Художественные особенности "Одиссеи" и "Илиады"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 00:18, контрольная работа

Описание работы

Гомер, первый из греческих поэтов, чьи произведения дошли до нас, и, по общему признанию, один из величайших европейских поэтов. О нем самом и о его жизни мы не имеем никаких достоверных сведений.
Ему приписывается создание двух великих эпических поэм, повествующих о героических событиях древней Греции. Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи, а, как показывает современная наука, гомеровские поэмы отражают еще более древние периоды греческой истории

Файлы: 1 файл

GOMER.docx

— 25.84 Кб (Скачать файл)

Гомер, первый из греческих поэтов, чьи произведения дошли до нас, и, по общему признанию, один из величайших европейских поэтов. О нем самом и о его жизни мы не имеем никаких достоверных сведений.

Ему приписывается создание двух великих  эпических поэм, повествующих о героических  событиях древней Греции. Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи, а, как показывает современная наука, гомеровские поэмы отражают еще более древние периоды греческой истории. В древности Гомеру, помимо Илиады и Одиссеи, приписывались авторство и других поэм (от некоторых из них сохранились фрагменты), но современные исследователи обычно считают, что их авторы жили позднее Гомера.

Среди многочисленных литературных произведений древности, дошедших до нашего времени, ни одно из них не оказало такого сильного влияния на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры, как "Илиада" и "Одиссея". Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный  рассказ о том или ином событии из жизни ее героев.

Тексты Илиады и Одиссеи сложны для восприятия современного читателя. Пространство и время, язык написания, сам сюжет и способы раскрытия  героев в поэмах необычны и непривычны.

С первых страниц  читатель оказывается вовлеченным  в мифологические сюжеты, которые  погружены у Гомера в повседневность. В поэмах ощущается целостность  и важность бытия, для нас исчезают неважные вещи, все оказывается в  центре внимания, а вещи и процессы выглядят одинаково. Трудно понять, где главный герой, а где второстепенный, так как автор описывает их с одинаковой тщательностью.

Сражения, которые мы видим на поле боя, тоже разделены на мелкие фрагменты, описанные отдельно друг от друга, однако происходящие в одно и то же время. Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы. Рассказ не возвращается к точке своего отправления. Гомер видит мир на плоскости, а не объемно, он может акцентировать свое внимание на каждом фрагменте в отдельности, приближая его к «зрителю», но одновременно происходящие события никогда не рассказываются одновременно. В этом заключается одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» и Одиссеи.

Композиция Илиады представляет собой чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу  смешиваются, повествование охватывает в качестве событий всего около пятидесяти дней последнего года войны. Но из этого числа надо вычесть те дни, в которые события не отображаются, о них только упоминается (чума в стане ахейцев, пир олимпийцев у эфиопов, погребение героев, надругательство Ахилла над Гектором, приготовление дров для костра Гектора). Таким образом, в "Илиаде" изображаются главным образом только 9 дней из последнего года троянской войны.

«Илиада» - военно-героическая  эпопея, где центральное место  занимает рассказ о событиях. Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Композиция Одиссеи сложнее «Илиады». В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия - это поздняя вставка. В "Телемахии" замечается упадок искусства композиции по сравнению с "Одиссеей". Само путешествие Телемаха и рассказы ему Нестора и Менелая весьма слабо связаны с остальным действием поэмы. Кроме того композиция Илиады линейна, события развиваются последовательно, а в Одиссее композиция кольцевая. О путешествиях Одиссея мы узнаем из его же уст в конце его повествования. Поэма посвящена последним 40 дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало. Однако из книги мы узнаем о 10 годах странствия. Также в Одиссее присутствуют два круга событий, дополнительным кругом является путешествие Телемаха, которое можно назвать малым путешествием. Оно в некотором роде противопоставлено путешествию его отца. Это два совершенно разных мира: мир мифический, наполненный приключениями, чудесами, опасностями,  и мир нормальный, привычный, реальный.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков  вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних  греков, и ей было посвящено много  разных литературных произведений, и, в частности, несколько специальных  поэм. Долгое время события, описываемые в поэмах Гомера, считались вымыслом, красивыми легендами, облеченными в прекрасные стихи, не имеющие под собой никакой реальной основы. Однако усилиями археологов, историков и филологов была воссоздана широкая картина жизни древнегреческих племен в догомеровскую и гомеровскую эпохах.

В обеих поэмах собраны древние  легенды, "рассказы путников" и  свидетельства микенской эпохи.

Сюжеты поэм таким же образом  отличаются друг от друга, как и их композиции. В первом случае повествование занимает война, во втором путешествие. В Илиаде Троя –  центр повествования, в Одиссее центром является сам герой, рассказчик Одиссей. Основной сюжет здесь относится к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении мужа» к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и расстраивает новую свадьбу. С самых первых слов читатель узнает, что речь в первой поэме Гомера пойдет о гневе Ахилла и его последствиях, влияющих на троянскую войну: «Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына» (Перевод В. Вересаева). Из Илиады мы узнаем о войне, о ее причинах, о ее событиях, о сражениях и о подвигах ее героев, о военных обычаях, о допустимых и недопустимых вещах, поэма насыщена реалистическим изображением сцен смерти, жестоких увечий, предсмертных конвульсий. И несмотря на то, что поэма посвящена Троянской войне, о ее итоге мы узнаем лишь во второй поэме. О взятии с помощью хитрости ахейцами Трои рассказывалось в одной из песен "Одиссеи". Слепой певец Демодок, воспевая хитроумного царя Одиссея, излагал всю историю сооружения огромного деревянного коня, внутри которого спрятались храбрейшие из ахейцев, о том, как был захвачен и разрушен «священный» город. Из Одиссеи мы узнаем в подробностях все странствия главного героя, и знаем их итог, также как и в Илиаде знаем причины задержки Одиссея в дороге домой. Одиссей все же добирается до дому, вместе со своим сыном Телемахом перебивает всех женихов, и, подавив мятеж сторонников женихов, воцаряется в своем собственном доме и начинает счастливую мирную жизнь после 20-летнего перерыва.

Кроме того затруднение вызывают сами герои. Читатель  не может понять, кому симпатизирует автор, потому что никакой симпатии к кому-либо из героев в этих эпических текстах мы не найдем. Все максимально объективно, нет положительных и отрицательных героев, нет характеров героев в том смысле, к которому привык современный читатель, нет психологических портретов. И мир устроен везде одинаково.

Даже если мы будем сравнивать ахейцев  и троянцев в Илиаде, мы не сможем отдать кому-либо предпочтение на основе описания их действий, их героев. Мы лишь проникнем в их быт, в их повседневность, в их идеалы. Но они окажутся для  нас на равных. У них нет чувств, но герои Гомера – это проекции тех чувств, которые они выражают, герои рассказывают о чувствах, но будто не испытывают их.

Итак, основные герои. Олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Их заоблачный мир, изображенный в поэме, создан по образу и подобию земного мира. Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться в любое существо и бессмертие. Они такие же как и люди, но они не люди, а выше, чем люди.

Если боги у Гомера, как уже  было отмечено выше, несут в себе все черты обыкновенных людей, то некоторых героев он, в равной степени, наделяет чертами богов. Таков Ахилл, рожденный от богини Фетиды, неуязвимый для стрел и копий, доспехи  которому изготавливает сам бог Гефест. Ахилл и сам как бог. От одного его крика в ужасе обращаются в бегство войска троянцев. Ахилл страшен во гневе, но способен и на сочувствие и великодушие. В отличие от хитроумного, коварного, дипломатичного и практичного авантюриста Одиссея, Ахилл прямолинеен и храбр. Даже зная о своей горькой участи умереть молодым, он всё равно предпринимает этот опасный поход к Илиону. В отличие от Ахилла, подверженного мальчишеским порокам, подверженного вневу, гордыне и некоторой истеричности Гектор, образец эпического героя, почти лишенный каких-либо недостатков.  Он строг, бесстрашен и принципиален, сражаясь за высокое (родину, семью и за свой народ). Гектор сопоставим с Ахиллом еще и в том, что тоже знает: он должен умереть. Агамемнон, в отличие от Гектора, наделен многочисленными пороками. Он тоже храбрый воин, но в тоже время слабохарактерный и жадный, в некотором роде, подстать вечно пирующим и смеющимся олимпийским богам.

Образ Одиссея во второй поэме несколько преображается. Он уже не столько хитрец, сколько страдалец. Недаром Гомер постоянно называет его «многострадальным». Он больше страдалец чем даже хитрец, хотя хитрость Одиссея, кажется, безгранична. Не зря в «Илиаде» он часто действует как лазутчик, переодетым пробираясь в осажденную ахейцами Трою. Главная причина страдания Одиссея – непреодолимая тоска по родине, которую он никак не может достигнуть волею обстоятельств. 

Здесь же Нестор – благоразумный, проницательный; отважный и щедрый душой великан Аякс; Диомед – неунывающий задира; одряхлевший и измученный бедами, но непобежденный Приам; разумная Пенелопа; Андромаха, благороднейшая из юных жен и матерей; Елена, сознающая губительное влияние своей неотразимой красоты и все же не способная ничего изменить, великолепная «роковая женщина»; Парис – юный и дерзкий похититель; мстительный, но отстаивающий свои права Менелай, он в то же время доблестный, обороняющий от троянцев тело убитого Патрокла; ближайший друг Ахиллеса Патрокл, смелый и преданный своему государству; Телемах, в юном возрасте поехавший на поиски отца, проявивший в этом всю сыновнюю любовь и надежду на восстановление семьи и избавление матери от ненавистных женихов.

Как видно, персонажи Илиады обрисованы ярко и живо, они легко узнаваемы. Этому способствует и стилистика обоих произведений. Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. То есть на протяжение всего повествования встречаются одни и те же выражения, что свидетельствует о фольклорности произведений. Кроме того это усиливает отличие одного героя от другого.

От традиционных одинаковых формул, стихов и целых эпизодов следует  отличать повторения, цель которых - еще  раз напомнить слушателю определенную ситуацию. Так, Одиссей повторяет  перед Ахиллом мирные предложения  Агамемнона; Патрокл обращается к Ахиллу с просьбой отпустить его в бой почти в тех же словах, как это посоветовал ему Нестор…

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.   В «Одиссее», где эпитеты нередко сохраняются как традиционный прием, хотя они и противоречат истинным свойствам человека: женихи Пенелопы, несмотря на их бесчинства, все еще «мужественные» и «отважные». Так все вожди - «божественные», «вскормленные богами», троянские женщины - «волочащие одежды»; Зевс - «молниевержец», «тучегонитель», Гера - «волоокая», Аполлон - «сребролукий», «далекоразумный»; Агамемнон - «пастырь народов», Одиссей - «многохитрый», «многоумный», Ахилл - «быстроногий», Гектор «шлемоблещущий».

Эпический художник не просто объективен, он очень деловито подходит к изображаемой им действительности. Обстоятельность, неторопливость повествования (характерная особенность эпического сказания) была возможна только благодаря  любовному вниканию во всякие мельчайшие подробности. Этому способствует ретардация. Наглядное применение эпической ретардации в 19 книге «Одиссеи». Приступившая к оменовению ног Одиссея, Евриклея узнает своего господина, скрывающегося под видом нищего, по шраму на колене. Современный читатель ожидал бы здесь бурного излияния чувств старой няньки, в эпической же поэме разворачивается обстоятельный рассказ о происхождении этого шрама: 
«Но только она подошла к господину, рубец ей 
Бросился прямо в глаза. Разъяренного вепря клыком он 
Ранен был в ногу тогда…» 
 
Только поведав во всех подробностях историю, занимающую свыше 70 стихов, поэт возвращается к состоянию Евриклеи: 
«И веселье и горе проникли старушку, 
Очи от слез затуманились, ей не покорствовал голос».

Одним из самых  замечательных признаков гомеровского эпического стиля являются обильные, часто пространные и почти  всегда складывающиеся в закономерную картину сравнения. Наиболее наглядный пример - описание боя за тело Патрокла (в «Илиаде»,17гл, 735-759), где фактическая сторона дела укладывается в несколько строк: ахейцы отступают, унося тело Патрокла, но троянцы теснят их, и оба Аякса ведут тяжелый бой: 
« Так усердно они уносили Патрокла из боя  
К стану судов мореходных; но бой возрастал по следам их,  
Бурный, подобно как огнь, устремленный на град человеков; 
Вспыхнувши вдруг, пожирает он все; рассыпаются зданья 
В страшном пожаре, который шумит, раздуваемый ветром 
Так и коней колесничных, и воинов меднодоспешных 
Бранный, неистовый шум по следам удалявшихся несся.»; 
перед натиском Гектора и Энея ахейские юноши в панике разбегаются: 
«И как туча скворцов или галок испуганных мчится 
С криками ужаса, если увидят сходящего сверху 
Ястреба, страшную смерть наносящего мелким пернатым,- 
так пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской 
С воплем ужасным бежали, забывши воинскую доблесть».

Стиль обеих поэм представляет собой единое целое.

Заканчиваю разговор о стиле  Гомера словами профессора А.Ф. Лосева: «Все бесчисленные оттенки свободного эпического стиля, содержащиеся у Гомера, даже и невозможно формулировать. Современное  литературоведение далеко еще не обладает таким тонким и развитым аппаратом категорий и терминов, чтобы в них можно было уложить  все это бесконечное разнообразие стилистических методов и намеков  у Гомера».

Поэмы Гомера, несмотря на свою древность, до сих пор восхищают  читателей и вызывают споры ученый. Существует немало тайн связанных с ними, которые вряд ли когда-либо будут раскрыты, множество вопросов вплоть до сегодняшнего дня остаются открытыми. Однако трудно спорить с тем, что их создатель или создатели были гениальны и приложили колоссальные труды к их созданию. Стиль, сюжет, колорит, их  эпохальность, сами герои и, безусловно, мастерство их автора представляют интерес до сих пор и привлекают к себе внимание.


Информация о работе Художественные особенности "Одиссеи" и "Илиады"