Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:39, курсовая работа
Предмет исследования: христианские темы и образы в лирике С. Есенина.
Объект исследования: лирика С.Есенина, статья «Ключи Марии».
Задачи:
изучение биографии поэта, переписки с друзьями;
знакомство с критической литературой по данной проблеме;
анализ лирических произведений поэта.
Введение……………………………......................................................................2
Основная часть:
Сергей Есенин и религия…………………………………………………..3
Образ Христа в лирике…………………………………………………….3
Образ Богородицы…………………………………………………………7
Образ Николая Чудотворца………………………………………………..9
Цветопись в произведениях поэта………………………………………10
Виды художественных образов…………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………...15
Литература………………………………………
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Цветопись в поэзии Есенина связана с образами природы, быта, определяется традициями иконописи. Основным героем есенинской дореволюционной лирики является свет, и здесь поэт следует библейскому и иконописному архетипам.
Голубой цвет – это любимый цвет Есенина. И совпадение это, очевидно, неслучайно, так как синий цвет «голубой» считался цветом символическим, «божественным».
А когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно - красными: «Покраснела рябина, посинела вода».
Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.
Проанализируем цветопись по методике А. П. Журавлева, (цвета в стихотворении определяются по схеме, где каждая гласная буква обозначает определенный цвет) в уже известном нам стихотворении «Осень»:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник – ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Звуко- цветовые соответствия
А, Я — ярко-красный
О, Ё — яркий, светло-желтый или белый 0.109 32
И—светло-синий
Э, Е— светлый желто-зеленый 0.085 19
У, Ю— темный сине-зеленый
Ы—тусклый темно-коричневый или черный 0.018 10
Общее количество букв – 203+32(кол-во ударений)=235
А,Я – 19/235=0.08 0.08/0.117=0.68
О,Ё – 32/235=0.14 0.14/0.109=1.3
И – 18/235=0.08 0.08/0.056=1.4
Э,Е – 19/235=0.08 0.08/0.085=0.94
У,Ю – 12/235=0.05 0.05/0.035=1.4
Ы – 10/235=0.04 0.04/0.018=2.2
Как видим, превышает норму белый цвет, синий, темно-коричневый.
Я, конечно, не художник, но примерно вот в такой цветовой гамме была бы картина, нарисованная по стихотворению Есенина.
Стихотворение «Пойду в скуфье смиренным иноком» сочетает природную и иконную семантику цветов:
Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком
Туда, где льется по равнинам
Березовое молоко.
Христос в белых одеждах изображается, когда представляется его не только земная, но и небесная сущность. Белый свет ассоциируется с раем.
В стихотворении «Не ветры осыпают пущи…» Есенин создает образ Богородицы – заступницы перед надвигающимися катастрофами:
Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная Мати
С Пречистым сыном на руках.
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа.
На картине присутствуют белый, темно – красный, золотые цвета. В христианстве белый цвет – это цвет святости, духовности и чистоты.
Красный в Христианстве
символизирует кровь Христа, пролитую
ради спасения людей, а, следовательно,
- и его любовь к людям. Синий
(голубой) для христиан символи
Зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности человека).
Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха (красный в определенных ситуациях также символизировал грех - неправедную кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти", смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.
Коричневый
и серый были цветами
Символика цветов подчеркивает священность природы, благодать, царящую вокруг. Цветопись уточняет, делает глубже многие образы лирики Есенина.
В статье «Ключи Марии» Есенин разделял художественные образы на три вида: заставочные, корабельные и ангелические.
Заставочный образ – это метафора. Корабельный – развернутое сравнение. Ангелический образ - реализованная метафора. В ранней лирике Есенина встречаются образы всех трех типов, созданные на основе христианской символик. Заставочные образы: «ивы- кроткие монашки», «хаты- в ризах образа», «схимник-ветер». Корабельный образ: «Край родной – поля, как святцы». Ангелические образы: «Троицыно утро, утренний канон, В роще по березам белый перезвон», «У лесного аналоя воробей Псалтырь читает», «Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас».
Заключение
Герои дореволюционной лирики Есенина связывают небо и землю, являются проводниками процессов горнего мира в мир дольний, являют собой гармоничные образы. Персонажи есенинских произведений сочетают архетипичные, иконные, живописные черты, становясь символами, знаками времени. Поэзии С. Есенина присуща специфическая религиозность. «Христианское» начало у него отождествляется с «крестьянским», а Россия для Есенина – прежде всего древняя патриархальная «Русь», своего рода застывшее время и пространство.
Литература
Информация о работе Христианские темы и образы в поэзии Сергея Есенина