Герой нашего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:51, сочинение

Описание работы

“Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа “Герой нашего времени”, — нарисовать образ своего современника, “каким он его понимает и... часто встречал”. Роман состоит из пяти частей. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа.

Файлы: 1 файл

Герой нашего времени.docx

— 15.45 Кб (Скачать файл)

“Герой  нашего времени”, — говорит Лермонтов  в предисловии к роману, — точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа “Герой нашего времени”, — нарисовать образ своего современника, “каким он его понимает и... часто встречал”.

Роман состоит из пяти частей. Каждая из них  представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Главный герой этого произведения, который встречается нам на протяжении всего романа, является молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Мы не узнаем о герое все с первых страниц, автор на протяжении всего романа, в разных жизненных ситуациях, в столкновении с людьми разных социальных слоев и национальностей, раскрывает его сложный и противоречивый характер.

В первой главе, в главе «Бела» происходит первая встреча читателя с главным героем.  Мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера. Это не подробное описание героя, а скорее личное впечатление Максима Максимыча о Печорине: “Славный был малый... только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один...”

В “Максиме Максимыче” Печорина описывает  проезжий офицер, человек, который по своему культурному уровню близок Печорину. Здесь мы видим довольно подробный  портрет с некоторыми психологическими замечаниями. Автор нарисовал фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица. Особое внимание он уделяет описанию глаз героя: “...они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных, ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском... То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный...” Портрет настолько красноречив, что перед нами встает зримый образ человека, много пережившего и опустошенного.

  В оставшихся трех повестях  рассказ ведется от первого  лица. Автор  публикует журнал  Печорина, то есть его дневники.

  Дневники начинаются с Тамани, где еще совсем молодой, герой  переживает романтическое приключение.  Он полон жизни, доверчив, любопытен,  жаждет приключений. 

  В “Княжне Мери”  Печорин  сам себя характеризует, он объясняет, как сформировались у него дурные свойства: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался, завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...”

  В ночь перед дуэлью Печорин  спрашивает себя: “зачем я жил?  для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и,  верно, было мне назначение  высокое, потому что я чувствую  в душе моей силы необъятные...”  Это понимание своего предназначения  в жизни за несколько часов  до возможной смерти является  кульминацией не только повести  “Княжна Мери”, но и всего  романа “Герой нашего времени”.

  В повести “Фаталист” герой мучительно ищет ответ на вопрос: можно ли изменить судьбу? Он испытывает свою судьбу. Ему никто не приказывал обезоруживать убийцу, и вообще не его это дело. Но он хочет проверить, зависит ли что-нибудь от человека? Если сегодня ему предопределено остаться живым, то он останется живым. И ничто не сможет изменить это предопределение. Поэтому он идет на смертельно опасный эксперимент и остается жив.

Печорин ищет опасности, стремится к активной жизни и «глубоко страдает», так как не может найти своих единомышленников.  Характер Печорина отличается крайней противоречивостью, которая не дает ему жить. Автор рисует сильную, волевую натуру, жаждущую деятельности. Печорин говорит: «Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоречий сердцу или рассудку». С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, живущий «из любопытства», с другой — в нем огромная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце. «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», — говорит герой.

Однако  у него горячее сердце, способное  понимать и любить природу. «0т соприкосновения  с ней, — говорит Печорин, —  какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко!»

И все-таки, одно из главных его отрицательных качеств – эгоизм. Он заботится только о самом себе, никакие иные вопросы его не занимают. Из первых главы видно его отношение к людям, как он поступает с Бэлой, обменяв ее на лошадь, как впоследствии он бросает растерянного Максима Максимыча, которому хотелось вновь встретиться со старым другом др.

Но  Печорин не бессердечный эгоист, он способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру, Получив ее последнее  письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Чернеца  и помчался в Пятигорск, но так  и не смог доехать. Чувства не совсем остыли в душе Печорина. Он постоянно  ищет самого себя в водовороте жизни, но не может найти. Так как он сам  не понимает, куда девать свою душевную силу, он всю жизнь острит над  глупцами, тревожит сердца неопытных  барышень, вмешивается в чужие  сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности.

Я так думаю, в названии романа звучит некая ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором он живет. Автор наделил своего героя не наилучшими качествами, при этом по сравнению с окружающими его людьми Печорин куда лучше их всех. Лермонтов не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Он хочет указать на пороки находящиеся среди общества. Поэтому  Печорин — это герой своего времени,  в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.

 

 


Информация о работе Герой нашего времени