёва»,
строго засекреченное, оказывается недоступным),
а в 1833
г. предпринимает поездку на Волгу
и Урал,
чтобы воочию увидеть места грозных событий,
услышать живые предания о пугачёвщине.
Пушкин едет через Нижний
Новгород, Казань
и Симбирск
на Оренбург,
а оттуда на Уральск,
вдоль древней реки Яик,
переименованной после крестьянского
восстания в Урал.
7 января 1833
года Пушкин был избран членом Российской
академии одновременно с П. А. Катениным,
М. Н. Загоскиным, Д. И. Языковым и А. И. Маловым.
Осенью 1833
года он возвращается в Болдино.
Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое
короче, нежели три года назад, но по значению
она соразмерна Болдинской осени 1830
года. За полтора месяца Пушкин завершает
работу над «Историей
Пугачёва» и «Песнями
западных славян», начинает работу
над повестью «Пиковая
дама», создаёт поэмы «Анджело»
и «Медный
всадник», «Сказку
о рыбаке и рыбке» и «Сказку
о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
стихотворение в октавах «Осень».
Петербург 1833—1835
Родословное древо Пушкиных,
(акварель, неизвестный художник, начало
XIX века; центральный музей А. С. Пушкина)
В ноябре 1833 года Пушкин возвращается
в Петербург,
ощущая необходимость круто переменить
жизнь и прежде всего выйти из-под опеки
двора.
Подлинный прибор Пушкина из
музея на Мойке,
12, Санкт-Петербург
Накануне 1834
года Николай
I производит своего историографа
в младший придворный чин камер-юнкера.
По словам друзей Пушкина, он был в ярости:
это звание давалось обыкновенно молодым
людям. В дневнике 1 января 1834 года Пушкин
сделал запись:
Третьего дня я пожалован в
камер-юнкеры (что довольно неприлично
моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N.
N. [Наталья Николаевна] танцовала в Аничкове[59].
Тогда же была запрещена публикация
«Медного
всадника». В начале 1834 года Пушкин
дописал другую, прозаическую петербургскую
повесть — «Пиковая
дама» и поместил её в журнале «Библиотека
для чтения», который платил Пушкину
незамедлительно и по высшим ставкам.
Она была начата в Болдине и предназначалась
тогда, по-видимому, для совместного с В. Ф. Одоевским
и Н. В. Гоголем альманаха
«Тройчатка».
25 июня 1834 года Пушкин
подаёт в отставку с просьбой
сохранить право работы в архивах,
необходимое для исполнения «Истории
Петра». Мотивом были указаны
семейные дела и невозможность
постоянного присутствия в столице.
Прошение было принято с отказом
пользоваться архивами, таким образом,
Пушкин лишался возможности продолжать
работу. Следуя совету Жуковского,
Пушкин отозвал прошение[60]. Позднее Пушкин просил отпуск
на 3—4 года: летом 1835 года он писал тёще,
что собирается со всей семьёй ехать в
деревню на несколько лет. Однако в отпуске
ему было отказано, взамен Николай I предложил
полугодовой отпуск и 10000 рублей, как было
сказано, «на вспоможение». Пушкин их не
принял и попросил 30000 рублей с условием
удержания из своего жалования, отпуск
ему был предоставлен на четыре месяца.
Так на несколько лет вперёд Пушкин был
связан службой в Петербурге[61]. Эта сумма не покрывала
и половины долгов Пушкина, с прекращением
выплаты жалованья приходилось надеяться
только на литературные доходы, зависевшие
от читательского спроса. В конце 1834 —
начале 1835 года вышло несколько итоговых
изданий произведений Пушкина: полный
текст «Евгения Онегина» (в 1825—32
роман печатался отдельными главами),
собрания стихотворений, повестей, поэм,
однако все они расходились с трудом. Критика
уже в полный голос говорила об измельчании
таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской
литературе. Две осени — 1834 года (в Болдине)
и 1835 года (в Михайловском) были менее плодотворны.
В третий раз поэт приезжал в Болдино осенью
1834 года по запутанным делам имения и прожил
там месяц, написав лишь «Сказку
о золотом петушке». В Михайловском
Пушкин продолжал работать над «Сценами
из рыцарских времён», «Египетскими ночами»,
создал стихотворение «Вновь я посетил».