Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 09:34, реферат
Эпштейн М.Н. : «Образ художественный — “категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто — действующее лицо или литературного героя)”».
Управление культуры
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное образовательное учреждение культуры высшего
профессионального образования
«Екатеринбургская академия современного искусства»
(институт)
Дисциплина «История и теория литературы»
Вариант №1
Контрольная работа
Студент Е.Е.Смирнов
группы ПИ-333-З
Преподаватель Е.В.Радько
2010
I. Теория.
1.Что означает понятие «художественный образ» (дать возможные определения: Л. С. Выготского, М. Н. Эпштейна, В. Е. Хализева...), каковы его отличительные черты (перечислить наиважнейшие)?
Эпштейн М.Н. : «Образ художественный — “категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто — действующее лицо или литературного героя)”».
Если более полно, художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).
Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды.
В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.
В аспекте структуры литературного творения художественный образ - это важнейший составной элемент его формы. Образом именуется узор на «теле» эстетического объекта; главная «передающая» шестерня художественного механизма, без которой невозможно развитие действия, понимание смысла. Если художественное произведение - основная единица литературы, то художественный образ - основная единица литературного творения. С помощью художественных образов моделируется объект отражения. Образом выражаются предметы пейзажа и интерьера, события и поступки героев. В образах проступает замысел автора; воплощается главная, обобщающая идея.
Особенности художественного образа:
1. Конкретность
- отражение индивидуальных
2. Разновидности
литературных художественных
Художественная реальность литературного творения, как правило, редко выражает себя в одном, единственном художественном образе. Традиционно она возникает из многозначного образования; целой системы. В этой системе многие образы отличаются друг от друга и обнаруживают принадлежность к определенному типу, разновидности. Тип образа определяется его происхождением, функциональным предназначением и структурой.
На уровне происхождения различают две большие группы художественных образов: авторские и традиционные.
Авторские образы, как это видно из самого названия, рождаются в творческой лаборатории автора «на потребу дня», «здесь и сейчас». Они вырастают из субъективного видения мира художником, из его личностной оценки изображаемых событий, явлений или фактов. Авторские образы конкретны, эмоциональны и индивидуальны. Они близки читателю своей реальной, человеческой природой. Любой может сказать: «Да, я видел (пережил, «прочувствовал») нечто подобное». В то же время авторские образы онтологичны (то есть имеют тесную связь с бытием, вырастают из него), типичны и потому всегда актуальны. С одной стороны, эти образы воплощают историю государств и народов, осмысляют общественно-политические катаклизмы (как, например, горьковский буревестник, который предсказывает и одновременно призывает революцию). А с другой - создают галерею неподражаемых художественных типов, которые остаются в памяти человечества как реальные модели бытия.
Так, например, образ князя Игоря из «Слова» моделирует духовный путь воина, который освобождается от низменных пороков и страстей. Образ пушкинского Евгения Онегина обнаруживает «идею» разочарованного в жизни дворянства. А вот образ Остапа Бендера из творчества И. Ильфа и Е. Петрова олицетворяет путь человека, одержимого элементарной жаждой материальных благ.
Традиционные образы заимствуются из сокровищницы мировой культуры. Они отражают вечные истины коллективного опыта людей в различных сферах жизни (религиозной, философской, социальной). Традиционные образы статичны, герметичны и потому универсальны. Они используются писателями для художественно-эстетического «прорыва» в трансцендентное и транссубъективное. Главная цель традиционных образов - коренная духовно-нравственная перестройка сознания читателя по «небесному» образцу. Этому служат многочисленные архетипы и символы.
В аспекте функционального предназначения различают образы героев, образы (картины) природы, образы-вещи и образы-детали.
Наконец, в аспекте построения (правил иносказания, переноса значений) различают художественные образы-символы и тропы.
Художественные тропы.
В стилистике и риторике художественные тропы - элементы речевой изобразительности. Тропами (греч. tropos - оборот) именуются особые обороты речи, придающие ей наглядность, живость, эмоциональность и красоту. Тропы предполагают конверсию слова, переворот в его семантике. Они возникают тогда, когда слова употребляются не в прямом, а в переносном смысле; когда посредством сопоставления по смежности экспрессемы обогащают друг друга спектром лексических значений.
Например, в одном из стихотворений А.К. Толстого читаем:
Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету...
В приведенных строчках фактически воссоздается история одной весенней березы, получившей механическое повреждение древесной коры. Дерево, по мысли поэта, готовилось к пробуждению от долгой зимней спячки. Но появился некий злой (или просто рассеянный) человек, захотел напиться березового сока, сделал надрез (зарубку), утолил жажду и ушел. А из надреза продолжает течь сок.
Конкретная фактура сюжета остро переживается А.К. Толстым. Он сострадает березе и расценивает ее историю как нарушение законов бытия, как попирание красоты, как некую мировую драму.
Поэтому художник прибегает к словесно-лексическим заменам. Поэт называет надрез (или зарубку) на коре «раной». А березовый сок - «слезами» (их у березы, конечно, быть не может). Тропы помогают автору идентифицировать березу и человека; выразить в стихотворении идею милосердия, сострадания всему живому.
Тропами именуются поэтические обороты языка, подразумевающие перенос значений.
3. Представление
об образе-характере и образе-
Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Персонаж легко превращается в героя в том случае, если получает индивидуальное, личностное измерение или характер. В современном литературоведении характер - это неповторимая индивидуальность персонажа; его внутренний облик; то есть все то, что делает человека личностью, что отличает его от других людей.
"Персонаж литературный. Носитель конструктивной роли в произведении, автономный и олицетворенный в представлении воображения (это может быть личность, но также животное, растение, ландшафт, утварь, фантастическое существо, понятие), вовлеченный в действие (герой) или только эпизодически указанный (напр., личность, важная для характеристики cреды). С учетом роли литературных персонажей в целостности произведения можно поделить их на главных (первого плана), побочных (второго плана) и эпизодических, а с точки зрения их участия в развитии фабулы - на поступающих (активных) и пассивных" .
4.Понятие образа-детали.
Образ-деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
К художественным деталям относят подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи.
5. Понятие «архетипа».
Архетип (образ, заключающий наиболее устойчивые схемы или формулы человеческого воображения и мышления) мотивы и их комбинации, наделенные свойством “вездесущности”, универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе, верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т.п.), а также художественном творчестве вплоть до современности.
В современном литературоведении архетипами называют также неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы (“преображение” как смена одежд или насыщение, “битва” как жатва и др. в метафорическом строе русской поэзии 20 в.) или универсально распространенные сюжеты (мифы о потопе, представления о “мировом древе” и их отражения в литературе).
II.Практическое задание. С точки зрения образной системы проанализировать рассказ И. А. Бунина «Солнечный удар».
Название рассказа «Солнечный удар» можно понимать буквально (как некое заболевание обусловленное, чрезмерным воздействием сил Солнца на человека), а можно как некое ощущение выхода человека из пределов его обычного состояния, восприятия реальности, некое «помешательство», измененное состояние сознания. В рассказе встречаются такие традиционные для русской литературы большие образы как река (в данном случае р.Волга), пароход, город, гостиница, рынок, пристань.
Эмоции, которыми пропитано описание окружения в сюжете - преимущественно «солнечные и теплые», во второй части контрастируют с ощущениями ноющей тоски главного героя по физически утраченному объекту любви на этом фоне.
Образ реки — некий философский, общий, олицетворяет собой вечное изменение жизни. Река соединяет пару влюбленных в начале сюжете, а затем разлучает, символизируя собой непостоянство проявлений всех форм в этом мире и во вселенной.
Образность и размерность времени в рассказе представлена различными единицами измерения и масштабами .Время — практически одна ночь — момент, который вспоминали всю жизнь потом оба героя (много лет, «век»), т.к. никто не испытавал и не испытал потом ничего подобного, более значимо для них и поэтому настолько «растяжимо» в их восприятии и памяти. Герой, от переживаний постаревший на 10лет за один день — всё это показывает масштабы значимости таких переживаний для человеческой личности в её жизни.
В этом же и отражается некая Бунинская философия: то что происходило в жизни с тобой, останется навсегда с тобой, в твоей памяти.
Масштабы времени Буниным представлены вплоть до вечности. (Как вечности (вневременности) образов, архетипов человеческих переживаний, так и образов окружающих сил и объектов Природы — напр. Река, Звёздное Небо, Песок).
Более мелкие, но не менее значимые образы — например образ свечи. Символизирует момент яркого, но не очень долговечного в непосредственном переживании чувства. Перекликается и с более сакральными смыслами, свечей, огнями в храме, святилище, как проявлением божественного и неких сил, дающих необычные более тонкие по сравнению с обыденными переживания окружающего пространства и времени.
Весь рассказ Бунина состоит из мелких, но ярких необходимых и достаточных для создания образа в сознании читателя деталей, тому пример детализрованное описание города. Это очень важно, т.к. количество деталей передаёт то богатство мира, которое способен ощущить человек. Заметны также например и образы обстановки гостиницы: душный номер, в который врывается пара, зеркало, в котором в дальнейшем видит свой изменившийся образ главный герой и д.р.
Образ темноты в конце рассказа — образ как конца, так и начала, нового непостижимого в дальнейшей судьбе человека.
Таким образом в рассказе Бунина «Солнечный удар» можно обнаружить чрезвычайно развитую образную систему, превалирующую над по сути простым событийным, сюжетным рядом. Текстовое пространство произведения пренасыщено хронотропичексими образами (образами места действия и времени). Центральным же образом рассказа является «солнечный удар» - явление, соединение чувств и отношений, надличностно возникающее между мужским и женским началом, проявляющееся в острой, чувственной форме человеческих переживаний, оставляющее глубокий след в памяти и сознании.