Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:54, курсовая работа
В данной курсовой работе мной поставлена цель: раскрыть проблему гуманизма в творчестве Чарльза Диккенса, которая, на мой взгляд, является актуальной и интересной для рассмотрения. Творчество этого писателя всегда представляло интерес не только для литературоведов, но и для обычных людей разных социальных групп и возрастов. В его романах нас так привлекает его юмор и точное, проникновенное понимание людей, их психология и та доброта и любовь, которую дарит им Диккенс. Диккенс с особой контрастностью воплощает английский художественный гений, особенности национального менталитета, богатство английского языка.
1.Введение 3
2.1.Биография 5
2.2.Вера в людей в творчестве Диккенса 7
2.3.Особенности гуманизма в творчестве Чарльза Диккенса 9
3.Заключение 13
4.Используемая литература. 15
5.Используемые сайты. 15
Московский Государственный Университет Печати имени Ивана Федорова
Факультет издательского дела и журналистики
Кафедра истории литературы
Курсовая работа
на тему «Гуманизм творчества Чарльза Диккенса»
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение 3
2.1.Биография 5
2.2.Вера в людей в творчестве Диккенса 7
2.3.Особенности
гуманизма в творчестве
3.Заключение 13
4.Используемая литература. 15
5.Используемые сайты. 15
В данной курсовой работе мной поставлена цель: раскрыть проблему гуманизма в творчестве Чарльза Диккенса, которая, на мой взгляд, является актуальной и интересной для рассмотрения. Творчество этого писателя всегда представляло интерес не только для литературоведов, но и для обычных людей разных социальных групп и возрастов. В его романах нас так привлекает его юмор и точное, проникновенное понимание людей, их психология и та доброта и любовь, которую дарит им Диккенс.
Диккенс с особой контрастностью воплощает английский художественный гений, особенности национального менталитета, богатство английского языка.
Необходимость создания новых методов изучения работ Чарльза Диккенса, исследование роли гуманизма в его творчестве и системный подход к этим исследованиям и поясняет актуальность курсовой работы.
Для раскрытия поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1)Определить роль и значение гуманизма в романах Диккенса;
2)Выявить художественные приемы, использованные писателем;
3)Определить особенности гуманизма Чарльза Диккенса;
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в возможности использовать ее при дальнейшем изучении данной проблемы или как учебного материала при проведении семинаров по истории зарубежной литературы.
Важно отметить, что творчество
Диккенса во многом определялось обстоятельствами
его биографии. Он был выходцем из
семьи бедного мелкого
В своих романах Диккенс писал о том, что так всем хорошо известно каждому: о браке, о ссорах, о семье, о хитрых вдовушках, о должниках, о картежниках, о жизни в целом, такой, какая она есть на самом деле. За что его так и полюбила публика. Более других, Диккенс выражал "совесть" нации. Он изображал самые искренние слезы и самые лучезарные улыбки. Он был таким автором, чьи работы "невозможно было читать без горячей симпатии и заинтересованности".
Чарльз Джон Гаффам Диккенс (англ. Charles John Huffam Dickens, 1812—1870) — английский писатель, один из величайших англоязычных прозаиков XIX века, гуманист, классик мировой литературы, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик.
Честертон дает Диккенсу следующую характеристику: «Диккенс был ярким выразителем, — пишет этот во многом родственный ему английский писатель, — своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы. Все его творчество сияет отражённым светом революции».
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в городке Лендпорт, близ Портсмута. Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со смаком пользовавшимся тем уютом, тем комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии. Своих детей и в частности своего любимца Чарли мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Диккенс унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.
Богатые способности мальчика
восхищали родителей, и артистически
настроенный отец буквально изводил
своего сынишку, заставляя его разыгрывать
разные сцены, рассказывать свои впечатления,
импровизировать, читать стихи и
т. д. Диккенс превратился в
Однако семья Диккенса была вдруг разорена дотла. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой. Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии, влюблённый в себя мальчик попал в тяжёлые условия эксплуатации на фабрику по производству ваксы.
Всю свою последующую жизнь Диккенс считал это разорение семьи и эту свою ваксу величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом. Он не любил об этом рассказывать, он даже скрывал эти факты, но здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным, к нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, которую они встречают сверху, глубокое знание жизни нищеты и таких ужасающих социальных учреждений, как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п. Диккенс вынес из своего отрочества и великую, мрачную ненависть к богачам, к господствующим классам. Колоссальное честолюбие владело юным Диккенсом. Мечта о том, чтобы подняться назад в ряды людей, пользовавшихся благосостоянием, мечта о том, чтобы перерасти своё первоначальное социальное место, завоевать себе богатство, наслаждения, свободу, — вот что волновало этого подростка с копной каштановых волос над мертвенно бледным лицом, с огромными, горящими здоровым огнём, глазами.
Чарльз Диккенс великий народный писатель Британии, творец социального романа в этой стране. Диккенс выступил подлинным «защитником низших классов против высших, карателем лжи и лицемерия», которые свойственны собственническим классам. Гуманизм Чарльза Диккенса, его твердая вера в прекрасное будущее людей делали его произведения близкими его читателям. О своих демократических взглядах сам Диккенс хорошо сказал в своей речи: «Моя вера в людей, которые правят, говоря в общем, ничтожна; моя вера в людей, которыми правят, – беспредельна». Диккенс всегда верил в конечное торжество добра, в победу своей мечты о счастье и справедливости для лучшей части народа – для людей труда.
В романах Диккенса всегда присутствует юмор, комические ситуации, часто используется гротеск в создании героев, например, забавный и необычный мистер Пиквик, который стал уже нарицательным персонажем, как и его друзья [«Записки Пиквикского клуба»]. Критике же подвергается отсталость, закоренелость юридической системы, как Верховный Канцелярский суд [«Холодный дом»], бюрократизм Министерства околичностей [«Крошка Доррит»] , эксплуатация рабочих [«Тяжелые времена»].
Диккенс был реформатором,
он желал нравственного
В своих работах Диккенс противопоставлял зло добру, алчности бескорыстие, стяжателям простых, добродушных людей.
«В произведениях Диккенса, превыше юмора — очаровательного чисто английского; превыше трезвого осознания и несовершенства устройства мира, и тягот повседневной жизни; превыше, подчас, и жесткости, подчас даже и сарказма — превыше всего этого оказывается, действительно, — любовь: нежная, потаенная, грустная, иногда сентиментальная, иногда даже и умилительная, способная вызвать недоверчивую улыбку. Любовь — к каждому отдельному человеку, и понимание его хрупкости и уязвимости, и его незащищенности — и от того для писателя еще более дорогого, можно сказать, драгоценного, можно сказать даже — бесценного.1
Отличительной и основной чертой Чарльза Диккенса, пронизывающей все его творчество, является гуманизм. Диккенс затрагивает вопрос о степени добра в каждом человеке. И именно эта доля сочувствия и добра являет истинную гуманистическую ценность, на которой и держится справедливость. Основа его романов заключается в вере в справедливость и доброту, которые составляют их суть. Например, изображая людей, которые помогали Оливеру [«Оливер Твист»] и относились к нему с добротой, Диккенс хотел показать, что в мир не без хороших людей. Справедливость, в которую так верил Диккенс, всегда присутствовала в его романах: Сайкс, который являл собой жестокость и злость, погибает от своей же петли, а старый еврей, наживавшийся на проституции и кражах, является перед судом.
Думаю, что стоит обратить внимание на еще очень важную деталь: почти все романы Чарльза Диккенса имеют счастливый конец. Это потому, что Диккенс был убежден, что литература имеет воспитательный характер, очень влияет на человека, его сознание. Но счастье обретается героями не посредством материальных ценностей, а обретая гармонию, спокойствие, радость, душевное умиротворение.
«Две основные черты характеризуют все произведения Диккенса и обусловливают их громадную популярность. Это, во-первых, его юмор,- неподражаемый, добродушный юмор, с которым он подходит ко всем явлениям в жизни. Юмор этот в редких случаях переходит в сатиру на общие государственные или общественные учреждения, но гораздо чаще останавливается на изображении отдельных личностей или отдельных пороков, наиболее распространенных в английском обществе. В этом отношении Диккенс имеет много общего с нашим Гоголем. Как Гоголь, на первый взгляд, изображал только отдельные личности, не касаясь общего строя жизни, и в то же время сумел придать своим собакевичам, маниловым, сквозник-дмухановским и прочим типичные черты данной эпохи, данного общества, так что мы видим в его произведениях полную картину дореформенной России, так и Диккенс в своих домби, пекснифах, подснепах дает нам чисто личные типы,- а между тем благодаря этим типам перед нами развертывается скрытая от поверхностного наблюдателя неказистая сторона жизни английского общества с его эгоизмом, самодовольством, лицемерным ханжеством.
Галерея юмористических
портретов, представленных
Вторая черта, отличающая произведения Диккенса,- это глубокая гуманность, можно сказать нежность, с какой он относится ко всему слабому, малому, обиженному судьбой или людьми. Мы встречаем в его романах целый ряд невидных, часто комичных личностей, одаренных чутким, самоотверженным сердцем, скромных героев повседневной жизни; он, не скрывая, выставил напоказ все их слабые, смешные стороны и в то же время сумел заставить нас сочувствовать им, любить их, любить тем сильнее, чем больше мы смеемся над их странностями. В сердцах тружеников, придавленных нуждой, вечно голодных пролетариев, грязных обитателей лондонских трущоб он сумел найти такие сокровища любви, терпения, человечности, что читатель невольно проникается симпатией к ним и вместе с автором охотно прощает им всю житейскую грязь, густым слоем заволакивающую эти сокровища».2
Для Чарльза Диккенса герои его произведений не просто художественные типы, он относится к ним, как к реальным людям, он может тосковать вместе с ними, радоваться их достижениям, осмеять, посочувствовать им. Когда же писатель заканчивает свой роман, ему грустно, что он должен расстаться со своими героями, что он больше не поучаствует в их жизни, больше не будет принадлежать тому миру. Благодаря такому отношению к своим героям, Диккенс, видимо сам того не сознавая в полной мере, изображая одних действующих героев, дарит им свою любовь, доброту, преувеличивает их лучшие качества, а при изображении других, выделяет и подчеркивает все их недостатки и малейшие проступки, ошибки. Именно поэтому читатель получает такое невероятное, глубокое и сильное впечатление от романов Диккенса. Он так же начинает вместе с автором смеяться и плакать, любить и ненавидеть, преклоняться перед добротой и правдой и презирать эгоизм и высокомерие.
«Диккенс не только редко дарил бедняку то, что мы называем умом; он редко дарил это и всем остальным. Ум его не заботил. Он думал о характере, который не только важнее ума, но и намного занятнее.
Для Диккенса важно, что бедные могут веселиться сами и веселить нас. Его мало трогало, учат их или нет. Он говорил о других, самых важных, особенностях их жизни: ее можно вынести, потому что в ней немало поводов для смеха. Бедные у Диккенса не развлекаются друг друга эпиграммами – они развлекают друг друга самим своим естеством. Они несут в дар свою неповторимую личность. В самом священном смысле слова и в самом буквальном они себя отдают. А тот, кто отдает себя, безмерно щедр: он подобен влюбленному, монаху, мученику. Однако почти всегда он еще и дурак.
Все мы знаем людей вроде Тутса [«Домби и сын»]; они примелькались, как трубы на крышах. Из всех человеческих типов этот самый жалкий и скучный. Тутс - тупица, переросток, недоразвитый ученик. Он не успевает в ученье, но хорошо усвоил низменные житейские привычки; он курит, хотя не умеет правильно писать. Трудно точнее и острее изобразить испорченного юнца. Как у всех таких юнцов, у него есть деньги, которые он может тратить на ненужные ему забавы и спорт, ему недоступный. Как все такие юнцы, он втайне щеголяет дешевой драгоценностью, у него есть кольцо. В его образе очень точно схвачено характерное и удивительное сочетание внешней развязности с глубокой, овечьей робостью и облика, и сердца. Схвачено и сочетание веселого образа жизни с бесконечной, безутешной тоской невыразительных глаз. Таков Тутс: мы его знаем, жалеем и сторонимся. Учителя героически терпят его или наказывают с отчаяния. Семья ума не приложит, как с ним быть. Беспринципные паразиты вроде Боевого Петуха водят его за нос. Его презирают даже те, кто живет на его счет. Но Диккенс его не презирает. Не отрицая ни одной из его черт, отталкивающих нас, он делает его привлекательным. Он не скрывает его пороков, но они становятся потрясающими добродетелями, ради которых мы пойдем на край свет. Он не меняет ни одного факта – он меняет атмосферу, весь мир, в котором живет Тутс. И вот Тутс не только нравится нам - мы любим его; мы не только любим – мы почитаем этого жалкого тупицу. Творец, создавший такое, поистине вправе называться божественным».3