Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 14:11, контрольная работа
Функциональные стили речи — основные, наиболее крупные речевые разновидности, отличающиеся набором языковых средств и обусловленные различными сферами общения.
Понимание связей между коммуникативными качествами речи и языковыми стилями позволяет не только углубить понимание каких-то сторон речевой культуры, но и дает возможность яснее увидеть те участки речи, которые требуют улучшения, а следовательно, и внимания ученых и литераторов и их практических рекомендаций.
Художественный стиль речи находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно – познавательную и идейно – эстетическую функцию.
Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее (например, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворяет некие конкретные человеческие качества, а все вместе они являются «лицом» современной автору России).
Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главную роль играет субъективный момент.
Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми средствами. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык.
Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Узкоспециализированные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности.
Очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно – публицистической речи – как социально – обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувтственные представления (например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение, - свинцовая руда, свинцовая пуля, а в художественной образует метафору, - свинцовые тучи, свинцовая ночь).
Для художественной речи характерна инверсия.
Синтаксический строй отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Но возможно и отклонение от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
Разговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки.
Под непринужденностью общения понимают отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекция, выступление, ответ на экзамене и т. п.), неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например, посторонние лица.
Разговорная речь функционирует лишь в сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т.п. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать и другие темы: например, разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте и др., разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы об общественных учреждениях, например, поликлиниках, школах и т. д.
Разговорно-обиходный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства, но и нейтральные, являющиеся основой литературного языка. Поэтому данный стиль связан с другими стилями, которые также используют нейтральные языковые средства.
В пределах литературного языка разговорная речь противопоставлена кодифицированному языку в целом (кодифицированной речь называется потому, что именно по отношению к ней ведется работа по сохранению ее норм, за ее чистоту).
Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, т. е. Непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например, (Женщина перед уходом из дома) Что мне надевать-то?(о пальто) Вот это, что-ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая эти высказывания, и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идет речь. Таким образом, в разговорной речи внеязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации.
Обиходно-разговорный стиль имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьезной и шутливой.
Синтаксические конструкции имеют также свои особенности. Для разговорной речи типичны построения с частицами, междометиями, построения фразеологического характера: «Тебе говорят-говорят, и все без толку!», «Да куда же ты! Там же грязь!», и проч.
Разговорной речи свойственны эмоционально - экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: «Ничего себе цена! С ума можно сойти!», «Цветов в саду – море!», «Пить хочу! Умру!». Характерно использование слов в переносном значении, например, «В голове у тебя каша!».
Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(ГУФСИН РОССИИ ПО
ПРИКАЗ
г.Тавда
______________
О снятии дисциплинарного взыскания с Иванова Н.Н.
Во время несения службы 25.02.2014г. капитаном Ивановым Н.Н. было совершено нарушение порядка проведения прогулки осужденными, содержащимися в СИЗО, за что ему был объявлен выговор. Дальнейшая служба Иванова Н.Н. проходила без замечаний. 17.05.2014г. во время проведения внепланового осмотра помещений Ивановым Н.Н. было обнаружено пять сотовых телефонов, за что ему была вынесена благодарность от 18.05.2014г. Учитывая изложенное, приказываю:
Снять ранее наложенное дисциплинарное взыскание
выговор, объявленный приказом ГУФСИН ФСИН России по Свердловской области от 25.02.2014г. № 52-к, с капитана внутренней службы Иванова Николая Николаевича, заместителя начальника отдела безопасности ИК-19 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области.
Начальник отдела безопасности ИК-19
Подполковник В.Н.Чурсин
1. Жанр - приказ.
2. Особенности лексики
а) правовая терминология:;
б) отсутствие слов со значением субъективной оценки;
в) употребление слов в основном в прямом значении и в то же время использование изобразительно-выразительных средств лексики: метонимии, метафор, антонимов, синонимов, омонимов и т.д.;
г) устойчивые определительные сочетания: во время проведения внепланового осмотра помещений;
д) глаголы с предписывающим значением в форме инфинитива: приказываю, снять.
3. Особенности морфологии
а) формы мужского рода существительных, обозначающих должности и звания: Начальник отдела безопасности;
б) переход причастий в существительные: осужденными, содержащимися в СИЗО;
в) преобладание инфинитивов: Снять ранее наложенное дисциплинарное взыскание.
4. Особенности синтаксиса
а) используются преимущественно сложные предложения, сложные предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями;
б) пассивные конструкции: во время проведения внепланового осмотра помещений;
в) нанизывание падежных форм: была вынесена благодарность;
г) распространенные предложения: Во время несения службы 25.02.2014г. капитаном Ивановым Н.Н. было совершено нарушение порядка проведения прогулки осужденными, содержащимися в СИЗО, за что ему был объявлен выговор.
Статья газеты «Тавдинская правда» Об административном надзоре
О практике установления административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из исправительных учреждений Тавдинского городского округа.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Во исполнение вышеуказанного, в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего; к совершеннолетним лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при условии их признания в период отбывания наказания злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
В текущем году работники Тавдинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приняли участие в 139 заседаниях Тавдинского районного суда Свердловской области, на которых (ошибка, правильно следует писать «в ходе которых») были рассмотрены заявления администраций поднадзорных исправительных учреждений ГУФСИН России по Свердловской области об установлении административного надзора в отношении осужденных, освобождаемых (ошибка, осужденный освобождается с соблюдением определенных процедур в стенах учреждения и в процессе этого в надзоре не нуждается, а надзор необходим над уже освобожденными) из мест лишения свободы. При этом по результатам рассмотрения указанных заявлений административный надзор установлен 134 осужденным, (стилистически не верно, необходимо было написать процессуальная мера в виде административного надзора установлена в отношении 134 осужденных) из которых 96 отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в состоянии опасного рецидива. По пяти заявлениям администраций исправительных учреждений производства прекращены по различным основаниям.
При освобождении осужденных этой категории информируют об административной и уголовной ответственностях за несоблюдение установленных судом ограничений.
Станислав ФРАНЦКЕВИЧ,
старший помощник Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ученые пришли к твердому убеждению в необходимости различения и разграничения стилей языка и стилей речи, а также в соотнесении с ними стиля художественной литературы. Прочно связаны стили языка и стили речи с социальными функциями языка и с социальной языковой практикой людей во всем ее многообразии. Отчетливо понимается многопризнаковость стилей, невозможность свести различия между ними к какому-то одному, например “окраске”, “экспрессии” и т. Д.;
Понимание связей между коммуникативными качествами речи и языковыми стилями позволяет не только углубить понимание каких-то сторон речевой культуры, но и дает возможность яснее увидеть те участки речи, которые требуют улучшения, а следовательно, и внимания ученых и литераторов и их практических рекомендаций.