Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 06:50, реферат
Цель работы - исследование специфики создания национальной картины мира в прозе Чимита Цыдендамбаева.
Творчество Ч. Цыдендамбаева, представляющее собой одну из ярких страниц в истории бурятской литературы ХХ века, занимает особое место в национальной художественной культуре, так как оно наиболее полно и глубоко выражает этническую ментальность бурят, их этноэстетическую и мировоззренческую природу.
Введение
Главы:
1. «Становление художественного мира»
2. «Жанрово-стилевое своеобразие прозы»
3. «Поэтика повествования малой прозы»
Заключение
Используемая литература
Глава 2
«Жанрово-стилевое своеобразие
прозы Ч. Цыдендамбаева» рассматривается
дальнейшая эволюция эпических жанров
в творчестве писателя, выявляются
особенности поэтики
«Рассказы 1950-60-х годов: проблема
характера» рассматриваются рассказы,
в которых определяющей категорией
поэтики в отражении
В конце 1950-х годов Ч. Цыдендамбаев
обращается к жанру рассказа, который
позволил писателю в малом объеме
изображения ставить и решать
и конкретные, и общие проблемы
человеческого бытия, что достигается
не только характером пространственно-временных
отношений, но и конструктивным построением
прозы, своеобразием авторского, лирического
и комического начал. Рассказ
– это та жанровая форма, в которой,
на наш взгляд, талант писателя проявляется
наиболее ярко. Ч. Цыдендамбаев пробует
известные ему приемы и средства
лаконичного сюжета, экспериментирует,
осваивает рассказ, новеллу, анекдот,
фельетон, сказ. Процессы жанрового
синтеза, обогащения рассказа достижениями
и художественными
Дух бурятской земли, национальной
жизни живет почти во всех рассказах
Ч. Цыдендамбаева. Писатель с его
обостренным интересом к
Герои рассказов Ч. Цыдендамбаева чаще люди немолодые, принадлежащие к тому поколению, которое выросло и впитало в себя формы быта, понятия и привычки этнонационального мира. Писатель прекрасно знал этих людей и писал о них как бы с натуры. Ч. Цыдендамбаев, раскрывая характеры бурятских стариков и старух, был уверен в том, что они и есть носители многих непреходящих ценностей, хотя иногда и подшучивал над ними, над их «несовременностью». Автор со свойственной ему в доброжелательной манере, с тонким юмором, с легкой долей иронии показывал какие-то досадные промахи и недостатки пожилых людей, которые казались таковыми на фоне современной жизни.
Старики интересуют писателя
как сложившиеся личности, носители
и хранители национального
Герои Ч. Цыдендамбаева немного
чудаковатые, немного не от мира сего.
Показывая своих героев в разных
ситуациях, порою смешных, комических
и нелепых, трагических, тем не менее
писатель делает их победителями в
силу их чистоты и цельности
Любимые герои Ч. Цыдендамбаева, натуры деятельные и цельные, покоряют читателя внутренней силой, заражают своей неутомимой энергией. Таковы старик Балдан Санхиров, Самбу-бабай, Улзыто, Борной и многие другие.
Изображая характеры, имеющие
тесную взаимосвязь со средой, писатель
поднимал целый ряд общечеловеческих
и социально-исторических проблем,
таких как роль семейной традиции
и ее преемственность, связь поколений,
своеобразие и специфику
Глава 3
«Поэтика повествования малой прозы» определяется вклад писателя в процесс развития жанровых форм малой прозы, раскрываются особенности ее поэтики повествования, лирико-субъективного начала как проявления авторского сознания.
Период 1950-60-х годов можно
охарактеризовать как период становления
жанрово-стилевой системы прозы
Ч. Цыдендамбаева. У писателя вырабатывается
стилевая манера, в которой ведущее
место принадлежит
В малой прозе указанного периода лирическое, субъективное начало становится не только главной стилевой особенностью, но и жанровой, наблюдается усиление внимания к описаниям и явлениям прошлого, соединяющим разные аспекты восприятия. Лирическая тональность, эмоциональная окраска, иллюзия превращения прошлого в настоящее, характерные для лирического повествования – эти стилевые черты многих рассказов Ч. Цыдендамбаева позволяют отнести их к лирической прозе, возникшей в середине 1950-х годов в советской литературе. Характерными особенностями этого стиля следует считать и условную дистанцию между автором и основным лирическим героем произведения, и форму воспоминаний, которая укрепляет данный факт реальностью своего существования в прошлом. Вместе с тем «история души» (Лейдерман) автора как важное свойство лирической прозы совмещена, сочетается с историей его жизни (отсюда и автобиографизм рассказов). Возникает форма некоего нового стилевого качества – лирико-субъективного или лирико-автобиографического рассказа, в котором ощутимо усиление роли автора.
Приметы лирической прозы обнаруживаются в таких рассказах, как «Ливень в степи» (1960), «О чем я думал возле цветущих черемух» (1969), «Моя первая книга» (1970), «На свадьбе» (1970) и других, в которых повествование ведет герой-рассказчик, отличающийся от автора-повествователя более активным участием в развитии сюжетного действия, т.е. является главным героем произведения. Сюжет в произведениях, причисляемых к лирической прозе, отличается от сюжета в общепринятом понимании. В основе действия эпического произведения - конфликт, сюжет - движущаяся коллизия, чередование и взаимодействие событий и ситуаций. В рассказе «Ливень в степи» (1960) два субъекта речи и два сознания: это автор-повествователь и герой-рассказчик. Рассказ построен как рассказ-воспоминание. К этой разновидности мы можем отнести рассказы «Судьба человека» М. Шолохова, «Фиалка» В. Катаева, «Просто бурятская мать» Ц. Дамдинжапова, «Моя ангарская весна» А. Жамбалдоржиева. В них повествование пронизано саморефлексией и духом самопознания, форма первого лица наделяет произведения наибольшей достоверностью и автобиографизмом.
Рассказ «Ливень в степи»,
безусловно, один из лучших рассказов
Ч. Цыдендамбаева. Он интересен не только
своей оригинальной поэтикой, но и
особенным лирическим видением мира.
Кольцевой принцип композиции, обуславливает
темпоральную организацию рассказа,
построенную на циклическом со- и
противопоставлении временных измерений
(настоящее – прошлое –
Проведенный анализ показал,
что в ранних рассказах писателя
(1950-х годов) преобладает объективный
принцип повествования с
Как становится понятно, выбранный Ч. Цыдендамбаевым жанр рассказа в наибольшей степени отвечает поэтике и стилю писателя как возможность запечатлеть мгновения жизни. Рассказ, таким образом, синтезируя и эпическое, и лирическое, субъективное и объективное начала, формирует творческую индивидуальность писателя, особенности его письма. Поэтика прозы Ч. Цыдендамбаева, как и его эстетическая концепция, индивидуальна и одновременно органически включена в процесс развития бурятской литературы ХХ века.
«Смеховая стихия в рассказах
и романе в новеллах «Охотники
за голубыми гусями» рассматриваются
средства и приемы создания смеховой
атмосферы в прозе Ч. Цыдендамбаева.
Одной из отличительных особенностей
поэтики произведений Ч. Цыдендамбаева
является наличие в них смеховой
стихии. Проза писателя богата различными
оттенками смеха: от легкой усмешки,
жизнеутверждающего, доброго юмора,
иронии, сатиры, сарказма и до гоголевского
«смеха сквозь слезы. Некоторые рассказы
Ч. Цыдендамбаева уподобляются басням
или притчам благодаря
В разделе также рассматривается сатирический роман в новеллах «Охотники за голубыми гусями», написанный в конце 60-х годов. Роман построен по типу «обрамлённых повестей», излюбленному восточной литературной традицией, в частности индийской: в ткань повествования вплетаются законченные эпизоды, которые часто носят характер поучения. В оригинале состоит из 57 отдельных частей с заглавным и подводящим итог новеллами (рамочная композиция), с неизменно воплощающимися в каждой части мотивами, образами и едиными героями.
Обращение Ч. Цыдендамбаева к традициям народной смеховой культуры продуцировало определенный тип образности, позволяющий квалифицировать пространство романа «Охотники за голубыми гусями» как смеховое, с характерными признаками такого пространства: установкой на игру, карнавальностью, «перевернутостью», созданием галереи комических персонажей, особым типом главного героя. В карнавализованном художественном мире романа смех является одним из главных компонентов.
С образом главного героя, борца за правду, поэта в золотистой рубашке, противопоставленного миру обывателей и карьеристов, связана в романе его лирическая струя, которая придает роману жизнеутверждающий настрой. Персонажи романа представляют собой интересную галерею образов: мелких служащих, чиновников, торговых работников, ученых, графоманов с их мнимой добродетелью, порядочностью, образованностью. И все это показано автором ярко, живописно, с юмором и сарказмом: большой торговый начальник, ждущий от поэта оду в связи с юбилеем; хитрый псевдоученый, пишущий докторскую диссертацию о грибах «Человечество и грибы»; портниха Намсал-абгай, думающая только о прибыли; графоман, автор трехтомного романа-альбома, требующий от поэта отзыва за свой «труд» и другие, стремящиеся поймать «голубых гусей», постоянно оказываются в комических ситуациях.