Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:41, сочинение
Одним из наиболее ярких ранних произведений Горького, в котором он также переосмысливает традиционные представления о добре и зле, красоте и силе, но в несколько другом аспекте, является рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее собственной жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием автора-рассказчика. Единым целым эти три части делает основная идея произведения — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.
Cочинение «Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»»
Одним из наиболее ярких ранних
произведений Горького, в котором
он также переосмысливает
* «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам. И те, которые не находят их для
себя, — … не понимают жизни, потому что,
кабы люди понимали жизнь, каждый хотел
бы оставить после себя свою тень в ней.
И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно
», — говорит умудренная жизненным опытом
Изергиль.
Эти ее слова, обращенные к рассказчику,
звучат упреком скучной, пошлой жизни
многих поколений людей, без следа исчезнувших
с лица земли. В то же время эти слова объясняют
смысл легенды о Ларре (его имя означает
«отверженный, выкинутый вон»), помогают
лучше понять мятежную душу самой Изергиль,
которую пугает судьба отверженного сына
орла, отбрасывающая тень на ее собственную
жизнь (ведь и сама Изергиль из числа гордых
и свободолюбивых героев). От этих слов
тянется ниточка и к легенде о бессмертном
подвиге Данко.
Мысль автора в рассказе «Старуха Изергиль»
движется от образа сильного и красивого
эгоиста Ларры, живущего только для себя,
от образа самой Изергиль, живущей только
своими страстями, — к образу Данко, живущего
и совершающего подвиг ради других людей.
И Ларра, и Данко — сильные личности, но
Ларра в духе ницшеанского «сверхчеловека»
считает себя человекобогом, которому
«все позволено» , он хочет иметь все и
сохранить себя цельным, ничем не жертвуя.
Данко же совершает подвиг самопожертвования
ради людей, которые смирились, «испуганные
смертью», и уже готовы были принять рабскую
жизнь, принести в дар врагу самое дорогое
— свою волю. Одиночество Ларры оборачивается
для него страшным наказанием, так как
оно противоестественно для любого человека.
Ларра жинет тысячи лет, и одиночество
иссушило его душу, как солнце «выпушило
его тело, кровь и кости».
Автор осуждает Ларру как носителя эгоистической
идеи, в то же время он осуждает и старуху—
носителя идеи жизни ради удовлетворения
своих страстей. Но и подвиг Данко также
не оценен людьми по достоинству. Движимый
чувством сострадания и любви к людям,
он целеустремленно идет вперед, но его
порыв в большой степени эмоционален,
ему не хватает могучей силы разума, и
поэтому подвига героя недостаточно, чтобы
преобразить несовершенных людей и пробудит
ь в них высокую духовность. II все же автор
симпатизирует именно Данко. Потому что
его поступок был совершен от великой
любви к людям, и, несмотря на то что нашелся
«осторожный» человек, потушивший горящее
сердце, искры его светятся, они не померкли.
Потому что гордое сердце Данко было «факелом
великой любви к людям».
На фоне этих легенд история жизни старухи
Изергиль — яркой и своевольной в любви
женщины — тоже приобретает смысл притчи.
Этот образ содержит в себе ничуть не меньше
свободы, полета души, чем образы Лойко
и Радды, Ларры, Данко и многих других.
Жизнь Изергиль, наполненная «жадной любовью»,
была подчинена этой ненасытной страсти.
Но в любви она была свободнее и не позволяла
ни унижать себя, ни подчинять чьей-либо
воле.
Мотив прозрения связан с образом слушателя
(автора-рассказчика), которому открывается
истина.
Рассказ обрамляется его просьбами к Изергиль
поведать, о чем он не имеет пока представления.
А в конце он «думал о великом горящем
сердце Данко и человеческой фантазии,
создавшей столько красивых и сильных
легенд». Произведения Горького зажигают
наши сердца великой любовью к людям, стремлением
к свободе, жаждой живой, полноценной жизни.
И роль самого автора, особенно в ранних
его произведениях, сводится к тому, чтобы
стать некой путеводной звездой, открывающей
человеку его собственную душу, озаряющей
его жизненный путь, наполняющей ее особым
смыслом. Через пленительную красоту романтических
образов писатель ведет человека к духовному
преобразованию, через прекрасные истории
красивых, гордых, смелых героев Горький
открывает перед нами историю нашей собственной
жизни, наши стремления, наше предназначение.
Человеку необходимо прекрасное — иначе
поймет ли он свое предназначение? Человеку
нужен подвиг — иначе поймет ли он, что
сердце должно пылать? Человеку нужен
Сокол — иначе он так и будет возлежать,
распластавшись на ложе своей судьбы…
Горький дает нам это прекрасное, этот
подвиг, посылает нам этого Сокола.
Информация о работе Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»