Христианские темы и образы в поэзии Сергея Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: христианские темы и образы в лирике С. Есенина.
Объект исследования: лирика С.Есенина, статья «Ключи Марии».
Задачи:
изучение биографии поэта, переписки с друзьями;
знакомство с критической литературой по данной проблеме;
анализ лирических произведений поэта.

Содержание работы

Введение……………………………......................................................................2
Основная часть:
Сергей Есенин и религия…………………………………………………..3
Образ Христа в лирике…………………………………………………….3
Образ Богородицы…………………………………………………………7
Образ Николая Чудотворца………………………………………………..9
Цветопись в произведениях поэта………………………………………10
Виды художественных образов…………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………...15
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

изучение христианских мот.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

И прячется в  саду малиновая слива

Под тенью  сладостной зеленого листка…

Тогда смиряется  души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье  я могу постигнуть на земле,

И в небесах  я вижу Бога.

  1. Цветопись в произведениях поэта

  Цветопись в поэзии Есенина связана с образами природы, быта, определяется традициями иконописи. Основным героем есенинской дореволюционной лирики является свет, и здесь поэт следует библейскому и иконописному архетипам.

Голубой цвет – это любимый цвет Есенина. И совпадение это, очевидно, неслучайно, так как синий цвет «голубой» считался цветом символическим, «божественным».

     А когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно - красными: «Покраснела рябина, посинела вода».

     Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.

Проанализируем цветопись по методике А. П. Журавлева, (цвета в стихотворении определяются по схеме, где каждая гласная буква обозначает определенный цвет) в уже известном нам стихотворении «Осень»:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник – ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

 

Звуко- цветовые соответствия

 

А, Я — ярко-красный                                                      0.117      19

О, Ё — яркий, светло-желтый или белый                   0.109      32

И—светло-синий                                                             0.056      18

Э, Е— светлый желто-зеленый                                      0.085      19

У, Ю— темный сине-зеленый                                        0.035      12

Ы—тусклый темно-коричневый или черный            0.018      10

 

Общее количество букв – 203+32(кол-во ударений)=235

А,Я – 19/235=0.08  0.08/0.117=0.68

О,Ё – 32/235=0.14  0.14/0.109=1.3

И – 18/235=0.08  0.08/0.056=1.4

Э,Е – 19/235=0.08  0.08/0.085=0.94

У,Ю – 12/235=0.05  0.05/0.035=1.4

Ы – 10/235=0.04  0.04/0.018=2.2

Как видим, превышает  норму белый цвет, синий, темно-коричневый.

Я, конечно, не художник, но примерно вот в такой цветовой гамме была бы картина, нарисованная по стихотворению Есенина.

 

Стихотворение «Пойду в  скуфье смиренным иноком» сочетает природную и иконную семантику  цветов:

Пойду в скуфье смиренным иноком

Иль белобрысым босяком

Туда, где льется по равнинам

Березовое молоко.

Христос в белых одеждах  изображается, когда представляется его не только земная, но и небесная сущность. Белый свет ассоциируется  с раем.

В стихотворении «Не  ветры осыпают пущи…» Есенин создает  образ Богородицы – заступницы перед надвигающимися катастрофами:

Я вижу – в  просиничном плате,

На легкокрылых  облаках,

Идет возлюбленная Мати

С Пречистым  сыном на руках.

Она несет  для мира снова

Распять воскресшего  Христа.


На картине присутствуют белый, темно – красный, золотые цвета. В христианстве белый цвет – это цвет святости, духовности и чистоты.

  Красный в Христианстве  символизирует кровь Христа, пролитую  ради спасения  людей,  а, следовательно, - и его любовь к людям. Синий  (голубой) для христиан символизировал  небо,  был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

Зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, весну, цветение природы, юность.  Он доминировал  в  христианском  искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства, искушения, дьявольского  соблазна  (сатане  приписывались  глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит  в  основе  поверья  о  зеленых  глазах,  как знаке завистливости и жадности человека).

 Отношение к черному было,  преимущественно,  негативное,  как цвету зла, греха (красный в определенных ситуациях также символизировал грех - неправедную кровь), дьявола и ада,  а также - смерти. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился  аспект "ритуальной смерти", смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.

       Коричневый  и  серый были цветами простолюдинов.  Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был сугубо,  негативным. Они означали нищету, безнадежность,  убогость, мерзость и т.д.

     Символика цветов подчеркивает священность природы, благодать, царящую вокруг. Цветопись уточняет, делает глубже многие образы лирики Есенина.

  1. Виды художественных образов.

В статье «Ключи Марии» Есенин разделял художественные образы на три вида: заставочные, корабельные и ангелические.

Заставочный образ –  это метафора. Корабельный – развернутое  сравнение. Ангелический образ - реализованная  метафора.  В ранней лирике Есенина  встречаются образы всех трех типов, созданные на основе христианской символик. Заставочные образы: «ивы- кроткие монашки», «хаты- в ризах образа», «схимник-ветер». Корабельный образ: «Край родной – поля, как святцы». Ангелические образы:  «Троицыно утро, утренний канон, В роще по березам белый перезвон», «У лесного аналоя воробей Псалтырь читает», «Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас».

 

 

Заключение

Герои дореволюционной  лирики Есенина связывают небо и  землю, являются проводниками процессов  горнего мира в мир дольний, являют собой гармоничные образы. Персонажи есенинских произведений сочетают архетипичные, иконные, живописные черты, становясь символами, знаками времени. Поэзии С. Есенина присуща специфическая религиозность. «Христианское» начало у него отождествляется с «крестьянским», а Россия для Есенина – прежде всего древняя патриархальная «Русь», своего рода застывшее время и пространство.

 

 

Литература

  1. Атеистический словарь М. « Издательство политической литературы», 1983
  2. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М. «Современник», 1983
  3. Даль В. И. Энциклопедия русского слова М. Изд-во «Эксмо», 2002
  4. Есенин С. А. Собрание сочинений в 3-х томах М. «Правда», 1983
  5. Журавлев А. П. Звук и смысл, М. «Просвещение, 1991
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка М. «Русский язык», 2006
  7. Черкезова М. В. Христианские темы и образы в поэзии Есенина М., «Академия, 2001

 

 

 

 


Информация о работе Христианские темы и образы в поэзии Сергея Есенина