Характеристика произведений А.С.Пушкина , вошедших в круг детского чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

С помощью дополнительной литературы дайте общую характеристику произведениям В.А. Жуковского, А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова (по выбору), вошедшим в круг детского чтения.

Файлы: 1 файл

кр по дет лит.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Контрольная работа

 

по детской литературе

 

                                  Работу выполнил (ф. и. о. студента)

Кутлугундина Лариса Николаевна

студент 2 курса заочного отделения  педагогики начального и  специального образования факультета СГУ

группа № 224 город Саратов)

 

дата сдачи работы в  учебную часть "6"декабря 2012 г.

 

Работу проверил (ф.и.о. преподавателя)

                            Гусакова Ольга Яковлевна

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки _________

 

 

 

Саратов 20

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Задание 1. С помощью дополнительной литературы дайте общую характеристику произведениям В.А. Жуковского, А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова (по выбору), вошедшим в круг детского чтения.

 

     Как известно, А.С. Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.

      Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценности».  Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой.

   В ней мы зачастую находим любимые детьми легендарно-сказочные повествовательные сюжеты и сказочную одухотворенность родной природы. Олицетворенная природа у Пушкина живет, действует: 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница-зима.

(«Евгений Онегин».)

 

Или: 

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

(«Зимний вечер».)

 

    И вместе с тем пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения («Кавказ», «Обвал», «Бесы», «Зима, крестьянин, торжествуя…», «Уж небо осенью дышало…», «Гонимы вешними лучами… и др.), передают подлинно русский, национальный взгляд на родную природу, воспевают ее величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое патриотическое чувство, любовь к прекрасному.  Этому содействуют и стихотворения-баллады Пушкина, основанные на национальном легендарном историческом фольклоре: «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Гусар». Приобщая детей к истории родного народа, «Песнь о вещем Олеге» поэтизировала «преданья старины глубокой», рисовала в увлекательных образах ее быт, обычаи, верования и героев.

        Первыми  в круг детского чтения, несомненно, входят сказки.

 Сказки Пушкина пробуждают  симпатии и антипатии читателей,  формируют активное отношение  к своим героям. В поэтике Пушкина,  особенно родственной, оказалась  выразительная динамика народно-сказочного  повествования. У Пушкина каждый  сказочный тип имеет свой неповторимый облик, он художественно индивидуален. В произведениях с потрясающей художественной силой воплотилась гуманистическая идея народной сказки о самозабвенной человеческой любви, способной совершить чудо, преодолеть смерть, торжествовать над силами зла и жестокости. Сказки Пушкина, не имея назидательной интонации, очень поучительны для детей. С народным шутливым акцентом он обращает их внимание на такие пороки, как жадность, леность, ложь, хитрость, вероломство. Но зло обязательно наказывается, а добро побеждает, лечит, воспитывает. В большинстве сказок мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. В тех же сказках, где положительного героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью.

  Поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы. Он пересмотрел все современные эстетические теории, считавшиеся неизменными. Так, сказку Пушкин рассматривает как большой эпический жанр литературы в отличие от многих современных ему писателей, считавших, что это жанр незначительный, мелкий. Создавая сказки, Пушкин обращается не к какому-то одному сюжету, как делали многие его современники, а собирает и обрабатывает наиболее яркие варианты русского и зарубежного фольклора.

     Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества.   Он создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Сказки А.С. Пушкина —  сюжетные произведения, в которых  показан резкий конфликт между светлым  и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832 г. в третьей части «Стихотворений А. Пушкина». Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Она встретила разноречивые отклики. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора...» По цензурным условиям А.С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств: «В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене», и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми.

Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых  ритмико-синтаксических оборотов. Его  стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий. Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинами, лаконичными и зримо-красочными: 

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит…

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах 

 

Энергична и действенна у  Пушкина-сказочника звуковая организация стиха. Значимостью у него обладает каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий полет комара или шмеля.

Море вздуется бурливо.

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге…

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал…

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал

С. Я. Маршак в «Заметках  о сказках Пушкина» дает мудрый совет: «Я не думаю, что мы должны объяснять  ребенку, какое значение имеют в  этих стихах звуки «з» и «ж», характеризующие  полет комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде, чем прочесть стихи детям, должны хорошо услышать все эти «з», «ж», длинное, высокое «и» - в слове «злится» и низкое, гулкое «у» в словах «кружится» и «жужжит».

    Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье». «Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром, славящим торжество добра.

Положительные персонажи  в длительной борьбе побеждают: князь  Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья.

«Сказка о попе и о работнике  его Балде»(при жизни поэта не была напечатана) — сатира на обманывающих народ недобросовестных служителей православной церкви. В ней высмеиваются человеческая жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые поручения, например, собрать оброк с чертей.

У Пушкина сказочные персонажи  психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.

Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны  с его поэтическим мировосприятием. Поэт выступил против вычурности и заумности стиха; он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью.

Пушкинский стих в сказке полон движения. Поэт порою целые строфы строит преимущественно из существительных и глаголов, чтобы передать остроту борьбы:

Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Понатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки  протянул.

В концовке сказки ясно выражено насмешливое отношение к попу. В 1835 г. в журнале «Библиотека  для чтения» появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого.

В «Сказке о рыбаке и  рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев  Гримм есть похожая сказка. Сказка Пушкина представляет собой философское  по замыслу размышление о противостоянии терпеливого добра и агрессивного зла. Не чужд поэт и социальных мотивов. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице.

В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:

«Что ты, баба, белены объелась?»

 

Образ старухи, постепенно выходит  за рамки изображения жадности и  становится символом социального гнета. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к  тиранам. Добро не столько побеждает  зло в открытом противостоянии, сколько пережидает его. Сказка завершается поучительной картиной наказанного по законам высшей справедливости (их выразителем является золотая рыбка) самодурства:

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его  старуха,

А пред нею разбитое корыто.

«Сказка о мертвой царевне  и о семи богатырях» написана в 1833 г. Напечатана впервые в 1834 г. в журнале  «Библиотека для чтения». В ней  особенно четко отразилась гуманистическая  направленность пушкинских сказок. В «Сказке о мертвой царевне» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.

Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству.

В образе царевны-дочери преобладают  романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.

Образ королевича Елисея дан  в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу, и наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние. «Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства.

Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.

В «Сказке о золотом  петушке», которая написана в 1834 г. и  впервые напечатана в 1835 г. (журнал «Библиотека  для чтения»), создан сатирический образ  царя Дадона, который предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку». Именно поэтому бездумно соглашается царь выполнить первую просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. Царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место сластолюбивому восторгу перед шамаханской царицей. В то же время царь показан далеко не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь: «Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон».

Информация о работе Характеристика произведений А.С.Пушкина , вошедших в круг детского чтения